РБК Компании
Главная BUGLAKOVA 16 июня 2025

Почему стратегические сессии помогают бизнесу удерживаться на плаву

Бизнес-стратег Евгения Буглакова: как увеличить выручку на 25% за один год
Почему стратегические сессии помогают бизнесу удерживаться на плаву
Источник изображения: tapati2528 / freepik.com
Задача и причина

Задачи: увеличить выручку на 25%, что позволило бы не просто поддерживать бизнес, но и реинвестировать как в расширение ассортимента опта, так и в развитие розничных точек.

Причина: Осенью 2021 года собственник бизнеса попросил провести стратегическую сессию. Его компания занималась оптовой и розничной торговлей, ежегодно увеличивая свой оборот примерно на уровень инфляции (около 7–10%). Компания работала в жестком регулирующем поле государства и была окружена высокой конкуренцией.

Перед началом сессии было проведено глубокое исследование рынка и деятельности самой компании, сравнивая ее динамику с конкурентами. Анализ охватывал различные направления и продукты компании, позволяя выделить наиболее перспективные ниши роста. 

Внешний анализ показал противоречивые, но важные тенденции:

  1. Глобальный рынок стагнирует.
  2. Отдельные конкуренты на рынке растут. 

Эти тенденции означали, что в целом у рынка потенциал исчерпан, но за свою долю можно бороться за счет использования уникальных бизнес-моделей. Это мы взяли на заметку для разработки стратегии.

Параллельно с внешним анализом мы:

1. Провели внутренний анализ (АВС по оборотам и маржинальности в динамике). Обнаружилось, что в портфеле компании есть продукты, которые забирают значительную долю оборотных средств, но при этом не являются рентабельными для компании. Часть из них были якорными — они привлекают основной поток клиентов, вторую часть было принято решение вывести из портфеля. Что могло помочь высвобождению оборотных средств и логистических каналов на их покупку и продажу.

2. На матрице BCG (инструмент маркетинга, разработанный Брюсом Д. Хендерсоном для оценки позиций продуктов компании на рынке путем анализа уровня спроса и рыночной доли) разложили портфель продуктов. Обнаружилось, что 95% портфеля — это «дойные коровы» и в ассортименте компании совсем нет «звезд», что несет большие стратегические риски — сейчас деньги есть, но мы не развиваем потенциальные продукты.

Поскольку в анализ были включены все подразделения от снабжения и логистов до коммерческого департамента, то решения по диверсификации и оптимизации продуктовой линейки были приняты в работу.

Результаты стратегического подхода

По итогам сессии был принят ряд ключевых решений:  

  1. Пересмотреть продуктовую матрицу и ввести новый продуктовый сегмент. 
  2. Расширить штат отдела снабжения. 
  3. Ввести должность коммерческого директора и переструктурировать отдел продаж, разделив государственный сектор: тендерные закупки и коммерческий сектор — для этих двух видов деятельности требуются абсолютно разные навыки. 

Эти меры привели к оздоровлению компании:

  1. Увеличилась оборачиваемость денежных средств. 
  2. Сократились неликвидные остатки.
  3. Расширилась клиентская база.
  4. Снизилась дебиторская задолженность. 

Что обеспечило успешное внедрение изменений

Успех стратегии обусловлен несколькими факторами. 

1. Анализ рынка проводили сами руководители отделов, что повысило доверие сотрудников к полученной информации.

2. Благодаря широкому обсуждению на стратегической сессии возникло много новых идей и инициатив.

3. Процесс внедрения проходил под системным контролем и управлением. Был выбран стратегический комитет, который оценивал, насколько компания продвигается в реализации своих целей, насколько реализуемые проекты отвечают стратегическим целям и задачам компании, а их команды инициативны и проактивны. Кроме этого, были сформированы команды проектов и определен такт встреч команд для анализа хода реализации проекта. 

Таким образом, грамотно организованная стратегическая сессия и ее последующее сопровождение помогли компании успешно адаптироваться к условиям кризиса и добиться значительного увеличения доходов даже на сложном стагнирующем рынке.

Результат

Настоящие плоды стратегическая сессия дает в перспективе, поэтому наиболее правильно говорить о результатах, которые мы увидели спустя год.

1. За счет расширения отдела снабжения компания быстро отреагировала на дефицит предложений на рынке (из-за ухода зарубежных поставщиков), забрав выгодные контракты.

2. Было открыто новое направление, которое оказалось менее конкурентным и более прибыльным по сравнению с традиционными продуктами.

3. Оборот вырос на +20%, несмотря на падение рынка в целом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

30 лет в консалтингеЗа годы руководства консалтинговой компанией было реализовано более 1200 бизнес-кейсов роста
25 лет опыта в бизнес-стратегияхБолее 200 проектов по регламентации, оптимизации бизнес-процессов и стратегических сессий
Масштабирование бизнесовСамых быстрый рост клиента — х10 за год. 590 млрд руб. — крупнейший инвестиционный портфель

Профиль

Дата регистрации
29 января 2014
Регион
Алтайский край
ОГРНИП
314222502900086
ИНН
222503705305

Контакты

АдресРоссия, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, д. 59
Телефон+79646037818

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия