РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Коммуникационный аудит: как понять, где вы сейчас и что дальше

Дина Павлова, основатель и СЕО PR-агентства Agenda, рассказала, зачем нужен коммуникационный аудит, как его проводить и интерпретировать результаты
Коммуникационный аудит: как понять, где вы сейчас и что дальше
Источник изображения: Freepik.com
Дина Павлова
Дина Павлова
Основатель и CEO PR-агентства AGENDA

Более 25 лет опыта работы в массовых коммуникациях на стороне агентств, из них 19 лет руководит основанным ей PR-агентством Agenda, которое специализируется на коммуникационных кампаниях.

Подробнее про эксперта

Что такое коммуникационный аудит и зачем он нужен

Коммуникационный аудит — это инструмент, который помогает компаниям понять, какое место их бренд занимает в информационном поле, как его воспринимают аудитория и конкуренты, а также определить направление будущего развития. 

Благодаря знанию сильных и слабых сторон и возможности сравнить свою активность с конкурентами, коммуникационный аудит помогает оценить эффективность предпринятых ранее шагов, выбрать самые актуальные инструменты и избежать лишних затрат. 

Основная задача коммуникационного аудита — дать объективное представление об образе компании в СМИ, социальных сетях и на иных платформах, где может происходить взаимодействие с аудиторией и потенциальными покупателями. 

Четкое представление о своем положении в коммуникационном поле позволяет нам заметить новые, ранее упущенные детали, которые мы можем принять во внимание в последующей работе с брендом.

Аудит рекомендуется проводить регулярно: смотреть основные показатели ежемесячно, чтобы отслеживать динамику, а один раз в квартал — корректировать общий курс, чтобы оставаться уверенным в актуальности намеченной стратегии. Также коммуникационный аудит будет полезен в таких ситуациях, как создание нового продукта, выход в новый сегмент или начало развития личного бренда руководителя. 

Область анализа охватывает:

  • Публикации в традиционных и цифровых СМИ, по данным системы Медиалогия или другого подобного сервиса; 
  • Осведомленность и отношение журналистов к бренду показывает опрос 30-40 ключевых персон на предмет знания бренда, отношения к нему и готовности к сотрудничеству, предпочтительным темам и форматам; 
  • Активность в социальных сетях и блогах, как собственных, так и внешних; 
  • Ресурсы отзывов и форумы. 

Количественный и качественный анализ

На глубину анализа влияют поставленные бизнесом цели и задачи. Обычно архивного мониторинга раз в полугодие достаточно, но тут важно внимательно подходить к выбору конкурентов. Следует выбрать 3-5 наиболее успешных конкурентов и не брать во внимание «отстающих».

Коммуникационный аудит: как понять, где вы сейчас и что дальше

В анализе присутствия в СМИ играют значительную роль как количественные, так и качественные показатели.

Количественные показатели включают:

  • Общее число публикаций с разбивкой по источникам;
  • Динамика по месяцам;
  • Наиболее активные источники, где чаще всего появляются публикации;
  • Контроль инфополя (соотношение инициированных публикаций и сторонних контекстных упоминаний).

Качественные показатели позволяют оценить, как именно бренд воспринимается аудиторией. Они включают:

  • Медиаиндекс (заметность и значимость упоминаний). Важно оценить ключевые СМИ, роль бренда в публикации, объем упоминания, перепечатки;
  • Тематика публикаций, вызвавших наибольший резонанс в инфополе;
  • Тональность (позитивное, нейтральное или негативное упоминание);
  • Самые активные спикеры и их темы.

Результаты анализа помогают увидеть общую картину: например, нисходящая динамика количества публикаций или медиаиндекса означает, что компания ослабила регулярное общение со СМИ или выпускает менее удачные инфоповоды, а тематика самых заметных публикаций должна соответствовать позиционированию компании, а не просто быть «комментарием на отвлеченную тему» или «хайпом». 

Не менее важно учитывать и дополнительные факторы:

  • Источники, которые пишут о релевантных темах, но не упоминают ваш бренд — это может стать зоной для роста;
  • Анализ конкурентов, включающий в себя объем присутствия, контент публикаций, самые заметные инфоповоды, позиционирование и спикеров бренда. Это может помочь подсветить слабые места своей коммуникационной стратегии и сориентироваться, куда лучше поставить акцент в будущем; 
  • Лидеры мнений по теме — ключевые журналисты и блогеры;
  • Контент-анализ, позволяющий выяснить в контексте каких слов чаще всего упоминается бренд.

Например, контекст в изображении ниже, в целом, является хорошим для компании рынка недвижимости («номинация», «премия», «хороший»), но этот крупный игрок на рынке Санкт-Петербурга хочет позиционировать себя в Москве как элитный застройщик, а слов-маркеров в контексте — нет («элитный», «дорогой», «премиальный»).

Коммуникационный аудит: как понять, где вы сейчас и что дальше

Анализ онлайн репутации

Онлайн-репутация и активность в блогосфере — еще одна значимая область анализа. Следует отслеживать динамику запросов компании в поисковых системах, а также процент прямых заходов на сайт, чтобы понимать, насколько пользователи заинтересованы в бренде. Метки геотаргетинга, хэштеги, отметки аккаунтов бренда в постах — все это тоже нужно учитывать в своем анализе. 

Не стоит забывать и об отзывах и рекомендациях, ведь активность пользователей в ветках, тональность их сообщений, ключевые темы вопросов и отзывов, признаки активности конкурентов, скорость нашей реакции на упоминания напрямую влияют на репутацию компании и на восприятие бренда аудиторией. Допустимое количество негативных отзывов также должно быть в пределах нормы — обычно не более 5% от общего числа. Такие отзывы зачастую теряются среди нейтрально-положительных.

Коммуникационный аудит: как понять, где вы сейчас и что дальше

«Тревожные звоночки»: как понять, что проект идет не по плану

«Тревожные звоночки» — маркер того, что реализация коммуникационной стратегии идет неэффективно. К ним можно отнести несколько ситуаций:

  1. Упоминаний в СМИ много, но они все контекстные, из чего следует вывод: бренд размыт и его ключевые сообщения не транслируются;
  2. На форумах и в соцсетях стали неожиданно появляться негативные отзывы, существует риск того, что кто-то ведет недобросовестную активность против бренда;
  3. Упоминания бизнеса есть только на «незаметных» для поисковиков ресурсах, и тогда потенциальный клиент не найдет положительной информации о бренде и будет ориентироваться на неконтролируемые публикации;
  4. Суммарное количество публикаций внушительное, но распределено неравномерно между месяцами. Это значит, что, исчезая из инфополя, бизнес рискует потерять контакт с потенциальными клиентами.

Что дальше

Итак, какие шаги следует предпринять после завершения аудита? Прежде всего, сделать выводы о динамике и тональности упоминаний бренда. Сравнение этих данных с бизнес-показателями компании (например, объем входящих обращений и их качество, конвертация в сделки, повторные обращения, обращения по рекомендации) позволяет оценить эффективность коммуникаций. 

Полезно будет сопоставить объем и активность инфополя с конкурентами, а также проанализировать, насколько текущая стратегия соответствует поставленным целям. На основе этих данных формируются рекомендации, которые позволяют укрепить сильные стороны бренда и скорректировать проблемные зоны, установить новые KPI и разработать полноценную коммуникационную стратегию на полгода или год.

Коммуникационный аудит — это жизненно необходимый регулярный этап в работе над репутацией и имиджем бренда, который способен показать бизнесу новые возможности для роста. 

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия