РБК Компании
Главная Omnidata 11 февраля 2025

Как PLM-система помогает ритейлерам выпускать товары собственных брендов

IT-инструменты помогают сетям вывести собственные бренды на качественно новый уровень. Об этом и не только — в интервью с главой Omnidata Алексеем Аксеновым
Как PLM-система помогает ритейлерам выпускать товары собственных брендов
Источник изображения: Naty.M / Shutterstock.com
Алексей Аксенов
Алексей Аксенов
Генеральный директор Omnidata

Более 20 лет в IT-индустрии, опыт в Big Sales от $100M. Работал на руководящих должностях в Ecom, Группе T1, IBM, Nortel Networks, Juniper Networks. Имеет степень MBA в University of Cambridge

Подробнее про эксперта

В 2025 году крупные food-ритейлеры продолжат расширять ассортимент товаров собственных торговых марок (СТМ). Они позволяют сетям увеличивать маржинальность, расширять круг лояльной аудитории, а покупателям — приобретать товары, сбалансированные по цене и качеству. Когда продуктовым ритейлерам становится недостаточно стандартных решений и нужно задуматься о PLM-системе, почему автоматизация делает выпуск товаров эффективнее и проще, как будет развиваться рынок продуктов питания — рассказал в интервью генеральный директор компании Алексей Аксенов. 

Почему продуктовым ритейлерам часто непросто наладить выпуск СТМ-товаров? В чем причина сложностей? 

Все дело в процессах, ведь путь СТМ-товаров до полки магазинов особенный. Food-ритейлер — это продавец, но при работе с СТМ-товарами он переходит в статус производителя. А значит на его плечи ложится большое количество непривычных для него задач: проектирование товара, разработка дизайна упаковки, тестирование качества образцов. Чтобы вникнуть в новые процессы и нюансы нужны дополнительные ресурсы: время, специалисты, бюджет.  

Другая ситуация, если ритейлер уже развивает собственные марки и хочет расширить ассортимент СТМ-товаров. Хотя компетенции уже есть, обойтись прежними инструментами сложно: в портфеле появляются новые товарные группы, а значит объем данных по продуктам и поставщикам растет.  

Самое популярное решение в обеих ситуациях — нанять больше специалистов и увеличить штат. Но нужно быть готовым к росту затрат на ФОТ и трудностям поиска квалифицированных кадров. В результате СТМ-направление может стать не таким выгодным, как виделось в начале пути.  

В общемировой практике чаще прибегают к программным решениям. Наша компания, в том числе, развивает PLM-систему (Product Lifecycle Management, система управления жизненным циклом продукта), которая автоматизируют ключевые бизнес-процессы разработки и выпуска СТМ-товаров, снижая потребность в найме. 

Какие задачи выполняет PLM-система и почему пользуется спросом у food-ритейлеров? 

Основное преимущество PLM-системы в ее многофункциональности: решение закрывает весь объем задач, связанный с запуском новинки в продуктовом ритейле. В частности, помогает планировать ассортимент, контролировать сроки исполнения планов, выбирать исполнителей на основе оценки качества образцов продукции, выступать «единым источником правды» о товарах и брендах.  

Удобно, что вся информация о продуктах и торговых марках ритейлера собрана в одном месте, не нужно искать в отдельных файлах. В PLM-систему даже встроен мессенджер, где можно вести коммуникацию с членами команды, контрагентами и производителями. Больше нет необходимости переходить в почту для обмена файлами и искать письма от коллег: все собрано в единой платформе с доступом из любой точки мира. 

С точки зрения функционала понятно, а насколько сложно внедрить PLM-систему и убедить команду им пользоваться? 

Внедрение обычно занимает от 3 до 5 месяцев. Мы развиваем облачный продукт, который не требует долгого внедрения и настройки, как бывает с традиционными «тяжелыми» системами. В наших интересах, чтобы клиент как можно быстрее приступил к работе. 

К тому же не обязательно внедрять PLM-систему целиком. Если ритейлеру нужны какие-то отдельные модули, например, планирование, то можно внедрить для начала только его. Например, этим модулем у нас активно пользуется «Магнит». В нем планирует проекты, конкретные товары и объемы выпуска продукции.  

Если в процессе работы компания понимает, что нужны другие модули, например дизайн и проектирование, тогда наши разработчики добавят еще один блок и обучат команду им пользоваться. Так постепенно, шаг за шагом, можно полностью автоматизировать все ручные процессы.  

Что касается сопротивления команды, по моему опыту, сложности возникают редко. И даже если специалисты привыкли работать в определенном режиме, они быстро перестраиваются. Инструмент значительно экономит их время на работу с информацией и продуктом. Когда люди понимают, что часть работы система делает за них, то уже не хотят возвращаться к прежним стандартным инструментам. 

Знаю, что в PLM-решение встроена система дашбордов. Как она упрощает работу руководителя и влияет на сроки выпуска продуктов питания? 

Действительно, в PLM-системе у нас предусмотрена система дашбордов. Она позволяет увидеть ситуацию в проекте «с высоты птичьего полета»: по каким задачам работа идет по графику, по каким — есть риск отставания. Почему тайминг важен? Если не выпустить СТМ-товары в срок, то в ассортименте образуются «дыры», покупатели не могут найти товар на полке, разочаровываются и идут к конкурентам. Поэтому мы особенно тщательно проработали инструменты управления задачами, включая контроль за KPI и соблюдением нормативов.  

Второй важный момент для руководителя — прозрачность процессов и данных. За счет встроенного инструмента обмена сообщениями и документами внутри системы, можно отследить цифровой след коммуникации внутри команды и с внешними исполнителями. Если специалист получил новые вводные и внес изменения в данные, то руководитель это увидит. Чем выше прозрачность, тем легче держать руку на пульсе. 

Кстати, в PLM-систему можно интегрировать телефонию и распознавание голоса, что удобно при онлайн-планерках. Речь сотрудников можно прогонять через большие языковые модели и делать резюме встреч. По сути — автоматически составить протокол переговоров. 

Такая совокупность инструментов помогает руководителю отслеживать статусы проектов, быть «на острие» и запускать СТМ-товары в срок. 

Как food-ритейлерам понять, что пора переходить на специализированное решение при работе с СТМ-товарами? Какие маркеры будут сигнализировать об этом? 

В целом, PLM-система поможет организовать выпуск СТМ-товаров продуктовым сетям и онлайн-игрокам любого уровня и размера. Не важно количество позиций и доля товаров собственных марок в ассортименте, ведь задачи будут одинаковы вне зависимости от объемов выпуска продукции.  

При этом система особенно пригодится компаниям, которым нужно хранить большой объем данных о товарах. Например, при масштабировании СТМ-направления: когда хочется расширить предложение и выйти в новые товарные категории. Бывает, компании самостоятельно создают технические спецификации и разрабатывают рецептуры силами R&D подразделения (Research & Development). В этом случае PLM-система поможет не только хранить оригинальную рецептуру продукта, но и работать с ее вариациями. 

Инструмент облегчит и ускорит работу команды, если производственные площадки ритейлера находятся за пределами России, например в Китае. В этом случае PLM-система сможет заменить портал поставщика и стать единой точкой контакта с зарубежными партнерами.  

В любом случае, с новыми клиентами мы сначала проводим пилотный проект на ограниченной номенклатуре товаров, а уже потом проводим внедрение системы. Пилот помогает клиенту убедиться в эффективности решения и принять взвешенное решение о дальнейшей работе в PLM-системе. 

Если в 2025 году рост СТМ-направления продолжится, то какие тренды, на ваш взгляд, будут популярны на рынке?  

Из интересного — в 2025 году food-ритейлеры будут активнее использовать данные о покупателях при разработке продуктов. Например, в сегменте СТМ появятся линейки товаров для веганов, адептов ЗОЖ и экологичного потребления. Это позволит создать уникальное товарное предложение и выделиться среди конкурентов не только ценой, но и качеством.  

Одновременно будет расширяться предложение премиальных СТМ-товаров. Если раньше собственные марки в food-ритейле ассоциировались с продуктами первой цены, то в 2025 году ситуация изменится. Ритейлеры будут предлагать товары с улучшенными характеристиками, более органические и экологически чистые, которые привлекут более требовательную аудиторию. 

Еще тренд — рост локального производства. В условиях санкций российские ритейлеры будут активнее развивать местные производства. Это снизит зависимость от импорта, позволит лучше контролировать качество продукции и его стоимость. 

Кстати, о цене продажи товаров: внедрение ИИ, систем автоматизации и анализа больших данных помогут ритейлерам оптимизировать производственные процессы, прогнозировать спрос и минимизировать издержки. В результате получится снизить себестоимость товара, а значит тщательнее сбалансировать соотношение цены и качества. При непростой экономической ситуации в стране качественные СТМ-товары по цене ниже брендовой продукции, гарантированно найдут своего покупателя. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
15 июля 2020
Уставной капитал
200 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер. г. Муниципальный округ Хамовники, б-р Зубовский, д. 21, стр. 1, помещ. 1/3
ОГРН
1207700237524
ИНН
9724016019
КПП
770401001
Среднесписочная численность
11 сотрудников

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия