Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная РОТАНА 21 октября 2025

Образование для врачей: какие навыки становятся обязательными

Трансформация медицинского образования: от накопления знаний к формированию доверенных профессиональных действий
Образование для врачей: какие навыки становятся обязательными
Источник изображения: rawpixel.com / Freepik.com
Михаил Артюшин
Михаил Артюшин
Руководитель отдела сервиса и регистрации медицинских изделий компании «РОТАНА»

Сертифицированный сервисный специалист Getein Biotech Inc.

Подробнее про эксперта

Современный врач должен обладать не просто набором клинических знаний, а комплексом интегрированных компетенций, позволяющих действовать в высокотехнологичной и быстро меняющейся среде. На первый план выходит цифровая грамотность, которая давно вышла за рамки простого умения пользоваться электронной медицинской картой. Сегодня от врача требуется глубокое понимание архитектуры этих систем, их ограничений и потенциальных источников ошибок. Он должен уметь критически оценивать медицинскую информацию, отличая доказательные данные от маркетинговых материалов, и эффективно использовать базы знаний для поддержки принятия решений. Не менее важно базовое понимание принципов работы алгоритмов искусственного интеллекта — слепая вера в «рекомендации алгоритма» так же опасна, как и их полное игнорирование. Всемирная организация здравоохранения, формируя перечень цифровых навыков, делает акцент именно на безопасности пациентов и этике, превращая цифровую грамотность из технического умения в клиническую и этическую категорию.

Клиническая гибкость и мастерство в гибридных моделях оказания помощи

Пандемия COVID-19 стала катализатором взрывного роста телемедицины, однако это направление — не временное явление, а устойчивая тенденция, формирующая новую реальность «гибридного» здравоохранения. Это требует развития специфических навыков:

  • Дистанционный сбор анамнеза и проведение виртуального клинического осмотра: умение задавать точные, структурированные вопросы, использовать данные с носимых устройств пациента, проводить визуальный осмотр через камеру с учетом его ограничений.
  • Эффективная коммуникация в отсутствие невербальных сигналов: компенсация недостатка физического присутствия за счет эмпатии и активного слушания.
  • Принятие решений о необходимости очного визита: способность на основе дистанционного контакта оценить риски и принять взвешенное решение о дальнейшей тактике.
  • Техническая и организационная компетентность: знание платформ, нормативных требований и правил документирования телеконсультаций.

Современные исследования предлагают структурированные наборы, включающие десятки конкретных компетенций для телездравоохранения, которые должны быть интегрированы в основную учебную программу.

Системное мышление и ориентация на качество и безопасность пациентов

Современный врач перестал быть «свободным художником» в своем кабинете; он является частью сложной, высокоорганизованной системы, включающей первичное звено, стационары, диагностические службы, электронные протоколы, логистику лекарственных средств и многое другое. Способность выстраивать партнерские отношения с медсестрами, фельдшерами, администраторами, клиническими фармакологами и социальными работниками, преодолевая традиционные иерархические барьеры во имя общей цели — здоровья пациента.

Коммуникация, культурный интеллект и работа с разнообразием

Эмпатия и умение вести содержательный диалог с пациентами из разных социальных, этнических и культурных групп сегодня — это не «вежливая опция» для прогрессивного врача, а стандарт профессионального уровня, напрямую влияющий на приверженность лечению и клинические исходы. Совместное принятие решений, переход от патерналистской модели («врач лучше знает») к партнерской, где пациент является экспертом по своей жизни и ценностям, а врач — по медицинским аспектам. Вместе они выбирают оптимальную тактику лечения.

Навыки критической оценки и клинической интеграции искусственного интеллекта: искусственный интеллект переходит из категории концепций в разряд рабочих инструментов. Подготовка врача должна включать не просто пользовательские навыки, а критическое осмысление.

Понимание типов AI/ML моделей и их ограничений: чем отличается обучение с учителем от обучения без учителя, что такое «переобучение» модели и как оно влияет на диагностическую точность.

Критическая валидация клинических алгоритмов: умение оценить, на какой популяции была обучена модель, репрезентативны ли эти данные для местных пациентов, каковы показатели ее чувствительности, специфичности и прогностической ценности.

Этические и правовые аспекты применения AI: вопросы ответственности за ошибку, совершенную алгоритмом, конфиденциальность данных, используемых для обучения, и проблема алгоритмического смещения, когда модель воспроизводит и усиливает социальное неравенство.
Как показывают последние обзоры, формирование AI-компетенций — это уже не предмет узкоспециализированного факультатива, а обязательный компонент базовой подготовки будущего врача.

Перестройка учебного процесса: от пассивного усвоения информации к активному формированию действий

Традиционная модель «сначала теория, потом практика», где годы лекций и семинаров сменяются короткой, интенсивной стажировкой, морально устарела. Она создает разрыв между знанием и его применением, что недопустимо в современной сложной клинической среде. Международное медицинское образовательное сообщество предлагает в качестве альтернативы ориентироваться на концепцию «Доверенных профессиональных действий» (EPAs). Это конкретные, наблюдаемые и измеримые задачи или единицы профессиональной работы, которые могут быть доверены стажеру для самостоятельного выполнения под определенным уровнем контроля. Например, сбор целенаправленного анамнеза и проведение осмотра», «формулировка предварительного диагноза и плана обследования», «информирование пациента о диагнозе и плане лечения», «ведение медицинской документации».
Образовательный процесс строится вокруг отработки действий через:

  • Рабочие оценки: непрерывное оценивание в реальных клинических условиях с использованием структурированных форм обратной связи (например, мини-клинический экзамен, прямое наблюдение за процедурой).
  • Симуляции с высоким и сверхвысоким реализмом: отработка действий, в том числе редких и критических ситуаций, на роботах-симуляторах и стандартизированных пациентах в безопасной, но максимально приближенной к реальности обстановке.
  • Проектное обучение: вовлечение студентов в реальные проекты по улучшению качества в клиниках, что позволяет развивать системное мышление и навыки командной работы.

Оценка в такой модели становится непрерывной, формирующей (направленной на улучшение, а не на селекцию) и мультипараметрической, учитывающей не только знания, но и навыки, отношения и профессиональное поведение.

Новая парадигма оценивания: от проверки памяти к доверию действиям

Традиционные стандартизированные экзамены, основанные на множественном выборе, эффективно проверяют объем декларативных знаний, но практически бесполезны для оценки способности действовать в клинической ситуации. Будущее за оценкой действий. Мировой опыт, описанный в журналах «Academic Medicine» и «Medical Teacher», показывает: при корректной организации такой системы количество студентов, признанных готовыми к выполнению определенных действий с минимальным наблюдением к моменту выпуска, растет, а их адаптация в резидентуре происходит значительно быстрее и безопаснее для пациентов.

Что означает эта трансформация для пациентов и системы здравоохранения в целом

Предлагаемая трансформация образования направлена не на внедрение модных терминов, а на фундаментальное повышение безопасности, доступности и эффективности медицинской помощи. Врачи, подготовленные в новой парадигме, — это специалисты, способные быстрее и точнее ставить диагнозы, используя ИИ-ассистенты как осмысленный инструмент. Они будут эффективнее работать в команде, минимизируя коммуникационные ошибки — одну из ведущих причин неблагоприятных событий. Они смогут инициировать улучшения в своих рабочих процессах, повышая не только качество помощи, но и собственную профессиональную удовлетворенность, борясь с выгоранием. И что критически важно — они расширят доступ к помощи за счет грамотного использования дистанционных моделей, особенно для жителей удаленных регионов.

Системный эффект проявится только при системном подходе. Отдельные «цифровые лаборатории» или «передовые симуляционные центры», не интегрированные в основную программу, останутся лишь демонстрационными полигонами. Образование врачей нового поколения — это глубинная перестройка приоритетов: меньше акцента на запоминании фактов, которые легко найти в базах данных, и больше — на формировании клинического мышления и способности к безопасным действиям в условиях неопределенности. Задача университетов и профессионального сообщества — создать образовательные и рабочие среды, где выпускник не просто обладает знаниями, а может компетентно действовать в реальности. Будущее здравоохранения начинается сегодня в аудиториях медицинских вузов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Getein Biotech Inc.Вывод Getein 1100 на рынок. Установлено более 1000 портативных экспресс-анализаторов
Признание в бизнес-сообществеБолее 20-ти лет успешных поставок медицинского оборудования и экспресс-тестов

Контакты

Адрес
117342, Россия, г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 3а 117545, Россия, г. Москва, 1-й Дорожный пр-д, д. 4, стр. 1

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия