РБК Компании

Как управлять рентабельностью активов

Активы способствует повышению производительности, эффективности и доходов компании. Как управлять их рентабельностью рассказывает Ирина Екимовских.
Как управлять рентабельностью активов
Ирина Екимовских
Ирина Екимовских
Собственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Эксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.

Подробнее про эксперта

Что такое активы и какие они бывают

Активы могут быть материальными — денежные резервы, движимое и недвижимое имущество, оборудование, товары, инструменты.

И нематериальными — слоганы, торговые марки, программное обеспечение, лицензии, патенты.

А также оборотными — это ресурсы, которые превращаются в деньги в течение 12 месяцев: сырье на складе, дебиторская задолженность, предоплаченные счета, краткосрочные банковские вклады, деньги в кассе.

И внеоборотными: производственное оборудование, патенты, клиентская база.

Как управлять активами

Управление активами — это управление их рентабельностью.

Рентабельность активов (ROA) — это верхнеуровневый финансовый показатель. ROA считают как отношение прибыли бизнеса к стоимости его активов. Результат показывает, эффективно ли бизнес использует ресурсы, вложенные в активы.

Например, две компании из одной сферы заработали, соответственно, 20 млн и 50 млн ₽ за год. На первый взгляд, кажется, что вторая компания работает с большей эффективностью. Однако реальную картину мы увидим, когда рассчитаем рентабельность активов.

Предположим, что активы первой компании стоят 40 млн ₽, а второй — 120 млн. Тогда в первом случае ROA составит 50%, во втором — 42%. Таким образом, первая компания работает эффективнее — лучше окупает свои инвестиции. 

В зависимости от того, как быстро и сколько раз за период можно обернуть активы, модели бизнеса разделяют на оборачиваемую и маржинальную.

Оборачиваемая модель

Продажа продуктов питания и других товаров массового спроса — это оборачиваемый бизнес с небольшой маржой. Чтобы заработать больше, таким предприятиям нужно продать больше и быстрее.

Соответственно, весь ритейл — это бизнес с оборачиваемой моделью. Например, дискаунтеры растут за счет того, что товар лежит у них на полке не более 10 дней. Они не содержат склады, не вкладываются в активы — делают частые закупки минимальными партиями. При этом каждая продажа формирует добавленную стоимость.

Маржинальная модель

Продажа дорогих товаров, например, ювелирных украшений — это маржинальный бизнес. Высокая скорость и большие объемы продаж в нем не требуются, потому что каждое изделие приносит большую прибыль.

Еще один пример — строительство жилого дома. Это низкооборачиваемый, но высокомаржинальный бизнес.

Если говорить о бизнесе в сфере услуг, то он обычно требует минимальных активов — не нужно вкладываться в материалы, склад, дебиторку. Такой бизнес чаще всего работает с предоплатой, потому что производство услуги — это фонд оплаты труда сотрудников.

Важно понимать, как управлять бизнесом с разными финансовыми моделями.

Не является индивидуальной финаносовой или инвестиционной рекомендацией

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации30.05.2002
Уставной капитал
Юридический адрес обл. Свердловская, г.о. город Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12 стр. 1, офис 504
ОГРН 1026602337068
ИНН / КПП 6658149843 668501001
Среднесписочная численность51 сотрудник

Контакты

Адрес Екатеринбург, БК «Деловой квартал», ул. Сибирский тракт, 12, корпус 1, оф. 504
Телефон +73433517845

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия