РБК Компании
Главная Smile Fish 6 декабря 2024

Как понять, что ваш ребенок готов к школе: интеллектуальный аспект

При достижении ребенком 5 лет большая часть родителей начинает всерьез задумываться на тему школы. Но как понять, что ваш ребенок интеллектуально к этому готов?
Как понять, что ваш ребенок готов к школе: интеллектуальный аспект
Источник изображения: Freepik.com
София Баландина
София Баландина
Глава методического отдела детских садов Smile Fish

Глава методического отдела крупнейшей сети частных детских садов Smile Fish. Управляет садами с 2011 года, владеет 8 садами (Москва, Хабаровск)

Подробнее про эксперта

При достижении ребенком 5-6 лет большая часть родителей начинает всерьез задумываться на тему школы. И первый вопрос, с которым сталкиваются родители — это подготовка к начальным классам. Что должен уметь и знать ребенок при поступлении в первый класс? Писать, читать, считать? Может быть, знать таблицу умножения? А должен ли ребенок вообще что-то кому-то?

Нормы поступления в школу

Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на обучение по основным общеобразовательным программам должны принимать всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Каких-либо требований к подготовке кандидатов на прием данным Федеральным законом не установлено. Таким образом, в приеме в первый класс в государственную или муниципальную школу не может быть отказано из-за нехватки знаний или умений — отказать могут только из-за отсутствия свободных мест.

В частных школах могут вводиться дополнительные требования к условиям поступления. Все они должны быть зафиксированы в уставе или иных внутренних документах учреждения. Выходит, можно вообще не готовить ребенка к школе?

Поступление в школу — это большой, новый этап в жизни маленького человека. И для того, чтобы ступить на этот путь смело и уверенно, без подготовки все же не обойтись. Но что же включает в себя подготовка? Разберем три аспекта, на которые стоит равноценно обратить внимание — это интеллектуальная, физиологическая, а также социально-психологическая готовность. 

софия баландина smile fish
 

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Показателем интеллектуальной готовности можно считать общую осведомленность ребенка, его кругозор и эрудицию, уровень развития познавательных процессов. Важным фактором является больше не сам объем знаний, а уровень развития познавательного интереса, тяга к процессу обучения. Ребенок должен быть любознателен и хотеть знать «что?», «зачем?» и «почему?».

Чаще всего, озадачившись вопросом готовности к школе, родители желают видеть в своем чаде набор навыков и умений, связанных прежде всего с развитием интеллекта. По мнению многих родителей, будущему первокласснику недостаточно знать только лишь буквы и цифры. Он должен читать, уметь писать каллиграфическим почерком, знать числа в пределах 100 и выполнять арифметические действия. Засадить за парту ребенка 5-6 лет считается нормой, ведь «пусть привыкает». И чем больше нагрузка, тем эффективнее. Отсюда так хорошо продаются курсы по подготовке к школе, которых сейчас огромное количество на любой вкус, цвет и кошелек.

Разберем на примере Гриши. Начиная с 4 лет, его мама настойчиво делала акцент на необходимости уделять больше времени занятиям. А конкретнее — заданиям в рабочих тетрадях, которые она сама принесла своему сыну для дополнительной нагрузки. С воспитателей она ежедневно требовала отчет о подготовке к школе и задания на дом.

Воспитатели пытались донести до матери, что программа детского садика предусматривает планомерное развитие ребенка, соответствующее его возрасту и уровню познавательных способностей. Но мама Гриши имела свои представления о степени необходимой нагрузки для своего сына. Можно было бы предположить, что она старательно готовила его к поступлению в частную школу со своим набором требований. Только вот ценой ее планов стал сам ребенок, который ежедневно плакал над тетрадями в тот момент, когда друзья Гриши играли. В итоге мама забрала малыша из садика за 2 года до школы, обозначив, что он вырос и оставшееся до школы время будет ходить на курсы и заниматься с репетиторами.

Какую цель преследуют такие родители? Важно вовремя понять, что является необходимым для ребенка, а что — целью удовлетворения собственных амбиций. Погоня за высоким уровнем знаний, изучение программы первого класса — не лучшее решение. С большей вероятностью завышенные требования приведут к тому, что ребенку будет просто неинтересно учиться в первом классе, так как до школы он овладел уже всеми знаниями и навыками, рассчитанными на целый год обучения. И нет, от этого ребенок не будет чувствовать себя увереннее. Он попросту потеряет необходимость прилагать усилия, стараться, в результате чего привыкнет к маленькой нагрузке. Ведь он и так все уже знает, и умеет. В дальнейшем такому ребенку вернуть мотивацию и интерес к процессу обучения будет не так уж и просто.

софия баландина smile fish
 

Есть и другая грань. Противоположный пример — мальчик Степан. Мама которого, отдав его в сад с 3 лет, четко заявила о своей позиции свободного воспитания и развития сына. «Я считаю, что ребенок должен делать только то, что он хочет! Не хочет заниматься — не трогайте его», — говорила она воспитателям и внушала ему самому. Авторитетное мнение своей мамы мальчик воспринял как прямое поручение и на протяжении долгого времени открыто игнорировал развивающие занятия в группе сверстников.

Что же случилось, когда за год до школы к маме Степана все-таки пришло осознание того, что все дети возраста ее сына знают буквы, цифры, выводят закорючки в прописях, а Степан продолжает развлекаться и игнорировать занятия? Она резко сменила позицию и начала ругать мальчика за неусидчивость и отсутствие любознательности. Ребенок на тот момент был в смятении. Нагрузка, которая резко свалилась на него, и требовательная мама вводили его в ступор. Мальчик, находясь под давлением, не воспринимал никакой информации — просто бунтовал на занятиях. Тогда мама начала искать специалистов, подозревая ребенка в нарушении работы головного мозга, раз он не может запомнить элементарных вещей, которые знают все ребята его возраста.

Эта история закончилась хорошо. Воспитателям удалось достучаться до мамы о необходимости снижения давления на ребенка. Благодаря компетентным педагогам и положительной мотивации у мальчика был запущен познавательный интерес. В короткий срок Степан был подготовлен к школе на уровне с остальными детьми.

Формировать интерес детей к знаниям необходимо постепенно, вовлекая в процесс обучения через игры и занимательный методический материал. Передавить интерес ребенка, усадив его за парту слишком рано либо, наоборот, проявлять попустительство к развитию дошкольника — две недопустимые грани, где одна не лучше другой.

По нашему большому опыту, выпустив в первый класс более тысячи детей, мы уверенно можем сказать, что естественный познавательный интерес детей дошкольного возраста позволяет им овладеть необходимой базой знаний без усиленной дополнительной нагрузки. Достаточно задать направление. Гармоничное развитие детей под контролем компетентных педагогов — мудрое решение в процессе подготовки ребенка к школе.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Крупнейшая сеть детских садов122 действующих сада, 13 садов на стадии открытия, 16 городов присутствия
Входит в топ франшиз 2023 годаПо версии Коммерсантъ
Работает с 1985 годаНи один филиал Smile Fish не был закрыт

Профиль

Дата регистрации06.07.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП 320774600247629
ИНН 272199381600

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия