Как PLM-система помогает ритейлерам выпускать товары собственных брендов
IT-инструменты помогают сетям вывести собственные бренды на качественно новый уровень. Об этом и не только — в интервью с главой Omnidata Алексеем Аксеновым

Более 20 лет в IT-индустрии, опыт в Big Sales от $100M. Работал на руководящих должностях в Ecom, Группе T1, IBM, Nortel Networks, Juniper Networks. Имеет степень MBA в University of Cambridge
В 2025 году крупные food-ритейлеры продолжат расширять ассортимент товаров собственных торговых марок (СТМ). Они позволяют сетям увеличивать маржинальность, расширять круг лояльной аудитории, а покупателям — приобретать товары, сбалансированные по цене и качеству. Когда продуктовым ритейлерам становится недостаточно стандартных решений и нужно задуматься о PLM-системе, почему автоматизация делает выпуск товаров эффективнее и проще, как будет развиваться рынок продуктов питания — рассказал в интервью генеральный директор компании Алексей Аксенов.
Почему продуктовым ритейлерам часто непросто наладить выпуск СТМ-товаров? В чем причина сложностей?
Все дело в процессах, ведь путь СТМ-товаров до полки магазинов особенный. Food-ритейлер — это продавец, но при работе с СТМ-товарами он переходит в статус производителя. А значит на его плечи ложится большое количество непривычных для него задач: проектирование товара, разработка дизайна упаковки, тестирование качества образцов. Чтобы вникнуть в новые процессы и нюансы нужны дополнительные ресурсы: время, специалисты, бюджет.
Другая ситуация, если ритейлер уже развивает собственные марки и хочет расширить ассортимент СТМ-товаров. Хотя компетенции уже есть, обойтись прежними инструментами сложно: в портфеле появляются новые товарные группы, а значит объем данных по продуктам и поставщикам растет.
Самое популярное решение в обеих ситуациях — нанять больше специалистов и увеличить штат. Но нужно быть готовым к росту затрат на ФОТ и трудностям поиска квалифицированных кадров. В результате СТМ-направление может стать не таким выгодным, как виделось в начале пути.
В общемировой практике чаще прибегают к программным решениям. Наша компания, в том числе, развивает PLM-систему (Product Lifecycle Management, система управления жизненным циклом продукта), которая автоматизируют ключевые бизнес-процессы разработки и выпуска СТМ-товаров, снижая потребность в найме.
Какие задачи выполняет PLM-система и почему пользуется спросом у food-ритейлеров?
Основное преимущество PLM-системы в ее многофункциональности: решение закрывает весь объем задач, связанный с запуском новинки в продуктовом ритейле. В частности, помогает планировать ассортимент, контролировать сроки исполнения планов, выбирать исполнителей на основе оценки качества образцов продукции, выступать «единым источником правды» о товарах и брендах.
Удобно, что вся информация о продуктах и торговых марках ритейлера собрана в одном месте, не нужно искать в отдельных файлах. В PLM-систему даже встроен мессенджер, где можно вести коммуникацию с членами команды, контрагентами и производителями. Больше нет необходимости переходить в почту для обмена файлами и искать письма от коллег: все собрано в единой платформе с доступом из любой точки мира.
С точки зрения функционала понятно, а насколько сложно внедрить PLM-систему и убедить команду им пользоваться?
Внедрение обычно занимает от 3 до 5 месяцев. Мы развиваем облачный продукт, который не требует долгого внедрения и настройки, как бывает с традиционными «тяжелыми» системами. В наших интересах, чтобы клиент как можно быстрее приступил к работе.
К тому же не обязательно внедрять PLM-систему целиком. Если ритейлеру нужны какие-то отдельные модули, например, планирование, то можно внедрить для начала только его. Например, этим модулем у нас активно пользуется «Магнит». В нем планирует проекты, конкретные товары и объемы выпуска продукции.
Если в процессе работы компания понимает, что нужны другие модули, например дизайн и проектирование, тогда наши разработчики добавят еще один блок и обучат команду им пользоваться. Так постепенно, шаг за шагом, можно полностью автоматизировать все ручные процессы.
Что касается сопротивления команды, по моему опыту, сложности возникают редко. И даже если специалисты привыкли работать в определенном режиме, они быстро перестраиваются. Инструмент значительно экономит их время на работу с информацией и продуктом. Когда люди понимают, что часть работы система делает за них, то уже не хотят возвращаться к прежним стандартным инструментам.
Знаю, что в PLM-решение встроена система дашбордов. Как она упрощает работу руководителя и влияет на сроки выпуска продуктов питания?
Действительно, в PLM-системе у нас предусмотрена система дашбордов. Она позволяет увидеть ситуацию в проекте «с высоты птичьего полета»: по каким задачам работа идет по графику, по каким — есть риск отставания. Почему тайминг важен? Если не выпустить СТМ-товары в срок, то в ассортименте образуются «дыры», покупатели не могут найти товар на полке, разочаровываются и идут к конкурентам. Поэтому мы особенно тщательно проработали инструменты управления задачами, включая контроль за KPI и соблюдением нормативов.
Второй важный момент для руководителя — прозрачность процессов и данных. За счет встроенного инструмента обмена сообщениями и документами внутри системы, можно отследить цифровой след коммуникации внутри команды и с внешними исполнителями. Если специалист получил новые вводные и внес изменения в данные, то руководитель это увидит. Чем выше прозрачность, тем легче держать руку на пульсе.
Кстати, в PLM-систему можно интегрировать телефонию и распознавание голоса, что удобно при онлайн-планерках. Речь сотрудников можно прогонять через большие языковые модели и делать резюме встреч. По сути — автоматически составить протокол переговоров.
Такая совокупность инструментов помогает руководителю отслеживать статусы проектов, быть «на острие» и запускать СТМ-товары в срок.
Как food-ритейлерам понять, что пора переходить на специализированное решение при работе с СТМ-товарами? Какие маркеры будут сигнализировать об этом?
В целом, PLM-система поможет организовать выпуск СТМ-товаров продуктовым сетям и онлайн-игрокам любого уровня и размера. Не важно количество позиций и доля товаров собственных марок в ассортименте, ведь задачи будут одинаковы вне зависимости от объемов выпуска продукции.
При этом система особенно пригодится компаниям, которым нужно хранить большой объем данных о товарах. Например, при масштабировании СТМ-направления: когда хочется расширить предложение и выйти в новые товарные категории. Бывает, компании самостоятельно создают технические спецификации и разрабатывают рецептуры силами R&D подразделения (Research & Development). В этом случае PLM-система поможет не только хранить оригинальную рецептуру продукта, но и работать с ее вариациями.
Инструмент облегчит и ускорит работу команды, если производственные площадки ритейлера находятся за пределами России, например в Китае. В этом случае PLM-система сможет заменить портал поставщика и стать единой точкой контакта с зарубежными партнерами.
В любом случае, с новыми клиентами мы сначала проводим пилотный проект на ограниченной номенклатуре товаров, а уже потом проводим внедрение системы. Пилот помогает клиенту убедиться в эффективности решения и принять взвешенное решение о дальнейшей работе в PLM-системе.
Если в 2025 году рост СТМ-направления продолжится, то какие тренды, на ваш взгляд, будут популярны на рынке?
Из интересного — в 2025 году food-ритейлеры будут активнее использовать данные о покупателях при разработке продуктов. Например, в сегменте СТМ появятся линейки товаров для веганов, адептов ЗОЖ и экологичного потребления. Это позволит создать уникальное товарное предложение и выделиться среди конкурентов не только ценой, но и качеством.
Одновременно будет расширяться предложение премиальных СТМ-товаров. Если раньше собственные марки в food-ритейле ассоциировались с продуктами первой цены, то в 2025 году ситуация изменится. Ритейлеры будут предлагать товары с улучшенными характеристиками, более органические и экологически чистые, которые привлекут более требовательную аудиторию.
Еще тренд — рост локального производства. В условиях санкций российские ритейлеры будут активнее развивать местные производства. Это снизит зависимость от импорта, позволит лучше контролировать качество продукции и его стоимость.
Кстати, о цене продажи товаров: внедрение ИИ, систем автоматизации и анализа больших данных помогут ритейлерам оптимизировать производственные процессы, прогнозировать спрос и минимизировать издержки. В результате получится снизить себестоимость товара, а значит тщательнее сбалансировать соотношение цены и качества. При непростой экономической ситуации в стране качественные СТМ-товары по цене ниже брендовой продукции, гарантированно найдут своего покупателя.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети