Как россияне переосмысливают прошлое с помощью винтажных гаджетов
Раньше мы удивлялись спросу на винил и полароиды, теперь их сменил тренд на старые айфоны и мыльницы. А что станет популярным дальше

Карьеру начинал в качестве журналиста. В 2015 году основал коммуникационное агентство Grechka Media. Компания работала с Uber, Яндекс, Yota, Сколково. В 2021 году агентство вышло на Ближний Восток.
В коммуникационном агентстве Grechka Media провели собственное исследование «ностальгических» трендов. Оно показало хоть и не научный, но достаточно четкий срез российского общества и его отношения к гаджетам из прошлого.
Мы решили заглянуть в прошлое и понять, что вызывает у россиян чувство ностальгии. Оказалось, что 65% опрошенных слышали, что сейчас в тренде эстетика ушедших 2000-2010-х годов, а в частности — первые модели смартфонов и старые цифровые камеры.
И, несмотря на то, что 27% россиян считают этот тренд временным помешательством, 11% причисляют его к «новому виду искусства». А 21% респондентов говорят, что с помощью винтажных гаджетов можно выделиться и привлечь к себе внимание. Это стремление к индивидуальности логично и актуально в эпоху массового потребления и унификации.
Сколько россиян хотят купить «машину времени»
Больше трети россиян или планируют приобрести собственную «машину времени», или уже это сделали. Наибольшей популярностью пользуются старые модели IPhone, которые могут погрузить их владельцев в атмосферу прошлых десятилетий. Следующий в списке, как ни странно, — кассетный плеер, который, по аналогии с винилом, помогает «прикоснуться» к музыке, а не искать ее на цифровых просторах. Закрывает тройку лидеров пленочный фотоаппарат, давно полюбившийся представителям всех поколений.
Подобный выбор можно связать с тем, что эти гаджеты ассоциируются у владельцев с определенным периодом в жизни, юностью. Или же дело в том, что подобные девайсы — последний писк моды, которая, как известно, циклична и возвращается за вдохновением к прошедшим «эпохам».
Однако мы выяснили в ходе исследования, что коллективная ностальгия россиян связана не только с винтажными гаджетами. 33% опрошенных поделились, что больше скучают не по технике, а по детским дворовым играм в «режиме офлайн». Еще 23% респондентов мечтают о возвращении в моду рукописных писем и телефонных будок.
«Ностальгический» тренд подтверждают и другие кейсы. Согласно исследованию Moneyplace, в 2024 году продажи виниловых пластинок на маркетплейсах выросли в два раза. Подобный рост спроса связан с тем, что люди тянутся к винтажу и ностальгируют по «физическому контакту» с музыкой.
А, согласно исследованию платформы Calltouch, зумеры любят вечеринки и музыку в стиле ушедших эпох. Это может быть связано и с тем, что молодые люди, выросшие в эпоху цифровизации, хотят прикоснуться к чему-то «настоящему».
Смогут ли бренды запрыгнуть в поезд ностальгии
Феномен коллективной ностальгии описывает в своем труде «The Future of Nostalgia» Светлана Бойм. По ее словам, существует два вида ностальгии — реставрирующая и рефлексирующая. Первая связана с попытками «вернуть величие» и восстановить прошлое в настоящем. Тренд на винтажные гаджеты же можно отнести ко второму типу ностальгии, к «созерцательному». Это попытка, скорее, не вернуть прошлое, а переосмыслить.
Есть также множество примеров, как бренды замечают возникающие тренды на ностальгию по какому-то времени или конкретному продукту и выпускают то, что находит отклик у ценителей. Так, 22 апреля вышел ремастер легендарной игры 2000-х The Elder Scrolls: Oblivion. Многие играли в нее в детстве, и перевыпуск этого года позволит окунуться в беззаботное и светлое время.
Авторы ремастера переосмыслили игру, но сохранили знакомых персонажей, квесты, диалоги, а также баги и нелепые ситуации из оригинальной версии. Это можно считать примером коллективной ностальгии, которой предаются многие из опрошенных россиян.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты