Что будет с рынком электромобилей в России через 5-10 лет
Анализируем тренды, вызовы и роль бизнеса

В бизнесе с 90-х. С нуля основал компанию, которая стала лидером в России по производству «умных» контейнерных АЗС.
Российский рынок электромобилей переживает этап трансформации. Несмотря на санкционное давление и глобальные экономические вызовы, в этом секторе наблюдается устойчивый рост, подкрепляемый господдержкой и растущим интересом со стороны бизнеса. По прогнозам Минэкономразвития, к 2030 году парк электрокаров в стране может достичь 1,5 млн единиц, а их доля в новых продажах — 15–25%. Эти цифры выглядят амбициозно, но уже в 2023 году продажи электромобилей в России выросли вдвое, что подтверждает динамику.
Инфраструктура как ключевой драйвер
Основным условием для роста станет развитие зарядной инфраструктуры. Сегодня в России на 1 тыс. электромобилей приходится около 3 зарядных станций — это в разы меньше, чем в Европе или Китае. Однако ситуация меняется:
- «Россети» планируют развернуть 9,4 тыс. зарядных станций к 2026 году, включая хабы на федеральных трассах.
- «Росатом» в рамках проекта «Энергия будущего» внедряет быстрые зарядки мощностью до 150 кВт.
- Частный бизнес также активно включается в процесс. Например, компания Benza, ранее специализировавшаяся только на АЗС, в 2024 году запустила пилотные проекты «умных» зарядок в том числе для своих заказчиков, которые раньше работали исключительно с жидким топливом.
Учитывая все это, через 5–10 лет зарядные станции станут таким же привычным элементом ландшафта, как АЗС.
Корпоративный сектор: новый фронт развития
Переход на электротранспорт затрагивает не только частных автовладельцев, но и бизнес. Сельхозпредприятия, логистические компании, аэропорты — все они постепенно будут пересматривать свои автопарки. Те, кто сейчас использует традиционное топливо, неизбежно будут пробовать работать с техникой на электродвигателях. Сначала — погрузчики, потом техника крупнее. Benza планирует помогать такому плавному переходу, сочетая одинаковый подход к производству как топливных АЗС, так станций для заправки электричеством.
Компания планирует выпустить около 2 тыс. зарядных станций для корпоративного сектора в ближайшие три года. Акцент делается на высокоскоростные устройства мощностью от 120 до 360 кВт — такие решения критически важны для коммерческого транспорта с высокой нагрузкой.
АЗС vs электрозаправки: неизбежная конкуренция
Традиционные автозаправочные станции вынуждены принимать новые условия. По прогнозам экспертов, до 20% АЗС в России к 2030 году будут совмещать продажу топлива с зарядкой электрокаров. Некоторые сети, такие как «Газпромнефть», уже тестируют гибридные форматы. Рынок автомобильного топлива меняется, и нужно принять тот факт, что переход на электричество неизбежен.
Вопрос скорости перехода во многом будет зависеть от скорости наращивания собственного производства элекрозарядок внутри страны. Если все произойдет быстро, уже через 5-10 лет электромобили перестанут быть нишевым продуктом, а зарядные станции станут частью повседневной реальности — как обычные АЗС.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети