Продуктовый проект в IT: как соблюсти интересы клиента и компании
Какие условия важно обсудить сторонам на этапах сотрудничества и как сделать так, чтобы процесс работы устроил и клиента, и разработчиков

Опыт работы 16 лет, трудовую деятельность начала на госслужбе, работала в двух крупных холдингах Ульяновска. Юрист в IT сфере более года.
Продуктовый проект в IT — это разработка и развитие цифрового продукта, который приносит пользу бизнесу и решает потребности пользователя. Мобильные приложения, сервисы подписки, облачные хранилища, CRM-системы, интернет-магазины, сайты-визитки или образовательные платформы, программы оптимизации складов и учета товаров — все это обеспечивает бизнесу гибкость и масштабируемость.
Прежде всего, актуальные IT-решения помогают компаниям автоматизировать повторяющиеся задачи, увеличить поток клиентов, просчитать доходы и расходы, вести отчетность, документооборот и многое другое.
Предприятия стремятся получить готовый работающий продукт под свои потребности, не нанимая при этом большой штат разработчиков. Это логично: поиск и подбор грамотных специалистов занимают много времени и ресурсов. Дешевле и быстрее воспользоваться опытом разработки программного обеспечения под ключ от специализированных компаний.
Каждый договор имеет свои тонкости, и о них важно помнить. В нашем материале рассказываем о том, какие условия важно обсудить сторонам на этапах сотрудничества, как передавать готовый продукт и, главное, соблюсти интересы и клиента, и самой IT-компании на протяжении всего периода работы.
Продуктовый проект: варианты сотрудничества
При сопровождении бизнеса в части реализации продуктовых проектов есть два основных варианта сотрудничества: «Fix Price» и «Limited по этапам». Выбор зависит от конкретного запроса клиента.
Разберем отличия, плюсы и минусы.
Fix Price — форма сотрудничества, при которой клиент и IT-компания фиксируют в договоре всю стоимость проекта, перечень работ, который в него входит, критерии приемки работ, ожидаемый результат и, конечно, сроки.
- Кейс. Мы заключили с компанией-заказчиком фиксовый договор. На старте запрос клиента был в том, чтобы «объединить» все имеющиеся программы по складскому и бухучету, сайт и мобильное приложение в одну удобную систему. Под эту задачу команда пишет ТЗ. Итогом работы станет платформа, предоставляющая широкий спектр инструментов для автоматизации бизнеса, удобная для работы, с возможностью перемещать информацию из одной программы в другую. Например, информация о покупке на сайте сразу поступит в бухгалтерию, сформируется счет, после оплаты данные автоматически поступят на склад для сборки и отправки товара. Также будет настроено и мобильное приложение, в которое интегрируют несколько платежных систем. Конечный продукт клиент получит по завершению всех работ.
Плюсы Fix Price: в договоре сразу фиксируется конечный результат по проекту, полная его стоимость и срок его реализации.
Минусы Fix Price: в момент заключения договора клиент не всегда имеет представление о конечном результате, поэтому в ходе реализации могут возникнуть дополнительные задачи. Например, при разработке сайта клиент понял, что хочет одну страницу разделить на две, но это ранее не было зафиксировано в договоре. Тут придется пересматривать бюджет и сроки проекта.

Limited по этапам. Этот вариант работы между клиентом и IT-компанией, при которой перечень и результат работ, критерии приемки, стоимость и срок исполнения фиксируются не на весь проект, а конкретно на каждый этап. Например, этап разработки на тестовой среде, этап разработки и переноса кода на рабочую базу. Этот вариант более гибкий, в отличие от Fix Price: клиенту проще контролировать каждый этап и адаптировать все изменения по процессам, он видит промежуточные результаты.
- Кейс. С одним из последних клиентов компании SimbirSoft мы построили работу именно по системе Limited. Заказчик пришел с запросом на адаптацию программного обеспечения 1С:ERP. Мы проговорили этапы: интервью, настройка системы и тестирование. После завершения адаптации клиент сразу сможет пользоваться системой, что значительно облегчит жизнь компании — как минимум в части производства, управления финансами, складами, закупками, продажами и так далее. Команда работала опционально, переходя от этапа к этапу постепенно, докручивая в ПО новые возможности. Итог проекта — автоматизация всех процессов и комплексное управление ими.
Плюсы Limited по этапам: детальная проработка перечня и результатов работ, критериев приемки по каждому этапу снижает вероятность возникновения дополнительных задач. Большой срок на реализацию продукта разделяется на небольшие, более прогнозируемые отрезки. Клиент сможет корректировать свои пожелания и требования к продукту после приемки предыдущих этапов. Оплата происходит последовательно, что позволяет «не вырывать» крупную сумму из оборотов компании-клиента на разработку.
Минусы Limited по этапам: на старте сложно определить полную стоимость проекта, расчет идет только на определенный этап. Сроки реализации всего проекта также не фиксируются в договоре.
Какую схему работы выбрать — решать клиенту. Рекомендуем сопоставить плюсы и минусы с требуемым результатом и ресурсами. Опытная компания-разработчик подскажет, что лучше использовать для каждого конкретного случая.
Юридические тонкости оформления перечня и результата работ
Корректное оформление этапов работ и критериев приемки итогового продукта имеют большое значение не только для IT-компании, но и для клиента — уделять этому особое внимание нужно на старте.
Почему это важно? При заключении договора на разработку ПО клиенту необходимо четко сформулировать результаты работ. Недостаточно сказать: «Хочу мобильное приложение по продаже стульев». Нужно описать и дополнительные пожелания: требования к интерфейсу, количество экранов, наличие кнопок, ссылок, согласовать интеграцию с другими системами, проговорить существенные характеристики.
IT-компания поможет сформулировать требования и зафиксировать их на бумаге. Выявленная потребность клиента в определенном продукте позволит детально сформулировать необходимый перечень работ для достижения желаемого результата, а значит, точно просчитать стоимость и сроки работ.
При формировании условий в договорном документе важно предусмотреть:
- какие именно работы будет проводить IT-компания и в отношении какого программного продукта планируется проведение этих работ (если работы предполагаются не «под ключ», а в какой-то определенной части, то это тоже нужно отразить);
- количественные характеристики перечня работ: один или 5 экранов сайта необходимо разработать IT-компании? Сколько должно быть блоков? Это поможет избежать разногласий и недопониманий при приемке работ;
- критерии приемки: условия, которым должен соответствовать IT-продукт. Например, разработанное мобильное приложение должно поддерживать прием платежей из 2 сторонних сервисов, или отвечать конкретным запросам, иметь столько-то ролей и т.д.;
- в каком формате и как будет передаваться результат выполненных работ клиенту. Например, результатом этапа аналитики может быть сформированно техническое задание в формате Microsoft Word, переданное клиенту по электронной почте.
В нашей практике команда экспертов-юристов помогает клиентам, чтобы качественно подготовить договорной документ на разработку ПО: сформулировать корректные условия и зафиксировать ключевой запрос. Так заказчик получит четкое представление об итоговом программном продукте, а компания-разработчик спланирует сроки, этапы проекта, сможет оценить ресурсы, подобрать инструменты для реализации проекта.
Командная работа: простыми словами об эффективном взаимодействии
Если у клиента есть конкретный запрос на IT-продукт, но недостаточно ресурсов для его реализации, то часть вопросов (или всю работу под ключ) можно делегировать IT-компании, у которой для этого есть штат сотрудников:
- аналитики предложат возможные варианты достижения целей и сформируют техническое задание для разработки;
- производственная команда (разработчики, тестировщики и другие специалисты) непосредственно разработают или модифицируют/адаптируют программный продукт;
- проектный менеджер скоординирует работу всей производственной команды;
- IT-юристы помогут перевести сложный технический язык программистов на понятный клиенту и сформируют договорный документ, отразив в нем все нюансы проекта;
- account-менеджер осуществит всю коммуникацию с клиентом в форме «единого окна»
Именно в конструктивном взаимодействии команд IT-компании и клиента кроется секрет успеха продуктового проекта.
Эффективное взаимодействие — это отлаженный механизм, где каждый знает свое дело, что приводит к достижению поставленной цели, успешному завершению проекта и довольному клиенту.
Вместо вывода
Передача разработки продуктового проекта под ключ специалистам с большим опытом за плечами — опция, которая доказала свою эффективность. Бизнесу не нужно нанимать в штат специалистов ради одного проекта, но зато клиент может спланировать свой бюджет, описать проблему и на выходе получить готовый работающий продукт.
Работая с подрядчиком на проектах «под ключ», помните, что важно не только устно договориться о ключевых моментах, но и зафиксировать ожидаемый результат, перечень работ и критерии приемки в договоре. Так вы сможете совместными усилиями добиться хороших результатов.
Больше почитать об успешных кейсах по реализации продуктовых проектов можно на сайте SimbirSoft.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети