РБК Компании

Как экотуризм помогает локальной экономике: исследование Atlas

Разбираемся, какую реальную пользу приносит развитие экотуризма для локального населения и бизнеса
Как экотуризм помогает локальной экономике: исследование Atlas
Источник изображения: Freepik.com
Дарья Коваленко
Дарья Коваленко
Руководитель проектов международной компании в области территориального развития Atlas

Решаю ключевые вопросы по содержательной части проекта, управляю командой, сопровождаю работу подрядчиков. Занимаюсь вопросами градостроительства, пространственных решений

Подробнее про эксперта

Экотуризм стал мировым трендом последних лет. Все больше людей из мегаполисов стремятся путешествовать осознанно, поддерживая экологические проекты и сокращая вредное влияние человека на природу. Но есть вопрос: а что с этого местным жителям? Тем, кто в этой зоне экотуризма живет постоянно? Мы в Atlas провели собственное исследование туриндустрии, чтобы узнать ответы. Делюсь результатами.

Как менялась туриндустрия

Сейчас мы знаем, что один из маркеров экотуризма — это поддержка локальной экономики. Но изначально эта составляющая в путешествиях не учитывалась: например, с начала XX века и до Второй Мировой войны среди состоятельных европейцев считалось статусно побывать на сафари в Африке и обязательно вернуться с трофеями. Это называлось «природный туризм», который начал ставить под угрозу существование некоторых видов животных.

После Второй Мировой войны технологический прогресс, развитие железнодорожного и авиатранспорта сделали далекие уголки планеты доступными в том числе для туристов с разным уровнем дохода. Туриндустрия начала развиваться очень активно — правда выгоды местные жители от приезжих все еще не получали. Например, в Советском Союзе эксперты отмечали нехватку инфраструктуры, разницу в уровне жизни между туристами и местными жителями, а также неоднородный состав туристов: например: в 1969 году рабочие и колхозники составляли всего 1% от общего числа туристов. Путешественники все еще не считались с местной культурой, обычаями и состоянием окружающей среды. Это период «жесткого туризма», или, как его называли в СССР — «казарменный туризм».

К 1970-м стало понятно, что такой туризм наносит колоссальный урон природе. Целые виды животных и растений оказались на грани исчезновения. Пропали и некоторые традиционные ремесла, культурные ценности местных жителей. К сожалению, в некоторых популярных туристических локациях и сегодня сохраняется такая тенденция. Например, в Прибайкалье под угрозой исчезновения оказался узорчатый полоз, которого туристы принимают за ядовитую змею и истребляют. А около самого Байкала уже исчезли два вида редких лишайников и перестали гнездиться орланы — из-за того, что ареал их обитания вытоптан туристами.

Как экотуризм помогает локальной экономике: исследование Atlas

Сегодня и у бизнеса, и у местного населения есть понимание, что поддержка локальной экономики и ненанесение вреда природе — это фундаментальные основы экотуризма, которые могут стать мощным двигателем для развития целых регионов, если вовлекать в индустрию местных жителей и искать инвесторов. Эти принципы прописаны во многих международных документах: «Хартии устойчивого туризма ЮНЕСКО», «Глобальном этическом кодексе туризма» и «Квебекской декларации по экотуризму». Но еще важнее, что из документов эти подходы переходят в реальные кейсы.

Как экотуризм влияет на жизнь и экономику малых сообществ: кейсы

Один из маркеров развития отрасли — стабильный рост количества путешественников, заинтересованных в экотуризме: начиная с 2018 года, ежегодно их число в среднем увеличивается на 15%. Растет количество национальных парков (в 2022 году прибавилось 4,4 млн га к заповедным территориям), особо охраняемых природных территорий России (число ООПТ увеличилось с 11880 единиц в 2021 году до 11931 единиц в 2022 году) и размер государственных бюджетов для защиты и поддержки окружающей среды (в 2022 году он составил почти ₽479 млрд, из которых ₽702 млн было выделено на «сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий»).

Все это, во-первых, демонстрирует интерес к направлению. И во-вторых, дает возможность реализовывать разные проекты, которые и сами, в свою очередь, стимулируют развитие экономики.

Работа гидом

Один из таких кейсов — проект благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире» . На природных территориях Республики Карелия и Пермского края местные школьники создают туристические тропы и организуют экскурсии. Для проекта потребовалось ₽248 тыс. В конце 2024 года проект находится в активном поиске инвестиций, потому что материальных и человеческих ресурсов на реализацию всех идей пока не хватает. Но эти инициативы не только развивают экотуризм, но и усиливают связь людей с их природной средой, стимулируя экономику и поддерживая экологическую культуру. Маршрут «Вепсская тропа» сохраняет культурное наследия вепсского народа через экскурсионные маршруты. Местные жители становятся проводниками и гидами, зарабатывая на этом.

Интересно, что количество вакансий гидов в России в 2023 году выросло на 27%, а зарплата — на 17%. Отрасль активно развивается и местные жители могут найти свое призвание, рассказывая туристам о родных краях.

Создание экопространств 

Другой интересный пример — идея семейной пары, Николая и Полины Выморковых, которые путешествовали по Архангельской области и наткнулись на заброшенную мельницу-голландку в месте Ровдина Гора в 2019 году. Так началось их знакомство с уникальной локацией, где когда-то был древний центр торговли, процветало народное ремесло, а затем появилась судоверфь. Сейчас семья ведет работу по сохранению ветряной мельницы, развивает музей Ровдиной Горы и мастерскую традиционных лодок, арт-резиденцию и волонтерский центр, организует фестиваль. Во всем этом им помогают местные жители.

Как экотуризм помогает локальной экономике: исследование Atlas

Партнерство с ООПТ

Иногда между национальным парком и местными жителями складываются партнерские отношения сразу в нескольких сферах экономики. Один из примеров — Кенозерье. Местные жители здесь активно сдают в аренду свои дома, принимают гостей. При этом национальный парк помогает им в продвижении, обустройстве помещений в соответствии с единой концепцией, поиске уникальных предметов для туристов в каждом доме. Также местные жители могут предлагать туристам свою продукцию, которую они выращивают на территории парка. И парк не запрещает создавать сельскохозяйственные производства. Такая экологически чистая продукция помогает сделать отдых еще более уникальным. В Кенозерье есть фермеры, которые раньше работали на больших сельхоз-производствах и сейчас этот опыт переносят на развитие парка.

Еще один пример рассказал Александр Губернаторов, бывший директор национального парка «Самарская Лука»:

«Сегодня местные жители занимаются конным туризмом, создают оборудованные кемпинги, конные фермы, где размещают туристов и проводят поездки по территории «Самарской Луки». Показывают окрестности, рассказывают об истории места. Конечно, парк этому только рад». 

Сохранение ремесел и традиционной культуры

В небольшом поселке Черемуховский Архангельской области реализуют проект «Пряничный домик», в рамках которого гостей города знакомят с историей пряников и дают возможность каждому самостоятельно приготовить лакомство. Местные жители начали работу инициативной группой на свои средства, но сейчас активно собирают деньги, чтобы отремонтировать помещение, закупить инвентарь и расширить темы мастер-классов.

Но я очень люблю примеры, когда кто-то приезжает в небольшую локацию и делает там отличные проекты по развитию местной культуры. Как, например, проект по сохранению традиционного уклада «МИРА» в Суздале — его начали приезжие активисты, а сейчас им активно помогают и местные жители. Это говорит о том, что экотуризм — явление уже глобальное, а не локальное.

Возможности для предпринимателей

Сначала важно понять потенциал рынка — он огромен. По данным программы развития ООН (ПРООН) прогнозный совокупный среднегодовой темп роста рынка экотуризма в 2023-2028 составит 16,1%. Во многих странах уже действуют эффективные партнерства предпринимателей и государства.

Например, Германия инвестировала €17 млн в глобальную инициативу по поддержке экотуризма в развивающихся странах. Эта программа, инициированная правительством Германии совместно с Международным союзом охраны природы, направлена на помощь местным общинам в восстановлении после COVID-19 и продвижении устойчивых туристических практик​.

А парк Йеллоустоун в США в сотрудничестве с Центром наследия племен объединил художников и исследователей из коренных народов, чтобы напрямую знакомить посетителей с индейской культурой через общение, образовательные программы, экскурсионные маршруты. Еще один пример: Ayal Aboriginal Tours Kakadu — туроператор в парке Какаду в Австралии. Представители коренного населения работают здесь парковыми рейнджерами, менеджерами и гидами.

Другая траектория — открытие своего бизнеса, нацеленного на привлечение туристов. Например, проект Finca Rosa Blanca на Коста-Рике — здесь гостям предлагают не просто пожить на кофейной ферме, но и дегустировать местные продукты или отправиться на экскурсию к вулкану, заняться бердвотчингом.

Как экотуризм помогает локальной экономике: исследование Atlas

В Руанде правительство способствует частным инвестициям в экотуризм через создание экологических отелей, принадлежащих местным общинам. Этот проект поддерживается Африканским фондом дикой природы African Wildlife Foundation.

В России бизнес и органы власти тоже сотрудничают: в 2022 году бизнесу в Алтайском крае выделили ₽250 млн, чтобы покрыть 50% расходов на строительство глэмпингов. Также можно получить микрозаймы до ₽5 млн. Если рассмотреть такой вариант с точки зрения бизнеса, то получается хорошая имиджевая и материальная история. Например, инвестор финансирует строительство глэмпинга, отчисляя на это примерно ₽15 млн. Его окупаемость примерно 4-5 лет.

По прогнозам РоссельхозБанка, в России к 2025 году экоиндустрия будет приносить около ₽100-120 млрд в год. На мой взгляд, вот как предприниматели могут постараться использовать этот потенциал.

От сувенирного к событийному бизнесу

История Гузель Санжаповой и деревни Малый Турыш показывает, как традиционные ремесла могут стать толчком к созданию целого бизнес-кластера в сфере экотуризма. Начиналось все с производства меда, чтобы занять местных бабушек. Со временем проект трансформировался в полноценную туристический историю: гостям предлагают остановиться в глэмпинге, сходить на экскурсии на пасеку и клубничную ферму. Теперь многие туристы приезжают сюда не только ради красивых мест, но и посмотреть вживую на производства, которые построены на вовлечении местных жителей.

Винодельческий экотуризм

А в Краснодарском крае развивается экотуризм на основе виноделия и экоферм. Винодельческие хозяйства приглашают туристов на дегустации, экскурсии по виноградникам и даже сбор урожая. Виноделы и фермеры получают выгоду от увеличивающегося туристического потока и продаж своей продукции на месте. Но здесь есть большие препятствие для развития — высокая зарегулированность такого бизнеса, так как речь идет не только о туризме, но и о производстве алкогольной продукции.

Авторские туры

Многие местные жители, как правило, живут рядом с особо охраняемыми природными территориями и интересными объектами практически всю жизнь. Они знают горы, реки, историю мест. И если нацпарки стали использовать эту возможность и нанимать местных жителей гидами, то частный бизнес пока больше сосредоточен на гостиничном направлении рядом с ООПТ. Мне кажется, что здесь есть большой потенциал — в сотрудничестве с местными, которые могут сделать уникальный маршрут и показать объекты особо охраняемых природных территорий, национального парка или заповедника.

Образовательная миссия

В армянском селе Енокаван 20 лет назад жили всего несколько семей и об экотуризме ничего не слышали. Пока семья Чибухчян не решила развивать здесь гостиничный бизнес, который со временем перерос в настоящий экокурорт. Сегодня здесь есть несколько гостиничных комплексов, экстрим-парк, больше 20 конных и пеших маршрутов. Число туристов — 150 тыс. человек в год. И это помогло изменить мышление местных жителей. Вот как об этом говорит один из руководителей комплекса Тигран Чибухчян:

«В нашей школе учатся всего около 100 детей, но каждый год кто-то поступает в престижные университеты. И мы видим, как меняется образ жизни местных жителей. Если раньше был принцип — побеждает сила, то теперь ребята видят, как можно при помощи ума и знаний изменить место, где ты живешь. Мы надеемся, что многие из них потом вернутся и помогут нам развивать село».

Семья Чибухчян нанимает местных жителей и для работы в гостиницах, и для экскурсий, но своей главной целью ставит образование и изменения стиля жизни местных жителей.

Кто может помочь в развитии экотуризма

Во всех примерах, что мы разбирали, были две стороны, которые заинтересованы в развитии экотуризма: бизнес и руководители ООПТ. Но я хочу напомнить, что есть еще и третья сторона, которая может помочь и бизнесу, и руководству нацпарков и заповедников придумать не просто проекты в вакууме, а системно работающие решения. Это консультанты по территориальному развитию.

Как экотуризм помогает локальной экономике: исследование Atlas

Например, бизнес построил глэмпинг. Но чтобы проект был успешный, кроме самого глэмпинга нужна продуманная программа. А чтобы ее сделать, надо провести комплексный анализ рынка, понять, какую бизнес-модель выбрать (с упором на локальных ремесленников или на интерактивные стенды, например), подумать, как задействовать местное население, увязать глэмпинг с экосистемой других проектов бренда.

Руководство ООПТ тоже делает похожие исследования, но масштабнее: разрабатывает комплексную концепцию развития территории. Смотрят на доступность территории, инфраструктуру, какие города или поселки находятся рядом. Думают, на что делать уклон: на ремесла или на интерактивное взаимодействие с природной средой. А еще есть гранты и акселераторы, которые помогают найти средства, чтобы повысить уровень сервисов и образования местных жителей, научить их продвигать свою продукцию.

Консультанты по территориальному развитию могут из всего это сделать дорожную карту, собрать все в одну сложную, но системную и работающую конструкцию. И я думаю, что рынок консалтинга — один из самых перспективных в сфере экотуризма на ближайшие годы.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации19.08.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хамовники, ул. Кооперативная, д. 4, к. 15, помещ. 1/3
ОГРН 1197746514855
ИНН / КПП 7704499533 770401001
Среднесписочная численность32 сотрудника
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия