Личный опыт: как попасть в реестр российского ПО и что это дает бизнесу
От стартапа до сертифицированного ПО: как реестр российских технологий влияет на бизнес — рассказывает сооснователь сервис транскрибации «Войси» Павел Караневич

Предприниматель, маркетолог, психолог предпринимателей. Эксперт в запуске IT-проектов на рынке СНГ с опытом успешного запуска более 30 продуктов. Ментор на ТехПреде МФТИ.
В последние годы российский рынок программного обеспечения претерпевает значительные изменения, особенно в свете роста требований к безопасности данных и независимости от иностранных технологий. Включение в реестр отечественного ПО становится не просто формальностью, а важным шагом для технологических компаний, стремящихся работать с крупными корпорациями и государственными структурами.
Павел Караневич, сооснователь ИИ-транскрибатора «Войси», компании, прошедшей весь этот путь, делится опытом, каково это — соответствовать строгим требованиям, какие сложности возникают на пути сертификации и какие возможности открывает реестр.
Что послужило мотивацией войти в реестр российского ПО для вашей компании?
Еще со старта проекта к нам периодически приходили государственные компании с вопросом: «Что у вас с реестром российского ПО?». Стало понятно, что для них это важно, потому что нахождение в реестре гарантирует безопасность персональных данных. Реестр — это знак качества для российских компаний, гарант того, что ПО можно использовать и оно безопасно. Многие компании просто не могут работать с другим программным обеспечением. Мы изначально понимали, что на рынке это важно, нужно и востребовано, и целенаправленно пошли в эту сторону. Для нас включение в реестр — это дверь в мир российских компаний, которые могут работать только с ПО из реестра, в том числе госкомпаний.
Кто несет риски в случае, если компания использует ПО, которое не хранит персональные данные должным образом?
В первую очередь риски несет тот, кто заключает соглашение о персональных данных с конечным пользователем. Основная ответственность лежит на компании, которая предоставляет конечную услугу пользователю. Если они обещают, что данные никуда не утекут, то обязаны это соблюдать и проверять ПО, с которым работают. Компании-партнеры, в том числе мы, тоже несут ответственность за безопасность данных, но уже перед компаниями, с которыми работают. Мы относимся к этому серьезно.
У вас были крупные заказчики, которые отказывались сотрудничать только из-за отсутствия вас в реестре российского ПО?
Да, к нам приходили компании уровня МТС, Ростелеком, Ростех с запросами на наше ПО, но пока мы не были в реестре, с нами никто не хотел общаться дальше. Зато теперь мы ожидаем большие контракты.
Почему они ждали, пока вы станете российским ПО, а не обратились к кому-то другому?
На рынке не так много компаний, работающих с речевой аналитикой, особенно работающих качественно и внесенных в реестр российского ПО. На сегодняшний день в реестре всего четыре такие компании, включая «Войси», но прямых аналогов нашему ПО нет.
Какую роль играет для вас сотрудничество с Минцифрой и другими государственными органами? Резидентство «Сколково» дополняет ваш статус?
Это обязательный набор для работы на российском рынке: резидентство «Сколково», реестр российского ПО, IT-аккредитация, Московский инновационный кластер, реестр стартапов города Москвы — все, где можно зарегистрироваться. Еще у нас есть статус МТК — малой технологической компании. Все это нужно, и все взаимосвязано. Например, в «Сколково» нельзя брать гранты без реестра или без статуса малой технологической компании. Так или иначе, такой набор необходим любому технологическому стартапу.
Как вы считаете, с какого момента стартапу нужно начинать об этом задумываться? Есть ли риск уйти в достигаторство вместо улучшения продукта?
Приоритет номер один — это всегда продукт и пользователи. А все эти ачивки, например, для нас были фоновыми задачами, которые мы планировали и выполняли, но не концентрировались на них, потому что это всегда 50 на 50: тебя возьмут или не возьмут. Ты не можешь быть на 100% уверен, что пройдешь по всем параметрам и докажешь свою уникальность. При этом ресурсов и времени такие процессы съедают очень много. Если перевести время команды в часы и деньги, возникает вопрос, насколько это выгодно. Но, с другой стороны, один крупный корпоративный клиент может полностью перекрыть все расходы. Вопрос выбора, но я бы точно не ставил эти вещи на первое место. В первую очередь — продукт.
Как много времени прошло с начала вашей подготовки до вхождения в реестр отечественного ПО?
Мы начали работу в феврале прошлого года, то есть с момента подготовки первых документов до вступления в реестр прошел год. На более быстрый период я бы не рассчитывал, потому что документов много, и они сложные. Нужно предоставить и описать программное обеспечение — это довольно длительная процедура.
Какие трудности возникли в процессе подачи заявки? Как вы с ними справились?
Самая большая трудность — как раз в деталях описать свое ПО. У стартапов не всегда получается с самого начала нормально документировать продукты. Было много недокументированного, что пришлось потом описывать.
Сейчас на рынке есть компании, которые помогают с документацией и оформлением. Как вы считаете, насколько это может быть полезно?
Такие компании есть, но надо понимать, что у кого-то из них есть реальная экспертиза, а кто-то просто продает заголовок, что они это умеют. Никогда не знаешь, за что платишь: тебе действительно сделают хорошо или ты будешь бесконечно подавать документы и получать отказы. Кроме того, компании не обладают тем набором компетенций, который есть у основателей стартапа. Они никогда не смогут разобраться в продукте так же хорошо, как основатели. Поэтому какие-то вещи могут быть упущены или трактованы иначе. Я не против существования таких компаний, но это всегда лотерея. Если вы хотите воспользоваться такими услугами, то тщательно выбирайте подрядчика, смотрите его кейсы, общайтесь с основателями бизнесов, которым он помогал.
Как у вас распределены функции внутри команды? Как была организована работа по подготовке к вступлению в реестр?
У всех сооснователей есть компетенции, за которые они отвечают: маркетинг, продажи, исследование рынка, разработка продукта. Если говорить про «Сколково», этим занимался я. Что касается продукта, ребята делили его на части, и каждый описывал свою часть. Работа была совместной. Мы включали эти задачи в спринты, чтобы двигаться вперед, потому что главная задача сама по себе очень емкая и глобальная, ее нельзя выполнить за два дня.
Может ли предприниматель справиться с этим, если он один, без команды? Как выживать и быть успешным в такой ситуации?
Уже пару лет существует искусственный интеллект, который может помочь с исследованием рынка, написанием ТЗ и другими задачами. Я не вижу проблемы в том, чтобы справиться в одиночку, но на это потребуется время. У нас четыре основателя, и это дало нам преимущество в скорости.
Есть ли у вас рекомендации для предпринимателей, которые хотят войти в реестр?
Читать документацию — там все хорошо и подробно описано. Это непростая задача — изучить требования, понять, что для них важно. Если решили туда попасть, надо действовать. Отказ — это не приговор. Можно общаться, дополнять, доделывать, объяснять. Основная рекомендация — не бояться и просто делать.
Как вы оцениваете инициативы Минцифры и их влияние на развитие отечественных технологий?
У нас появляется хороший, мощный софт, его становится все больше на рынке. В целом все меры поддержки от государства работают, и кто не ленится, кто хочет чего-то достигать, тот это применяет и получает определенные преимущества. Инициатива однозначно правильная, потому что свое ПО — это независимое ПО. Мы все сталкивались с отключением различных сервисов, и для многих компаний это было очень больно: кто-то потерял информацию, кто-то — деньги, кто-то — время на переезды из этих сервисов. Причем самое обидное было то, что сервисы отключались внезапно, что сильно влияет на бизнес. Поэтому однозначно эти инициативы правильные. И мы видим, сколько российского ПО появилось за последние годы.
Есть ли у вас ощущение, что в российском ПО происходит наведение порядка в последнее время?
Я думаю, да. Изначально, когда реестр появился, я слышал от других предпринимателей, что туда было не очень сложно попасть. Мы же подавались на хайпе искусственного интеллекта, когда весь интернет пытался что-то делать, где-то регистрироваться. Поэтому я думаю, что мы прошли очень жесткий отбор. Учитывая те категории, которые есть в реестре, и то количество компаний, которые туда реально попадают, это гарант качества. Плюс есть приличный список компаний, которые уже исключены из реестра по тем или иным причинам. Это тоже говорит о том, что ПО проверяют на соответствие требованиям: если что-то идет не так, компанию исключают.
Пройдя весь этот путь за год, вы сделали в процессе какое-то важное открытие для самого продукта?
Во-первых, мы привели в порядок свою документацию. Во-вторых, мы приняли некоторые решения специально под реестры. Это подсказало нам следующие инсайты, которые мы, возможно, будем применять в дальнейшем. Например, когда мы подавались в реестр ПО, мы, по сути, разработали свое коробочное решение, которое можно поставить в контур любой корпорации.
Какие у вас планы на будущее? Куда еще надо вступить, войти и что получить?
Пока мы закончили со всеми регистрациями. Этот год и так был напряженным, пришлось разрываться между продуктом и вот этими вещами, что отнимало много времени. Плюс все, что мы планировали для себя, весь необходимый минимум, который мы считали нужным, мы уже выполнили.
Сейчас наша задача — развивать бизнес, масштабироваться, делать продукт более удобным для клиентов и получать тех клиентов, которым открыли доступ все эти регистрации.
Беседовала Елена Ижойкина.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль