Почему молодежь «ностальгирует» по эпохе, в которой не жила
Как использовать тренд на анемойю, и что это такое

Эксперт по креативной экономике, культурному наследию и промышленному дизайну, организатор выставок дизайна эпохи Space Age и автор книги «Дизайн и Космос. Как технологии становятся искусством»
Сегодня у поколения 25-40-летних (зумеры и миллениалы) заметно растет интерес к эстетике прошлых эпох — от винтажной одежды до ретро-футуристического дизайна. Это явление психологи называют анемойей — ностальгией по времени, в котором человек никогда не жил. На фоне развития искусственного интеллекта, использования социальных сетей и роста интереса к дизайну отмечается повышенное внимание к стилю Space Age и обсуждается его влияние на профессии будущего. Разбираемся с темой совместно с Еленой Орловой, Президентом Фонда «Наука. Искусство. Технологии».
Почему анемойя так популярна
Эта эмоция позволяет людям чувствовать себе спокойнее и «устойчивее» в условиях неопределенности: возвращение к знакомым эстетикам прошлого работает как эмоциональное убежище и снижает тревогу. Кроме того анемойя связана со стремлением выделяться — люди выбирают ретро-стили, винил, пленочную фотографию и винтажную одежду, чтобы создать уникальный образ и заявить о своей идентичности.
Молодежь все чаще обращается к ретро-образам в искусстве, посещает выставки, посвященные культурному наследию XX века (например, выставка «Красная Москва» в центре «Зотов», фестиваль «Ретро-рейс», парады ретро-транспорта и др.).
Особое место занимает интерес к эпохе начала освоения космоса в 1960–80-х годах. Время первых полетов и научных прорывов вдохновило людей по всему миру. Так появился стиль Space Age, который соединил технологии и эстетику будущего. На основе ретрофутуризма появились такие популярные направления, как киберпанк, стимпанк, дизельпанк, а креативные студии и бренды включают ретрофутуризм и винтаж в тренд-листы последних лет. Особое место занимает стиль Pop в культуре и стиль Диско в музыке, которые так же любимы молодежью, как и их родителями в конце ХХ века.
Одни из центральных мест на выставках современного искусства занимают работы, выполненные молодыми художниками и дизайнерами в стиле Pop-Art и Space Age 2:0.
Анемойя — это не просто модное течение, а ресурс. Молодежь через прошлое ищет ответы на вызовы настоящего. И эпоха Space Age здесь играет ключевую роль: она дает чувство сопричастности к большим идеям и вдохновляет на новые открытия.
Например, оригинальное радио Cubo от известной компании Brionvega, созданное в 1964 году было переосмыслено и выпущено в новой версии в 2022 году — так культовый предмет получил вторую жизнь: бренд Supreme выпустил лимитированную красную версию с поддержкой Bluetooth и другими современными функциями.

Так, футуристический дизайн 1960-х соединился с эстетикой XXI века. Эта коллаборация показала, как классические предметы становятся объектами коллекционирования и вдохновения для нового поколения.
Модным явлением сегодня является и встраивание «умных» колонок в корпус советских или иностранных радиоприемников 60-70х годов ХХ века.
Более 200 предметов необычных форм и цветов дизайна космической эпохи представлены на страницах книги-альбома «Дизайн и космос. Как технологии становятся искусством»: это телевизоры Panasonic Orbitel T005 и JVC Videosphere, советский радиоприемник «Космос» и другие редкие экспонаты бытовой электроники космической эпохи.



Известная фраза «Кадры решают все» сегодня, как никогда, актуальна. Наша страна совершает новый технологический рывок и нуждается в высококвалифицированных инженерах, конструкторах и дизайнерах. Очень важным звеном в подготовке таких специалистов является насмотренность и изучение опыта предыдущих поколений в реализации самых сложных задач своего времени. Другими словами, обращаться к наследию эпохи Space Age не только приятно, но и полезно: оно заставляет вспоминать — и, возможно, переосмысливать и воплощать идеи из прошлого. В предметах космического дизайна многие найдут для себя творческое вдохновение.
Источники изображений:
Личный архив Фонда
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты



