Управление рисками-2025: как выбрать контрагента
Неблагонадежные партнеры могут стать источником крупных неприятностей. Юлия Михайлова, директор СКАН-Интерфакс, — об актуальных методах проверки контрагентов

В команде «Интерфакса» с 2010 г., работала журналистом в Службе финансово-экономической информации, руководит маркетингом и продажами цифровых и новостных решений Группы «Интерфакс»
Для начала обозначим основные риски, которые подстерегают компанию, если она уделяет недостаточно внимания проверке контрагентов.
- Финансовые. Недобросовестный контрагент может не оплатить товары, взять аванс и не оказать услугу, серьезно подвести со сроками производства или поставок. В результате бизнес ждут как прямые, так и косвенные убытки, так как, возможно, придется выплачивать неустойки по связанным договорам и нести расходы на судебные дела.
- Юридические. Речь идет о нарушении договорных обязательств по отношению к третьим лицам, а также уголовной или административной ответственности за несоблюдение налогового законодательства.
- Налоговые. Согласно ФНС, ответственность за проверку надежности контрагентов лежит на самой организации. Если окажется, что она не провела ее должным образом, налоговые органы могут взять компанию «на карандаш», отказать в вычетах и льготах, наложить штрафы и даже инициировать уголовное дело.
- Банковские. Операции с подозрительными контрагентами могут спровоцировать попадание честной компании в черный список банков. В таком случае ей могут отказать в выдаче кредитов или даже заблокировать счета.
- Репутационные. Сомнительный контрагент способен вовлечь компанию в публичный скандал. Это негативно отразится на репутации, что ведет к недополучению прибыли, мешает развитию компании и — в редких случаях, но все же — угрожает ее существованию.
Как выбрать надежного контрагента
Чтобы проверки надежности контрагентов юридически соответствовали стандартам коммерческой осмотрительности, юристы рекомендуют руководствоваться разъяснениями Верховного Суда РФ и письмом ФНС России «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Так, при работе с контрагентом каждая компания должна учитывать ряд факторов.
Достоверность регистрационных сведений
Проверку надежности контрагентов обычно начинают с анализа учредительных документов и регистрационных данных. А именно:
- юридический адрес, реквизиты (ИНН, КПП, ОГРН), ФИО руководителя, коды деятельности ОКВЭД и другая информация в предоставленных контрагентом документах должны совпадать с данными в ЕГРЮЛ/ЕГРИ;
- юридический адрес контрагента не «массовый», а по фактическим адресам действительно находятся локации, необходимые для исполнения договора, например производственные мощности, склады или магазины;
- у генерального директора есть необходимые полномочия и он не является номинальным руководителем большого числа компаний.
Финансовая стабильность
Всегда важно удостовериться, что у контрагента есть средства для обеспечения обязательств по контракту. Уж конечно, компания-банкрот не сможет расплатиться за поставленные товары или услуги. Поэтому не забывайте проверять бухгалтерскую и налоговую отчетность, задолженности по налогам и страховым взносам, реестры сведений о банкротствах, обеспечительных мерах и исполнительных производствах.
Лицензии и сертификаты
У контрагента должны быть разрешения на лицензируемые виды деятельности, подтвержденное членство в СРО, документы о прохождении обязательной аккредитации специалистов и сертификации товаров и услуг. Все это тоже надо обязательно проверить.
Репутация на рынке
Проверка потенциальных партнеров по реестру недобросовестных поставщиков/подрядчиков или картотеке арбитражных дел поможет выявить сомнительных контрагентов. Кроме того, благонадежность компании подтвердят рекомендации бывших и нынешних партнеров, участие в рейтингах и анализ ее медиаприсутствия.
Как оценить надежность контрагентов в 2025 году
- Экспресс-анализ. Можно использовать официальные ресурсы, например сервис ФНС «Прозрачный бизнес». Однако ручной поиск по Государственным Информационным Системам (ГИС) требует много времени и не показывает полную картину, в частности, упускает из виду оценку деловой репутации.
- Due diligence («должная добросовестность») — это полная оценка надежности контрагента. Она включает анализ активов и пассивов, финансовой и управленческой отчетности, налоговых рисков и истории предпринимательской деятельности. Такую проверку стоит проводить перед заключением крупных сделок, но проверять таким образом каждого подрядчика вряд ли целесообразно и слишком затратно.
- Сервисы для оценки репутации. Такие системы собирают и обрабатывают информацию из разных источников и генерируют отчеты с результатами анализа надежности контрагентов. Например, ИИ-алгоритмы платформы оценки репутации СКАН-Интерфакс умеют распознавать тональность сообщений и классифицировать инфоповоды по 65 риск-факторам. Набор факторов соответствует регламентам оценки кредитно-финансового риска и установления деловой репутации — критериям, которые подтверждают надежность контрагента в глазах банков и ФНС.
Для минимизации рисков нужно не только проверять надежность контрагента перед началом сотрудничества, но и регулярно мониторить партнера. В СКАНе, например, есть сервис «Портфели», куда можно загрузить сведения о разных компаниях (до 10 000), создать расписание отчетов и получать данные мониторинга на электронную почту.

Имидж компании во многом определяется надежностью ее партнеров. Перед началом сотрудничества важно тщательно проверять каждого контрагента и регулярно отслеживать возможные риски. Это можно делать самостоятельно, используя специализированные платформы мониторинга или привлекая независимых аудиторов. Ключевую роль играет системный подход к выбору партнеров и продуманная стратегия управления рисками, позволяющая защитить бизнес в долгосрочной перспективе.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети