Как создать дизайн-код, который работает
Рассказываем в подробностях, как мы работаем над дизайн-кодом

Эксперт в области стратегического пространственного планирования, благоустройства общественных пространств и развития туристической инфраструктуры
Дизайн-код города — это проиллюстрированный свод правил, рекомендаций и принципов для формирования стилистически единого внешнего облика центра города с учетом сложившейся идентичности. Наглядная и понятная инструкция позволяет оформить пространство, подчеркнув уникальность и визуальную целостность города. Дизайн-код является важным компонентом других руководств по преобразованию города, например, брендинга территории, объемно-пространственного или архитектурного регламента.
Почему дизайн-код важен для города
Основные эффекты от его внедрения включают:
- Устранение визуального шума — стресс-фактора, который вредит не только эстетической составляющей города, но и ментальному здоровью жителей, вызывая психологическую усталость. Дизайн-код необходим, чтобы упорядочить визуальный ряд в городской среде, снизить обилие лишних кричащих деталей и исключить хаотичное расположение рекламных, торговых и других объектов.
- Городской брендинг. Разработка дизайн-кода включает тщательный анализ культурных, исторических, природных, климатических и других особенностей, которые формируют уникальность города и делают его узнаваемым и привлекательным для туристов. Затем разрабатывается айдентика — фирменный стиль города.
- Формирование комфортной городской среды. Цель дизайн-кода — создать дружелюбную городскую среду с учетом интересов жителей, обеспечив удобство, безопасность передвижения и информативность. Обновленная городская среда будет не только мотивировать людей больше времени проводить на улице, но и повысит доступность для разных категорий жителей: детей, взрослых, молодых и активных горожан, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.
- Повышение безопасности в городском пространстве. Для этого необходимо продумать удобную навигацию, достаточное освещение, избавиться от визуального шума, который отвлекает водителей и пешеходов, например, мигающих и аудиальных вывесок. Регулирование планировки первых этажей, создание проницаемого фронта, т.е. наличие витрин и светопрозрачных конструкций, повышает уровень социального контроля.
Дизайн-код рассчитан на широкий круг пользователей: представителей администраций, бизнеса, жителей, туристов и т.д. Уровень благополучия и качество жизни людей определяется в том числе состоянием городской среды, ведь применяемые решения влияют на сценарии повседневной жизни: как передвигаться по городу, где жить, работать, отдыхать.
Делимся алгоритмом работы по созданию дизайн-кода, который будет не только отличать улицу или город от других, но и станет частью культуры сообщества.
Выявление идентичности
Идентичность — это всегда множество слоев: архитектура, планировочные этапы формирования, материалы, орнаменты, традиционные быт и ремесла, ландшафт и многое другое. Глубокое изучение территории — обязательный шаг, если вы хотите создать «работающий» дизайн-код.
Городские исследования
Активно используйте ГИС-инструменты и тестируйте новые методики. Например, кластеризацию по нескольким алгоритмам для определения морфотипов с привязкой к территории, или попробуйте разработать подходы для определения колористического кода города.
Средовое зонирование и типирование
Типология и зонирование — база для регламентов. Это детальная и фундаментальная работа, объединяющая ПЗЗ города, характер застройки, преобладающие морфотипы. Важно разрабатывать актуальные рекомендации, не потеряв местный колорит, чтобы город мог успешно их внедрить.
Морфотипы помогают регулировать рекомендации для фасадов, вывесок и рекламы, а также являются маркером определения типа среды — исторической, современной, советской микрорайонной.
Обзор практик
Например, для такого города как Ташкент важно собрать все лучшие методы борьбы с тепловым островом — от адиабатического охлаждения до индексации материалов по теплопоглощению и отражению тепла.
Формирование рекомендаций
На фундаменте зонирования и типологий зданий или улиц сформируйте обширные рекомендации: по материалам, элементам фасадов, размещению вывесок, колористике, благоустройству, выбору малых архитектурных форм, монтажу элементов, эксплуатации и многому другому. Помните, что подача рекомендаций должна отражать идентичность и быть максимально понятной без слов.
Каталог материалов и элементов
Постарайтесь актуализировать базу материалов в соответствии с местной спецификой, развитием технологий и строительных трендов. Сформируйте каталог рекомендуемых материалов и элементов. Для удобства вы можете упаковывать информацию в паспорта, где будут собраны ключевые параметры, характеристики, индексы, зоны и морфотипы, где уместно применение палитры допустимых цветов и моделей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании