РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная Drivee 22 апреля 2025

Куда движется рынок такси: тренды, вызовы и точки роста

Генеральный директор сервиса Drivee Василий Попов размышляет о том, в каких направлениях будет развиваться отрасль в ближайшее время и что для этого нужно
Куда движется рынок такси: тренды, вызовы и точки роста
Источник изображения: Gettyimages.com
Василий Попов
Василий Попов
Генеральный директор сервиса для заказа городских поездок Drivee

Возглавил компанию в 2024 году. С 2019 работает в ride-hailing, пройдя путь от руководителя отдела аналитики до главы департамента данных. Ранее работал в банковской сфере и муниципальном управлении.

Подробнее про эксперта

Рынок такси в России стремительно меняется: от частных перевозчиков до цифровых агрегаторов, таких как Drivee, например. Технологии, законодательство и запросы пользователей формируют новые тренды. Кажется, что все, что можно, для такси уже придумано, но это только кажется. Полвека назад никто не мог представить, что поездку можно заказать по телефону, но не по звонку, а в приложении. А что будет через 5–10 лет? Возможно, нас ждут решения, которые сегодня кажутся фантастикой.

Один из ключевых, но вполне очевидных, трендов — переход на электромобили. К 2030 году Россия планирует увеличить долю экологичного транспорта, включая такси. Мы в Drivee наблюдаем рост доли китайских автомобилей в нашем сервисе (8,9% в 2025 году против 3,8% в 2023), а именно китайский автопром активно развивает электрокары.

Преимущества здесь — снижение затрат на топливо и ощутимая поддержка государства  (налоговые льготы, бесплатная парковка). Но и про вызовы не стоит забывать. А это, прежде всего, недостаток зарядных станций. Важна еще и долговечность машин (необходимо проверить, как китайские авто покажут себя после 200–300 тыс. км пробега).

Второй, довольно перспективный, но все же немного фантастический на сегодняшний день тренд — переход на беспилотники. Да, беспилотные технологии развиваются, но массовое внедрение потребует времени. Пока же мы можем говорить только о каких-то точечных тестированиях автономных автомобилей, например, в Иннополисе. Главные препятствия — законодательство и доверие пассажиров. Но, я считаю, что через 10–15 лет беспилотники вполне могут стать нормой.

Плюсы автономных такси сложно переоценить — это и снижение стоимости поездок, и повышение безопасности, и круглосуточная работа автомобиля без перерывов — все это за счет исключения человеческого фактора. Важно будет решить другой вопрос: как интегрировать текущих водителей такси в такую структуру. Сегодня у меня нет ответа.

Меры поддержки

Мне кажется, трендом могла бы стать и государственная поддержка отрасли в целом и водителей в частности. Это могут быть и субсидии водителям, и налоговые послабления для самозанятых и еще что-то, что сделает жизнь водителей легче в этом смысле. 

Например, программы субсидирования, направленные на обновление автопарка российским авто, покупку экологически чистых автомобилей или машин для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.

Важным мне кажется и создание благоприятной регуляторной среды. Тут речь, прежде всего, об упрощении требований к  получению разрешений. Полезны будут и государственные обучающие программы для водителей, направленные на повышение их квалификации, в том числе и в правовом поле.

С другой стороны, я предполагаю, что трендом развития отрасли станет усиление безопасности и цифровизации на государственном уровне. Это повлечет за собой ужесточение требований к водителям , проверки их документов, медосмотров и т.д. Возможно, нас ждет введение цифровых ID, например, с помощью того же блокчейна. Или единая система мониторинга каждого маршрута, состояния водителя и происходящего в салоне, причем в «прямом эфире».

Эти предположения — звенья одной цепи, и противоречат друг другу только на первый взгляд. Чем прозрачнее система, а прозрачнее блокчейна сложно что-то придумать, тем она проще для всех участников. И тем выгоднее всем в нее встраиваться. 

Будущее такси

Будущее такси — не только перевозки, но и дополнительные услуги и сервисы от доставки до автонянь.

Развитие такси и доставок с одной стороны, и маркетплейсов — с другой рождает вполне очевидную перспективу доставки товаров из пунктов выдачи. В Drivee зарегистрировано много автокурьеров — логично в обозримом будущем запустить доставку тяжелых покупок.

Есть потенциал и у идеи женского такси. Но, для ее реализации нужно как минимум два условия: наличие на линии достаточного количества женщин-водителей и заметное количество таких заказов. У нас такие заказы есть, но их не так много, и пока реальнее это сделать просто опцией в ряду других. 

Еще одна любопытная тема — автоняни, такси, на которых дети могут ездить сами, а водитель выступает в роли сопровождающего. Очень удобно, когда нужно довести ребенка до секции на другом конце города или забрать с праздника. Однако тут очень много и юридических, и моральных тонкостей. И тут снова встает вопрос и нужного количества водителей, которые готовы быть такими нянями, и соответствующих заказов. 

А вот очевидная, казалось бы, перспектива, по опыту некоторых других стран, — мототакси, увы, не актуальна для России. Во-первых, это нелегально согласно действующему законодательству, а во-вторых, у нас все же не те погодные условия. Кроме нескольких месяцев в году это было бы просто дискомфортно.

Новые модели бизнеса

Изменение бизнес-модели может стать новым этапом развития сервисов для заказа легкового такси. В этом направлении для меня интересны три направления:

  • абонентская модель (фиксированная плата за N поездок);
  • корпоративные сервисы (интеграция такси в корпоративные программы);
  • франчайзинг (развитие локальных перевозчиков под брендами агрегаторов).

На мой  взгляд, сейчас многие сервисы смотрят в верном направлении — развитие мультимодальности и подписок. Такси станет частью единой транспортной системы. Это может быть интеграция с каршерингом, самокатами, общественным транспортом. Или единая подписка на несколько диджитал- и физических услуг, с возможностью дисконта на стоимость поездок. Вполне вероятно, что подписки могут сделать поездки бесплатными, если в будущем агрегаторы научатся зарабатывать, например, на рекламе, а не на комиссиях с водителей.

Откуда такие цены

Вопрос цен, кажется, самый актуальный у наших пользователей, причем как у водителей, так и у пассажиров. Давайте разберемся, из чего складывается цена обычной поездки на такси. 

Формула у всех примерно такая: топливо + плата за использование сервиса + налоги + штрафы + обслуживание автомобиля + доход водителя. 

Давайте посмотрим, как выросли цены на все, включая топливо, за последнее время. А еще же техосмотр, амортизация автомобиля и прочие расходы, о которых знает каждый автомобилист. Только кратно увеличенные, ведь автомобили-такси используются больше и изнашиваются быстрее. 

Плюс — размер комиссии. Тут много вариантов, у каждого агрегатора она своя. Мы стараемся держать сравнительно невысокий процент, чтобы таким образом поддержать водителей. 

Возможности и вызовы 

Если же уходить в далекие фантазии, то к 2074 году такси, каким мы его знаем сегодня, может полностью исчезнуть, уступив место принципиально новым формам передвижения. Технологии, экология и изменившиеся потребности общества превратят перевозки в нечто большее, чем просто «машину с водителем».

Уже сегодня тестируются летающие такси, а через 50 лет оно может стать настолько же обыденным, как автобус или метро.  Аэротакси смогут забирать пассажиров с крыш домов или специальных площадок, за счет вертикальных взлета и посадки, возможно, мы увидим гибридные модели — машины, способные ездить по дорогам и взлетать в пробках.

«Ваш маршрут займет 12 минут, включая 3 минуты полета над центром Москвы» — такое уведомление станет нормой.

Думаю, что через 50 лет дороги сами будут управлять потоком такси. Например, за счет динамического покрытия, когда полотно дороги будет оборудовано датчиками, регулирующими разметку под нагрузку. Для электромобилей появится беспроводная зарядка — машины будут подзаряжаться прямо во время движения.

Также изменится и экономика такси. Что нас ждет: оплата данными, когда вместо денег пассажиры смогут «платить» доступом к своим знаниям или воспоминаниям для обучения ИИ, или такси-аукционы, где алгоритмы в реальном времени будут торговаться за лучшую цену (как в Drivee, но полностью автоматизировано)? Узнаем в 2075.

Думаю, что больше всего изменений будут иметь этические и социальные предпосылки. Вполне вероятен полный запрет на ручное управление — люди больше не смогут водить машины в городах из-за риска аварий. Наверняка появятся и технологии, позволяющие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя в автопутешествиях максимально комфортно. Если же говорить о такси ближайшего будущего в России, то нас ждут, на мой взгляд, три основных направления развития:

  • Электромобили и беспилотники.
  • Мультисервисные платформы (доставка, подписки и т.д.).
  • Персонализированные услуги (женское такси, автоняни и т.п.).

Главные вызовы — инфраструктура, регуляторная среда и баланс цен. Компании, которые найдут здесь оптимальные решения и определят развитие отрасли на десятилетия вперед.

Такси должно стать не роскошью, а удобным средством передвижения — как когда-то обычный автомобиль.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия