РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

В 2024 году российская зооиндустрия продолжала справляться с экономической нестабильностью, наращивала импортозамещение зоотоваров и т.д.
Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Александр Колчин
Александр Колчин
Директор по контенту «Зооинформа»

Бизнес-тренер и консультант, работающий в зообизнесе более 20 лет, автор первых в истории российской зооиндустрии книг для продавцов зоомагазинов

Подробнее про эксперта

В 2024 году российская зооиндустрия продолжала справляться с экономической нестабильностью, осваивала маркировку сухих кормов и ветпрепаратов, наращивала импортозамещение зоотоваров, искала инструменты для противодействия маркетплейсам. Объем продаж товаров для питомцев впервые превысил полтриллиона рублей. Ключевые показатели отрасли и выводы о прошедшем годе для нее — в аналитическом обзоре «Зооинформа».

Рост доходов, инфляции и онлайн-рынка

Экономика

По данным агентства INFOLine, за девять месяцев прошлого года в России заработные платы выросли на 8,6%. Доходы в регионах увеличивались быстрее, чем в Москве и МО. При этом рынок труда столкнулся с дефицитом кадров, связанным с мобилизацией, эмиграцией и сокращением числа трудовых мигрантов. Уровень безработицы составил 2,3%. 

Год «отметился» ростом инфляции в 9,52% (данные Росстата). В 2024 году Центральный банк России три раза поднимал ключевую ставку, с 25 октября она установилась на уровне 21%, что ограничило доступность кредитов и ипотеки. Увеличение доходов населения отразилось на росте реализации зоотоваров, в первую очередь, в натуральном выражении, то есть за счет реального спроса. Развитие продаж заметнее всего в регионах, где активнее формируется новый средний класс и новые группы потребителей, которые переходят с кормления «со стола» на промышленные рационы, с экономпродуктов на премиальный сегмент.

Демография

По аналитике INFOLine, естественный прирост населения в 2024 году — отрицательный, разница между числом умерших и родившихся составила 650 тысяч человек. Миграционный прирост около 6,3 млн человек (данные на III квартал 2024 года).

44% домохозяйств в стране состоят из одного человека: в 2010 году таких было 14 млн, а к 2023 году их число увеличилось вдвое, до 28,5 млн. Рост числа одиночных домохозяйств провоцирует интерес к питомцам в качестве компаньона и члена семьи.

Увеличивается влияние на рынок зоотоваров возрастной группы от 15 до 34 лет — растет их доля в расходах. Покупательское поведение представителей этого поколения отличается от других поколений. Зообизнес этот фактор пока не очень учитывает, а следовательно, не адаптируется и может уступать в продажах неспециализированному каналу, который уже изменяется под новых покупателей. 

Розничная торговля

За первые девять месяцев 2024 года товарооборот, по данным INFOLine, в продовольственном сегменте экономики вырос на 14,9% в рублевом эквиваленте и на 6,4% в натуральном. 

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

По данным NTech, количество брендов в федеральных сетях увеличивается (14,9 тысячи), а число SKU снижается (196 тысяч). Всего 1% SKU и 1% брендов в крупных сетях обеспечивают 48% и 49% всех продаж соответственно. Это означает, что один бренд или производитель и всего несколько товарных позиций могут оказывать значительное влияние на всю категорию товаров.

СТМ активно переходят в категорию «второго поколения» — становятся брендами премиального и суперпремиального классов, с уникальным предложением.

В 2024 году на полках зоомагазинов сокращения ассортимента не фиксировалось, однако розничный тренд неспециализированной торговли «небольшое число SKU формирует основные продажи» начинает влиять и на реализацию зоотоваров. Ожидается, что эта тенденция продолжит развиваться в 2025 году.

Рынок онлайн-продаж

По прогнозам аналитиков INFOLine, доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли FMCG за 2024 год составит около 20,6%. Порядка 4,8% придется на онлайн-продажи в продовольственной категории и около 35% — в непродовольственной. В Москве доля онлайн-торговли в розничном обороте занимает уже 37% (2021 год — 17,5%), в Санкт-Петербурге — 32% (2021 год — 14,7%).

За первые девять месяцев прошлого года онлайн-продажи выросли почти на 40%, в целом в 2024 году оборот онлайн-торговли должен составить не менее ₽11,2 трлн (₽8,22 трлн в 2023 году). Большую часть оборота генерируют маркетплейсы — ₽7,3 трлн, их рост в 2024 году прогнозируют на уровне 55%. В структуре всех интернет-продаж Wildberries занимает 32,8%, Ozon — 23,2%.

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

На зоорынке канал онлайн-торговли остается самым быстрорастущим, но его рост замедляется. 21,7% зоотоваров на омниканальном рынке продается в интернете, а рост продаж фиксируется на уровне 32,3% в денежном эквиваленте. Среди сегментов онлайн-канала выделяются продажи зоотоваров на маркетплейсах: аналитики «Нильсена» зафиксировали рост в 50,7% в рублях и 44% в натуральном выражении.

Зооиндустрия: путь к триллиону

Объем рынка

«Зооинформ» оценил российский рынок товаров для домашних животных в 2024 году в ₽510 млрд, что эквивалентно $6,2 млрд (по усредненному курсу за 2022–2024 годы). 

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

Объем продаж в отечественной зооиндустрии впервые превысил полтриллиона рублей. Годовой рост рынка составил около 17,7%. Это указывает на стабильную динамику развития отрасли, высокую «приспособляемость» зоорынка к постоянным изменениям и увеличение реального потребительского спроса на товары для домашних животных.

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

Основное влияние на рост оборота по-прежнему оказывают корма для кошек и собак. По оценке «Зооинформа», они занимают долю в 80% на рынке зоотоваров при обороте в 2024 году примерно в ₽411 млрд. По данным компании «Нильсен», которая отслеживает на рынке четыре основные категории — корма для кошек и собак, лакомства и наполнители — рационы для кошек в 2024 году занимали в продажах индустрии 70,3%, для собак — 18,9%. Продажи питания для кошек выросли на 11,4%, для собак — на 15,8%.

Категории с самой большой долей онлайн-продаж на зоорынке — сухие корма для кошек (25,3%) и сухие рационы для собак (32%).

Наибольший рост в деньгах в 2024 году по сравнению с 2023 годом демонстрировали лакомства для собак и кошек — 19,5%. Долю этого сегмента «Нильсен» оценивает в 4,2%.

Согласно информации RNC Pharma, рынок ветеринарных препаратов в России в прошлом году составил ₽41,7 млрд (в розничных ценах, включая НДС), рост продаж — 15,8%. (Подробный анализ рынка ветпрепаратов читайте в №2 «Зообизнеса в России».)

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

Розничный рынок зоотоваров

Компания «Нильсен» сообщила, что в 2024 году зоотовары занимали долю в 3–4% на российском офлайн-рынке FMCG*. Как подчеркивают аналитики, реальный покупательский спрос — главный драйвер продаж во всех категориях товаров для домашних животных.

Темпы роста зооиндустрии повторяют общеэкономические тренды: динамика продаж на зоорынке в регионах выше, чем в Центральном ФО. Самые высокие темпы роста реализации в денежном и натуральном выражении демонстрирует Южный ФО — 18,4% и 12,2% соответственно. В продажах зоотоваров самые большие доли имеют Центральный ФО, Приволжский ФО, Сибирь и Дальний Восток — 34,9%, 16% и 14,4% соответственно. 

Ассортимент и цены

За 9 месяцев 2024 года на рынке FMCG выпущено 11 219 новых брендов. На зоорынке в этот период появилось 267 новых торговых марок. 

Наибольшее развитие ассортимента показали офлайн-зоомагазины, особенно в категории лакомств. Среднее число SKU угощений на полке специализированного магазина сегодня — 76. Среднее число SKU наполнителей — 27, кормов для собак — 64, рационов для кошек — 168. За исследуемый период цены на зоотовары увеличились в неспециализированной рознице и зоомагазинах на 10,7% и 3,6% соответственно и снизились на 3,1% в онлайн-канале. 

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

Доля товаров для питомцев, реализованных по промоакциям в неспециализированном канале, снизилась с 53,9% до 50,3% в натуральном выражении, однако глубина средней скидки выросла с 18% до 19,1%.

Производство-2024. Больше заводов и тонн

Весь 2024 год в зооиндустрии России наблюдался рост изготовления кормов. По подсчетам «Зооинформа», было выпущено 1,56 млн тонн готовых рационов для домашних животных. Объем производства вырос на 13% в натуральном выражении, что отражает реальное увеличение потребления продукции, изготовленной внутри страны. 

По данным «Агроэкспорта», в России работает 345 предприятий по выпуску кормов. Согласно информации SoyaNews, 67% рационов для непродуктивных животных производится в Центральном ФО, 14% — в Сибирском ФО, 7% — в Приволжском ФО, 6% — в Южном ФО и 5% в Северо-Западном ФО.

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения


Согласно информации SoyaNews, в прошлом году было выпущено рекордное количество кормовых добавок для домашних питомцев, около 62 тысяч тонн. Это в 3,3 раза больше, чем в 2023 году. Основное производство этой продукции располагается в Центральном ФО и Приволжском ФО — там изготавливают соответственно 68% и 24% всех кормовых добавок. 

Новые заводы

Увеличение объема производства кормов для питомцев, почти на 180 тысяч тонн, связано с запуском в России в 2024 году нескольких крупных предприятий. 

В Мордовии заработал завод ГК «Талина» по изготовлению сухих кормов. После выхода на полную мощность фабрика будет ежегодно выпускать 50 тысяч тонн продукции из собственного сырья. 

«ПЕТЭКСПЕРТ» открыл завод в Ельце. До 2027 года здесь будут работать два корпуса по изготовлению сухих кормов общей мощностью 80 тысяч тонн и два корпуса по производству влажных рационов, мощность которых составит 40 тысяч тонн. Совокупный объем инвестиций в строительство предприятия — ₽3,1 млрд. 

Новая фабрика компании «БИОТЕХ» начала работать под Липецком. Предприятие рассчитано на изготовление 20 тысяч тонн продукции в год. Объем инвестиций в проект составил ₽0,5 млрд.

«Мираторг» запустил третью линию по выпуску влажных кормов на заводе в Курской области и увеличил производительность до 36 тысяч тонн продукции в год. 

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

Завод «ПроРацион» (Новосибирск) в 2024 году за счет запуска новой линии удвоил объемы изготовления кормов, доведя их до 700 тонн в месяц. 

Помимо кормов, в декабре 2024 года получены опытные партии и запущены исследования на новом высокотехнологичном предприятии «Лимкорм Дайджест» по производству вкусоароматических кормовых добавок и гидролизатов из белкового сырья животного происхождения. Годовая мощность завода составит 7 тысяч тонн, инвестиции — порядка ₽0,45 млрд. 

Тем временем рынок отечественных кормов близок к насыщению, а производственники уже начинают жаловаться на неплатежи заказчиков СТМ, у которых проблемы с заемными средствами и «обороткой». Можно сказать, что существующих мощностей уже хватает для покрытия спроса на отечественные корма на внутреннем рынке. 

Ввоз продукции. Новые закрытия

В январе 2024 года Россельхознадзор (РСХН) приостановил поставки сухих кормов с сербского предприятия Farmina Pet Foods из-за обнаружения в рационах мышьяка. Ввоз был остановлен только с одного завода компании, второй, выпускающий влажные корма, поставлял продукцию. В декабре ввоз разрешили, компания могла импортировать продукцию с 11 декабря 2024 года, однако, по данным «Зооинформа», новые партии кормов в зоомагазинах появятся не ранее марта 2025 года.

В начале февраля прошлого года были введены ограничения на поставку кормов с итальянского завода американской компании Hill’s. По заявлению РСХН, причиной стал ввоз некачественной продукции: предприятие проверяли в ноябре 2023 года и предположили, что отсутствуют лабораторный контроль за составом рациона и информация об ингредиентах, а также производится неполная термическая обработка сырья. 

Также в феврале 2024 года был временно ограничен импорт кормовой продукции с предприятий Франции и Италии. Право ввоза рационов осталось только у SOPRAL (Франция), Sanypet SPA, Gheda Mangimi Srl, Diusapet srl (Италия).

В марте РСХН ограничил ввоз питания для животных из Таиланда. Поставки продукции запретили с шести фабрик по результатам инспекций. В ноябре РСХН открыл поставки с Asian Alliance International Company Limited, но каждая партия кормов подвергается усиленному лабораторному контролю.

По данным РСХН, в первом полугодии 2024 года ввоз рационов в Россию сократился на 40% по сравнению с показателями 2023 года и составил 28,4 тысячи тонн. Можно предположить, что по итогам 2024 года в страну было поставлено не более 45–50 тысяч тонн продукции. Среди основных импортеров — Италия, Китай, Сербия, Аргентина и Турция.

Таким образом, в 2024 году продолжалось сокращение импорта кормов и кормовых добавок. Был закрыт без надежд на возобновление поставок один из крупнейших брендов рынка, который обеспечивал ветдиетами клиники и зоомагазины. И этот пробел пока не заполнен. Возрастающие трудности с импортными продуктами повлияли на серьезное повышение цен на зарубежные корма. Стоимость упаковки кормов весом 0,3–0,4 кг перевалила за ₽1000, а цена за 1 кг приблизилась к ₽2500. Дефицит импортных рационов в рознице привел к всплеску продаж «запрещенных» брендов на маркетплейсах. 

Рынок замедляется и начнет сжиматься

Увеличение доходов, а соответственно, и возможностей для покупки зоотоваров, особенно в регионах России, привело к росту реального спроса на товары для домашних животных — число покупок в натуральном выражении возросло. Инфляция тоже внесла свой вклад в рост рынка ощутимым увеличением стоимости продуктов. Тем не менее, рост продаж зоотоваров, согласно данным компании «Нильсен» по итогам 2024 года, составил 16% в деньгах и 9,5% в натуральном выражении. 

Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения

Увеличилось потребление и изготовление рационов российских торговых марок. Выросший объем подтверждает укрепление кормового производства, располагаемых мощностей и рынка сырья. Но рынок уже близок к насыщению полок зоомагазинов отечественными кормами. 

Ввоз кормов сокращается, и в 2024 году этот тренд остался в мейнстриме. Однако интерес к импорту у потребителей сохраняется, и пока еще европейские рационы востребованы на полках зоомагазинов, несмотря на высокие цены. 

Владельцы продолжают переносить свои привычки и поведение на заботу о питомцах. Увеличились продажи лакомств для кошек и собак. Тренд перешел из человеческого питания — люди скрашивают текущую ситуацию покупкой вкусных продуктов для себя и делают это для питомцев. Заметнее всего это в офлайн-зоомагазинах, где доля лакомств и число SKU выше, чем в других каналах: часто угощения являются эмоциональной, импульсной покупкой на кассе или вследствие рекомендации продавца. 

Рост продаж зоотоваров в онлайн-канале говорит о рациональности потребителей, которые ищут низкую цену и бесплатную доставку. 

Наблюдается и «расслоение» спроса покупателей, и формирование как минимум двух основных групп потребителей. Первая из них продолжает стратегию экономии и поиска качественных кормов по низкой цене, вторая — ищет новые суперпремиальные продукты взамен ушедших. 

На рынке продовольственных товаров специалисты отметили, что небольшое число SKU и брендов стало генерировать основную часть продаж. Вероятно, и в сегменте зоотоваров можно говорить о том, что небольшая часть поставщиков, брендов и ключевых SKU уже может влиять на продажи категории, однако не в таком жестком варианте, как в продовольственном сегменте. Зооиндустрия вновь показала свою гибкость и приспособляемость к обстоятельствам. И даже использовала ситуацию с дефицитом импортных продуктов для развития и увеличения продаж локальных марок. Однако по результатам традиционного опроса в Telegram-канале «PROЗообизнес: Зооинформ» число бизнесменов, считающих 2024 год удачным для работы, уменьшилось по сравнению с аналогичным опросом по 2023 году, что говорит о нарастании негативных влияний в отрасли: рост рынка явно замедляется, и видны первые симптомы его сжатия. 

Источники изображений:

Midjourney, Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Данные взяты из открытых источников
Редактировать контакты
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия