РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная АРБ Про 30 апреля 2025

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 3

Какие особенности русского бизнеса формируют его стиль, но зачастую мешают ему расти: топ-10
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 3
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью GigaChat
Елена Сысуева
Елена Сысуева
Руководитель направления «Стратегический маркетинг» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», автор первых в России исследований по онлайн-продажам b2b и b2c

Разработка и внедрение системы управления, ориентированной на клиента, с акцентом на корпоративную культуру и синхронизацию ключевых функций

Подробнее про эксперта

Российский стиль управления — это сочетание гибкости, интуитивности и сильного лидера. Но в 2025 году бизнесу понадобится осознанное лидерство, системность и постоянный анализ внешней среды.

Привет, я Елена Сысуева — руководитель направления «Стратегический маркетинг» в консалтинговой компании «АРБ Про». В прошлом году мы с коллегами провели исследование «Предприниматель нашего времени», чтобы показать тех, кто создает новую экономическую и культурную реальность России. Мы изучили 191 компанию и провели 68 интервью с владельцами. Выявили 10 особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Расскажу об этих особенностях и объясню, что с ними делать для развития в 2025 году. 

Забегая вперед, скажу, что ряд черт сохраняет актуальность с 2003 года. О них писал кандидат экономических наук и автор деловой литературы Александр Петрович Прохоров в книге «Русская модель управления», поэтому в статье вы увидите и его цитаты тоже.

Особенность вторая. Централизация власти: 67% владельцев признают, что бизнес держится на них

Централизация власти — типичная черта российского бизнеса. Наши компании исторически строились вокруг сильных лидеров, которые берут на себя всю ответственность за принятие решений, управление операционной деятельностью и стратегическое развитие. Поэтому принятие ключевых и не только решений зачастую осуществляют собственники или узкий круг топ-менеджеров.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 3
По данным исследования АРБ Про, 67% владельцев признают, что бизнес держится на них, и только 11% полностью доверяют своей команде ключевые решения

Здесь процитирую Александра Прохорова: 

Индивидуальный подход лидера — это сила и слабость нашей модели: она позволяет двигаться быстро, но оставляет систему уязвимой к любым изменениям в руководстве. Именно поэтому развитие системы делегирования становится ключевым условием для устойчивого роста.

Главная проблема централизации в том, что бизнес становится чрезмерно зависимым от одного человека. Это ограничивает его масштабируемость и замедляет развитие. Зависимость от одного или нескольких лидеров может проявляться в форме микроменеджмента или сильного влияния собственника на ключевые решения. В такой ситуации сложно выстроить системную работу на всех уровнях управления.

Как отражается на бизнесе

Плюсы

  • Быстрые решения в кризисных ситуациях. Собственник принимает ключевые решения без долгих согласований.

Минусы

  • Ограниченная масштабируемость. Компания не может расти быстро, так как решения «узким горлышком» проходят через собственника.
  • Высокая зависимость от одного человека. Если лидер временно недоступен или покидает компанию, бизнес может оказаться на паузе.
  • Замедление процессов. Собственник не успевает охватить все аспекты бизнеса, из-за чего происходят задержки в принятии решений.
  • Ограниченная инновационность. Из-за контроля со стороны одного человека команда часто не решается предлагать новые идеи и проявлять инициативу. 
  • Демотивация команды. Руководители среднего звена ощущают себя исполнителями, а не полноценными участниками бизнеса. Это приводит к низкой инициативности и текучке кадров.

И с доверием вроде бы все неплохо. Получается дело не в нем?

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 3

Тогда в чем?

Многие владельцы бизнеса в России сталкиваются с проблемами делегирования, что ограничивает рост их компаний. 44% опрошенных оценивают свой уровень делегирования как низкий.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 3

Ряд руководителей замыкают на себе операционку. Некоторые — не готовы делегировать лишь некоторую часть задач. На выходе, три ситуации:

  1. Высокая зависимость от владельца — считают, что без их участия бизнес не сможет функционировать, выполняют множество функций сами, характерна недостаточная команда, микроменеджмент. 
  2. Частичная независимость — сохраняют ключевые роли: принятие стратегических решений, ведение сложных переговоров, укрепление команды. 
  3. Высокая степень отделяемости — роль стратегическая: визионерство, контроль, инициация новых проектов, новых связей.

В ситуации 2 и 3 есть ряд вопросов, которые владельцы сохраняют за собой.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 3

Что делать собственнику

Чтобы снизить негативные последствия централизации власти (и во времена кризисных ситуаций и в моменты планового стратегического развития), эксперты АРБ Про рекомендуют несколько шагов:

1. Осознание роли. Определите, какую роль хотите играть в компании:

  • Перейти в роль визионера. Сосредоточиться на стратегии, культуре и решающий голос в управлении
  • Продолжать быть в операционке.

2. Вовлечение команды в долгосрочные планы компании и проговаривание роли каждого в нем. Делайте стратегию понятной и достижимой на каждом уровне компании и обсуждайте стратегические цели с ключевыми сотрудниками. Устраивайте регулярные Q&A сессии для команды.

3. Создание системы делегирования: 

  • Обучение руководителей делегированию и управлению подчиненными (плата за руководство, не за выполнение задач линейного персонала).
  • Раскапсулирование функций — стимулирование кросс-функциональных проектов. Сделайте так, чтобы каждая функция — разработка, производство, маркетинг, продажи, HR, финансы, логистика — не работала в изоляции, когда команды решают комплексные задачи на сквозные темы, внедряйте регулярные встречи между подразделениями. 
  • Стратегическая мотивация для ключевых сотрудников в виде акционерного участия (формируется команда руководителей, а не исполнителей).

4. Запускать программы подготовки руководителей (людей изнутри) + поиск внешних.

Следующая особенность — в следующей статье!

Последнее изменение: 6 мая 2025

Источники изображений:

Елена Сысуева / Личный архив АРБ Про

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

18 летконференция «Базовые стратегии»
90+аудитов сайтов и проектов по развитию компаний в Интернете
100+маркетинговых исследований для ТОП-менеджеров и маркетинговых департаментов
1200+проектов по развитию бизнеса
260+диагностик состояния компаний

Контакты

Адрес
191015, Россия, г. Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия