Как автоматизировать франшизу: 5 советов от эксперта
Чтобы франчайзер контролировал сеть, а франчайзи было легче открыть точку и привлечь клиентов — франшизу нужно автоматизировать. Рассказываем, как это сделать

Работает в компании с момента основания в 2015 году, до этого работал в компании «Атол»
1. Установите одинаковый комплект железа и ПО на всех точках
Владельцы франшиз часто требуют, чтобы франчайзи использовали определенное программное обеспечение, но оставляют им свободу выбора оборудования и поставщиков. Это приводит к тому, что в сети появляются разные устройства и сервисы, что может вызвать проблемы с их интеграцией и обслуживанием.
Лучший вариант — когда франчайзи покупает или арендует готовый комплект оборудования и ПО от одного вендора, а этот вендор также помогает с подключением, обучением и поддержкой. При этом, для небольших городов, важна возможность удаленной поддержки — ведь там не всегда есть сервисные центры.
Например, X5 использует такую модель для своей франшизы ОКОЛО. Эвотор предоставляет им кассовое оборудование, ПО для учета товаров и круглосуточную техподдержку. Закупки франчайзи проходят через MAY24. Еще один плюс — сотрудники могут легко заменять друг друга в разных точках сети. Это особенно полезно в кофейных франшизах, где часто происходят замены из-за высокой текучести кадров.
2. Выбирайте гибкие решения, которые подходят для разных точек
Иногда франчайзи нуждаются в разном функционале из-за особенностей своего бизнеса. Важно, чтобы единое решение позволяло адаптироваться к процессам конкретного франчайзи, особенно если это уже устоявшаяся компания.
Подбирайте решение, в котором можно будет менять комплектацию — например, подключать дополнительное оборудование — и настраивать под себя ПО: интегрировать с сервисами товарного учета, программами лояльности и так далее.
Сразу скажу, что интегрировать иностранное и российское ПО сложно: у них разная логика бизнес-процессов, даже на уровне товарного учета. Например, мировой лидер SAP позволяет вести разные процессы одновременно, тогда как у локального лидера, компании 1С, есть ограничения: нельзя перейти к следующему этапу согласования операции, не завершив предыдущий. С этой проблемой сталкиваются международные франшизы при выходе на российский рынок.
3. Автоматизация должна быть доступной для франчайзи
Согласно данным franshiza.ru, самые популярные франшизы стоят до 3 миллионов рублей. Поэтому цена ИТ-решения должна быть доступной для франчайзи и не увеличивать стоимость франшизы.
И здесь надо учитывать не только начальную стоимость ПО и оборудования, но и затраты на обновления, доработки и обслуживание. Обращайте внимание на функционал: иногда он может быть избыточным для франчайзи. Например, большие сервисы для HoReCa часто предлагают много функций, которые могут быть ненужными для стритритейла, для них это будет просто переплата.
Хорошо, если сервисы предлагают кастомизацию или разные версии с разным функционалом. Например, компания «Агбис», лидер в автоматизации химчисток, предлагает полную версию своего ПО для всего цикла работы и отдельный «облегченный» сервис только для пунктов приема. Этот облегченный вариант используют химчистки вместе с кассами Power Эвотора — на широкой чековой ленте они печатает бланки заказов для клиентов. Так работает петербургская франшиза «Аква.Чистка».
4. Настройте централизованный товарный и складской учет
Товарный и складской учет очень важны для розничной торговли и общепита. А для владельцев франшиз, особенно тех, кто работает по «обратной франшизе», он приносит дополнительные преимущества.
Во-первых, централизованный учет позволяет франчайзеру следить за работой точек в реальном времени, а не только по отчетам. Это помогает предотвратить недобросовестные действия франчайзи, такие как занижение выручки, изменение цен или продажа товаров от сторонних поставщиков.
Во-вторых, владелец франшизы может автоматически рассчитывать роялти.
Подобный централизованный учет есть, например, в сервисе «Моя сеть» товароучетной программы «Управление ассортиментом». Этот сервис использует франшиза «Фермерские истории», работающая на кассах Power Эвотора.
5. Ведите общую клиентскую базу и программу лояльности
Внедрить единую программу лояльности во франшизе бывает сложно. С одной стороны, такие программы популярны у клиентов и выгодны для бизнеса — с другой, франчайзи опасаются снижения прибыли, ведь клиенты могут накапливать бонусы в одной точке и тратить их в другой.
Владельцу франшизы нужно убедить франчайзи с помощью финансовых расчетов, что рост продаж от программы лояльности перекроет потери от скидок и списания баллов. Расходы на поддержку программы можно включить в стоимость франшизы.
Также могут возникнуть технические трудности, если в сети используются разные ПО. Это еще один аргумент в пользу автоматизации на основе одного решения от одного поставщика. Например, для франшизы «ОКОЛО» Эвотор провел интеграцию сервиса «ЭвоБонус» с единой программой лояльности X5 и масштабировал на всю сеть. Участники «Х5 Клуб» могут копить бонусные баллы, делая покупки в любом магазине.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты