РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная Интерфакс 26 февраля 2025

Управление рисками-2025: как выбрать контрагента

Неблагонадежные партнеры могут стать источником крупных неприятностей. Юлия Михайлова, директор СКАН-Интерфакс, — об актуальных методах проверки контрагентов
Управление рисками-2025: как выбрать контрагента
Источник изображения: Личный архив компании
Юлия Михайлова
Юлия Михайлова
Директор системы оценки репутации «СКАН-Интерфакс»

В команде «Интерфакса» с 2010 г., работала журналистом в Службе финансово-экономической информации, руководит маркетингом и продажами цифровых и новостных решений Группы «Интерфакс»

Подробнее про эксперта

Для начала обозначим основные риски, которые подстерегают компанию, если она  уделяет недостаточно внимания проверке контрагентов. 

  1. Финансовые. Недобросовестный контрагент может не оплатить товары, взять аванс и не оказать услугу, серьезно подвести со сроками производства или поставок. В результате бизнес ждут как прямые, так и косвенные убытки, так как, возможно, придется выплачивать неустойки по связанным договорам и нести расходы на судебные дела.
  2. Юридические. Речь идет о нарушении договорных обязательств по отношению к третьим лицам, а также уголовной или административной ответственности за несоблюдение налогового законодательства.
  3. Налоговые. Согласно ФНС, ответственность за проверку надежности контрагентов лежит на самой организации. Если окажется, что она не провела ее должным образом, налоговые органы могут взять компанию «на карандаш», отказать в вычетах и льготах, наложить штрафы и даже инициировать уголовное дело.
  4. Банковские. Операции с подозрительными контрагентами могут спровоцировать попадание честной компании в черный список банков. В таком случае ей могут отказать в выдаче кредитов или даже заблокировать счета.
  5. Репутационные. Сомнительный контрагент способен вовлечь компанию в публичный скандал. Это негативно отразится на репутации, что ведет к недополучению прибыли, мешает развитию компании и — в редких случаях, но все же — угрожает ее существованию. 

Как выбрать надежного контрагента

Чтобы проверки надежности контрагентов юридически соответствовали стандартам коммерческой осмотрительности, юристы рекомендуют руководствоваться разъяснениями Верховного Суда РФ и письмом ФНС России «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Так, при работе с контрагентом каждая компания должна учитывать ряд факторов.

Достоверность регистрационных сведений

Проверку надежности контрагентов обычно начинают с анализа учредительных документов и регистрационных данных. А именно:

  • юридический адрес, реквизиты (ИНН, КПП, ОГРН), ФИО руководителя, коды деятельности ОКВЭД и другая информация в предоставленных контрагентом документах должны совпадать с данными в ЕГРЮЛ/ЕГРИ;
  • юридический адрес контрагента не «массовый», а по фактическим адресам действительно находятся локации, необходимые для исполнения договора, например производственные мощности, склады или магазины;
  • у генерального директора есть необходимые полномочия и он не является номинальным руководителем большого числа компаний.

Финансовая стабильность

Всегда важно удостовериться, что у контрагента есть средства для обеспечения обязательств по контракту. Уж конечно, компания-банкрот не сможет расплатиться за поставленные товары или услуги. Поэтому не забывайте проверять бухгалтерскую и налоговую отчетность, задолженности по налогам и страховым взносам, реестры сведений о банкротствах, обеспечительных мерах и исполнительных производствах.

Лицензии и сертификаты

У контрагента должны быть разрешения на лицензируемые виды деятельности, подтвержденное членство в СРО, документы о прохождении обязательной аккредитации специалистов и сертификации товаров и услуг. Все это тоже надо обязательно проверить. 

Репутация на рынке

Проверка потенциальных партнеров по реестру недобросовестных поставщиков/подрядчиков или картотеке арбитражных дел поможет выявить сомнительных контрагентов. Кроме того, благонадежность компании подтвердят рекомендации бывших и нынешних партнеров, участие в рейтингах и анализ ее медиаприсутствия. 

Как оценить надежность контрагентов в 2025 году

  1. Экспресс-анализ. Можно использовать официальные ресурсы, например сервис ФНС «Прозрачный бизнес». Однако ручной поиск по Государственным Информационным Системам (ГИС) требует много времени и не показывает полную картину, в частности, упускает из виду оценку деловой репутации.
  2. Due diligence («должная добросовестность») — это полная оценка надежности контрагента. Она включает анализ активов и пассивов, финансовой и управленческой отчетности, налоговых рисков и истории предпринимательской деятельности. Такую проверку стоит проводить перед заключением крупных сделок, но проверять таким образом каждого подрядчика вряд ли целесообразно и слишком затратно. 
  3. Сервисы для оценки репутации. Такие системы собирают и обрабатывают информацию из разных источников и генерируют отчеты с результатами анализа надежности контрагентов. Например, ИИ-алгоритмы платформы оценки репутации СКАН-Интерфакс умеют распознавать тональность сообщений и классифицировать инфоповоды по 65 риск-факторам. Набор факторов соответствует регламентам оценки кредитно-финансового риска и установления деловой репутации — критериям, которые подтверждают надежность контрагента в глазах банков и ФНС. 

Для минимизации рисков нужно не только проверять надежность контрагента перед началом сотрудничества, но и регулярно мониторить партнера. В СКАНе, например, есть сервис «Портфели», куда можно загрузить сведения о разных компаниях (до 10 000), создать расписание отчетов и получать данные мониторинга на электронную почту.

Управление рисками-2025: как выбрать контрагента
 

Имидж компании во многом определяется надежностью ее партнеров. Перед началом сотрудничества важно тщательно проверять каждого контрагента и регулярно отслеживать возможные риски. Это можно делать самостоятельно, используя специализированные платформы мониторинга или привлекая независимых аудиторов. Ключевую роль играет системный подход к выбору партнеров и продуманная стратегия управления рисками, позволяющая защитить бизнес в долгосрочной перспективе.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, 1-ая Тверская-Ямская ул., д. 2, стр. 1
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия