Налоговые риски франчайзинга в России
Налоговые риски франчайзинговых структур достаточно высоки: от корректности уплаты НДС и налога на прибыль с роялти до возможного признания дробления бизнеса

Налоговый консультант, советник государственной гражданской службы РФ I класса. Стаж работы в налоговых органах — более 25 лет, «Отличник ФНС России». К.э.н., преподаватель РГЭУ
Франчайзинг (договор коммерческой концессии) — популярная модель развития бизнеса, несущая существенные налоговые риски. Налоговые органы внимательно изучают такие структуры на предмет злоупотреблений. В этой статье представлен актуальный обзор российского налогового законодательства, официальных разъяснений и судебной практики за последние годы, а также даны рекомендации для франчайзеров и франчайзи малого и среднего бизнеса.
Налоговое законодательство и франчайзинг
Налоговый кодекс РФ не содержит специальной нормы о франчайзинге, поэтому используются общие правила налогообложения доходов от интеллектуальной собственности. Основные элементы налогообложения по франчайзинговым договорам включают регулярные роялти и единовременные паушальные взносы. Рассмотрим ключевые налоги и положения:
- Налог на прибыль организаций. Для российской компании-франчайзи уплачиваемый роялти, учитывается в расходах, если соответствуют критериям обоснованности и документальной подтвержденности (ст. 252 НК РФ). Франчайзер отражает полученные платежи во внереализационных доходах. Если же стороны взаимозависимы (по критериям ст. 105.1 НК РФ — например, общие учредители, родственные связи и т.д.), размер вознаграждения должен соответствовать рыночному уровню, иначе налоговый орган может доначислить прибыль по правилам трансфертного ценообразования. При выплате роялти иностранному правообладателю действует механизм налога у источника: подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ относит доходы от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности к налогооблагаемым доходам иностранной организации из источников РФ. Российская компания-налоговый агент обязана удержать налог при каждой выплате. Важно отметить, что право на пониженную ставку требует подтверждения фактического права получателя на доход — налоговые органы проверяют, чтобы роялти выплачивались не транзитной компании, а конечному правообладателю.
- НДС. Вознаграждения по франчайзингу облагаются НДС на общих основаниях, если не подпадают под льготы. Налоговый кодекс освобождает от НДС передачу прав на ряд объектов интеллектуальной собственности (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако лицензионные договоры на товарные знаки (торговые марки) под эту льготу не подпадают. Это означает, что роялти за использование товарного знака облагаются НДС в общем порядке. Если же франчайзер — иностранная компания без присутствия в РФ, обязанность по уплате НДС с стоимости полученной услуги по использованию интеллектуальных прав возникает у российской компании-франчайзи как налогового агента (ст. 174.2 НК РФ). От НДС освобождаются лишь те компоненты, которые прямо поименованы в ст. 149 НК (например, передача прав на изобретения, программы ЭВМ, включенные в реестр отечественного ПО, и т.д.). Поскольку большинство франшиз ориентированы на использование товарного знака и бизнес-модели, в общем случае следует закладывать уплату НДС в бюджет со всех платежей по договору коммерческой концессии.
- Прочие налоги и режимы. Если франчайзи ИП или применяет специальные режимы (УСН, ЕСХН и пр.), налогообложение доходов и расходов осуществляется по правилам соответствующего режима. Например, ИП на УСН «доходы минус расходы» может учесть роялти в составе материальных расходов, а на УСН «доходы» — не учитывает расходы и платит 6% со всей выручки, полученной уже за вычетом уплаченных франчайзеру сумм. При этом уплата вознаграждений иностранному франчайзеру все равно потребует удержать налог у источника по ставкам, указанным выше, вне зависимости от режима (налоговым агентом выступает плательщик дохода).
Официальные разъяснения ФНС и Минфина
Минфин России в своих письмах, затрагивающих налоговые аспекты франчайзинга, концентрируется на правильном налогообложении платежей по договорам коммерческой концессии. Так в Письме Минфина от 27.10.2017 №03-07-11/70530 разъяснено, что передача прав на использование товарного знака по лицензионному договору не освобождается от НДС по статье 149 НК РФ. В других письмах Минфин подчеркивал необходимость наличия правильно оформленных документов, подтверждающих право франчайзи использовать объекты интеллектуальной собственности — без них расходы в виде роялти могут быть исключены из базы по налогу на прибыль как необоснованные.
Федеральная налоговая служба пристально следит за франчайзинговыми схемами. В информационном письме ФНС России от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@ приведены примеры формального разделения единого бизнеса на множество организаций (производство, торговля, услуги и т.п.) без самостоятельной роли этих организаций. Хотя прямого указания на франчайзинг в этом письме нет, многие описанные признаки «дробления» совпадают со стандартными условиями франшизы.
Подводя итог позициям органов: франчайзерам и франчайзи важно соблюдать баланс между едиными стандартами сети и реальной самостоятельностью участников.
Судебная практика: споры по франчайзингу
Анализ арбитражной практики последних лет показывает, что налоговые споры, связанные с франшизами, участились, а суммы доначислений достигли сотен миллионов рублей.
1. Обвинения в дроблении бизнеса. Нередко налоговые органы пытаются переквалифицировать законную франчайзинговую сеть в схему дробления бизнеса. Пример: дело №А57-7217/2023 — сеть из десятков франчайзи по всей стране. Налоговая доначислила более сотни млн руб., полагая, что франчайзер и ИП-франчайзи лишь имитируют самостоятельность. Однако налогоплательщику удалось отстоять свою правоту. В суде была доказана реальность отношений: представлены документы, подтверждающие исполнение каждым франчайзи своих обязательств. Суд согласился, что однородный внешний облик и централизованные поставки — это нормальная практика для франшизы, а не признак мошенничества. В результате решение налогового органа было признано недействительным, доначисления отменены. Этот кейс показывает: при должной подготовке доказательств реальной предпринимательской деятельности каждого звена, бизнес-модель франчайзинга может быть успешно защищена в суде.
2. Споры по налогообложению роялти. Еще одна категория судебных споров –выплаты франчайзингового вознаграждения в трансграничных платежах. Так, в 2022 году рассматривалось дело, где российская дочерняя фирма выплачивала роялти польской компании в группе. Налоговый орган доначислил налог у источника, посчитав, что льготная ставка по договору об избегании двойного налогообложения (0%) не применима. Суды поддержали налоговую: роялти подлежали обложению по ставке 10% согласно соглашению с Польшей, поскольку получатель не доказал статуса бенефициарного владельца. В другой группе дел налоговики оспаривали само включение роялти в расходы: например, когда российская компания платила значительные суммы за широко известные сведения или когда правообладателем выступала офшорная компания-посредник. Общий вывод из практики: суды требуют экономического обоснования роялти.
Налоговые риски в сфере франчайзинга вышли на первый план. Только в 2024 г. было рассмотрено более 600 дел.
Отраслевые особенности
Налоговые вопросы франчайзинга во многом схожи между отраслями, но есть и некоторые нюансы в разных сферах экономики:
- Общественное питание (общепит). Коммерческая концессия очень популярна именно в общепите: одна компания–правообладатель передает налаженную бизнес-модель множеству аффилированных предприятий (часто ИП) на УСН. Типичные претензии инспекторов: все рестораны имеют единый бренд и маркетинг, централизованные закупки ингредиентов через франчайзера, взаимозависимых владельцев. Если, к примеру, главный франчайзер фактически контролирует финансы точек или между ними перераспределяются сотрудники, ФНС может попытаться консолидировать их налоги. Избежать этого помогают раздельные команды и бухгалтерия в каждой точке, отсутствие полного совпадения состава учредителей, а также регистрация договора франчайзинга (коммерческой концессии) в Роспатенте, что придает легитимность взаимоотношениям.
- Ритейл (розничная торговля). Здесь распространена модель, когда единый по сути бизнес (магазины одной марки) разбит на формально независимые фирмы в разных регионах. Признаки, на которые смотрит налоговая в ритейле: единая ценовая политика и скидки во всех точках, централизованные склады и логистика, один интернет-сайт для всех магазинов, отсутствие реальных конкурентных отношений между «независимыми» франчайзи. Ритейл характеризуется большим объемом товаров, поэтому дополнительные риски — это уплата торгового сбора (в городах, где он введен), корректный расчет НДС с бонусов и маркетинговых взносов. Франчайзер часто выступает поставщиком товара для своих франчайзи, устанавливая трансфертные цены. Если франчайзер и франчайзи взаимозависимы, трансфертное ценообразование выходит на первый план: необходимо обосновывать рыночный уровень наценки при перепродаже товара внутри сети. Крупным розничным франчайзерам рекомендуется разрабатывать политику по ТЦО и готовить документацию, чтобы в случае проверки подтвердить обоснованность цен на товар и размер роялти.
- Сфера услуг. Особенность отрасли в том, что услугу конечному потребителю оказывает, как правило, сам франчайзи. Поэтому налоговики ищут признаки единого управления: например, единый кол-центр записи клиентов, общая рекламная кампания, обмен персоналом или единая система оплаты труда. Пример из практики — сеть шиномонтажных мастерских (дело описано в письме ФНС): 11 организаций на УСН оказывали услуги под одной маркой, с использованием оборудования и помещений, арендованных у головной компании, и с сотрудниками, фактически нанятыми основной фирмой. Бизнес был признан формально раздробленным — по сути вся деятельность осуществлялась главной организацией, а «франчайзи» не имели собственных ресурсов. Чтобы не попасть в схожую ситуацию, франчайзи в сфере услуг должны иметь собственный персонал, арендовать помещения на рыночных условиях, не перекрещивать учредителей с франчайзером.
- Производство и промышленность. Здесь франчайзинг встречается реже, но имеются модели, когда компания передает по концессии технологию или бренд для изготовления продукции на сторонних мощностях. В таких случаях налоговые риски двоякие. С одной стороны, существует опасность, что налоговая усмотрит единство технологического процесса и признает всех участников частью одного предприятия (особенно если они расположены на одной площадке или явно аффилированы). С другой стороны, актуальна проблема ценообразования и роялти: головная компания может завышать плату за пользование технологией, тем самым снижая прибыль у производителя (который, например, применяет льготный режим или имеет убытки для налога на прибыль). Налоговый орган в рамках проверки может попытаться ограничить вычет таких роялти, сославшись на их несоответствие рыночному уровню или отсутствие реальной ценности. Также важна таможенно-налоговая сфера: если компоненты или сырье импортируются, а затем выплачиваются роялти за технологию, могут возникать вопросы включения роялти в таможенную стоимость импорта (что влияет на пошлины). Таким образом, в договоре нужно четко перечислять передаваемые права (патенты, ноу-хоу), желательно раздельно от соглашений на поставку сырья или оборудования.
Франчайзинг привлекает повышенное внимание налоговых органов, поэтому и франчайзер, и франчайзи должны проактивно управлять налоговыми рисками. На основе анализа законодательства и практики можно сделать следующие выводы и дать практические советы:
- Четко отделяйте франчайзинг от схем дробления. ФНС рассматривает франчайзинговую модель как подозрительную, когда видит, что цель — лишь сохранить льготный режим налогообложения. Поэтому избегайте заключения договоров франшизы со своими родственниками, бывшими сотрудниками. Лучше привлечь независимых партнеров. Если же сеть строится внутри группы компаний, позаботьтесь о документальном обосновании бизнес-причин каждого элемента сети (логистика, география, специализация и т.п.). При проверке важно показать, что каждый франчайзи — самостоятельный бизнес, а не номинальная фирма.
- Оформляйте правоотношения юридически безупречно. Для франчайзинга критично иметь грамотный договор коммерческой концессии или лицензионный договор. Зарегистрируйте договор в Роспатенте, если это требуется (для концессии — обязательно, согласно ГК РФ). В договоре подробно опишите передаваемые права: товарные знаки, секреты производства, программные продукты, методы — и соответствующие платежи (паушальный взнос, роялти, плата за обучение и т.п.). Соблюдайте требования ст. 54.1 НК РФ: все уменьшения налогов должны быть следствием реальных деловых операций. Подтверждайте фактическое оказание услуг франчайзера: акты консалтинговых услуг, отчеты о маркетинговой поддержке, доказательства передачи технологий (например, мануалы, тренинги). Помните, что налоговики будут искать «пустые» платежи.
- Следите за обоснованностью роялти и других вознаграждений. Если роялти слишком велики и приводят компанию к убыткам, это сигнал для проверки. Сравнивайте ставку роялти с рыночным диапазоном по похожим договорам (в открытых источниках или с помощью оценщиков). Взаимозависимым лицам (например, если франчайзи и франчайзер — компании одной группы) крайне желательно иметь документацию по трансфертному ценообразованию, обосновывающую уровень платежей. Если ваша франшиза трансграничная, убедитесь, что получатель дохода — бенефициар. Иначе даже наличие договора об избегании двойного налогообложения не спасет от удержания налога по полной ставке. Применяйте пониженные ставки лишь при наличии подтверждающих документов (сертификатов резидентства, письменных разъяснений о бенефициарном владении).
- Обеспечьте раздельность персонала и ресурсов. Практика показывает, что одним из решающих доказательств против дробления являются свидетельские показания сотрудников. Поэтому каждому франчайзи — свой трудовой коллектив. Не используйте одну и ту же кассовую технику и склады на всех франчайзи без должных договорных отношений (аренды, ответственного хранения). Документы на контроль (акты проверок, чек-листы) со стороны франчайзера должны демонстрировать проверку соблюдения стандартов, а не непосредственное руководство бизнесом франчайзи.
- Учтите отраслевые нюансы и новые правила. Бизнесу стоит консультироваться с профильными специалистами, чтобы заранее устранять налоговые «узкие места». Держите руку на пульсе изменений законодательства: 2024 — 2025 годы принесли новшества (амнистия при отказе от дробления, изменение ставок налогов, уточнения в главу 21 НК по электронным услугам и ПО и т.д.). Возможно, имеет смысл пройти добровольный аудит или налоговый стресс-тест франчайзинговой схемы.
В заключение подчеркнем: франчайзинг может быть эффективным и законным инструментом развития бизнеса, если соблюдены разумные меры предосторожности. Честность и прозрачность — лучшая стратегия. Грамотная структура, в которой у каждого участника есть своя деловая роль и выгода, поддержанная реальными документами, позволит минимизировать налоговые риски и успешно противостоять возможным спорам с налоговыми органами.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети