РБК Компании
Главная ВБД 21 мая 2025

Не взлетело: почему маркетплейсы не доставляют товары по воздуху

Владислав Бакальчук объясняет, почему ни в России, ни в мире не прижилась авиа-доставка покупок на маркетплейсах
Не взлетело: почему маркетплейсы не доставляют товары по воздуху
Источник изображения: Gettyimages.com
Владислав Бакальчук
Владислав Бакальчук
Учредитель «ВБ Девелопмент»

Учредитель «ВБ Девелопмент» — крупнейшего подрядчика по строительству складских комплексов в СНГ

Подробнее про эксперта

География нашей страны такова, что перемещение грузов из одного ее конца в другой для крупного бизнеса — сущий логистический кошмар. Помимо стоимости доставки, включается фактор времени. А он, как я уже не раз рассказывал, играет ключевую роль в бизнес-модели любого маркетплейса.

Казалось бы очевидное решение — доставка грузов по воздуху, особенно в отдаленные и труднодоступные регионы России, — не прижилась. Рассказываю, почему.

Стоимость

Когда мы открывали первые ПВЗ на Дальнем Востоке, решение воспользоваться авиацией было очевидным. Около 5 лет в Хабаровск и Владивосток грузы летали самолетом, но впоследствии все равно «приземлились». Фуры выгоднее, а разница во времени доставки не настолько существенна.

Если я правильно помню порядок цен, то доставка во Владивосток и Хабаровск 1 кг груза машиной стоила около 50 рублей, авиацией — 220 рублей. При этом отправка самолетом от склада до конечного получателя занимала 5-6 дней, фурой — 10-12.

Сейчас по воздуху товары отправляют только в труднодоступные регионы, где практически нет нормальных автотрасс: Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Мирный, Анадырь — отправить туда фуры практически нереально. И это вынужденная мера: как только появятся хорошие автотрассы — грузы поедут по земле.

Логистика

Доставка товаров авиацией требует дополнительной упаковки. Но и это еще не все: товары нужно загрузить на складе в фуру, отправить ее в аэропорт, там разгрузить-погрузить на борт, в пункте назначения — повторить все в обратной последовательности. Доставка наземным транспортом сильно упрощает процесс: загрузил и поехал.

Технические сложности

Идея доставки дронами — что между складами, что от склада к конечному потребителю — тоже не взлетела. Amazon уже несколько лет экспериментирует с дронами и инвестирует в это направление, но внедрить технологию доставки дронами так и не смог. Выйти за пределы двух тестовых регионов — Техаса и Аризоны — у них так и не получилось. Мешают нехватка качественного ПО, повторяющиеся инциденты с падением дронов и сложности с одобрением и сертификацией со стороны регуляторов. Насколько я знаю, сейчас компания готовится к тестовому запуску авиа-доставки товаров дронами в Великобритании. Но это тоже только тестовая программа, ориентированная всего на один город.

В России развитие дронов упирается еще и в вопрос безопасности. Во-первых, пока не проработана нормативная и правовая база на случай ЧП с участием дронов. Это будет сильно тормозить их применение в бизнесе. Во-вторых, за дронами необходим повышенный контроль силовых ведомств. Бесконтрольные полеты тысяч дронов в небе над крупными городами просто недопустимы и опасны с точки зрения безопасности граждан. И это тоже играет свою роль в выборе между доставкой грузов по небу или по земле.

Думаю, наиболее реальным сценарием в будущем станут технологии наземной беспилотной доставки грузов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия