Почему стратегические сессии помогают бизнесу удерживаться на плаву
Бизнес-стратег Евгения Буглакова: как увеличить выручку на 25% за один год
Задачи: увеличить выручку на 25%, что позволило бы не просто поддерживать бизнес, но и реинвестировать как в расширение ассортимента опта, так и в развитие розничных точек.
Причина: Осенью 2021 года собственник бизнеса попросил провести стратегическую сессию. Его компания занималась оптовой и розничной торговлей, ежегодно увеличивая свой оборот примерно на уровень инфляции (около 7–10%). Компания работала в жестком регулирующем поле государства и была окружена высокой конкуренцией.
Перед началом сессии было проведено глубокое исследование рынка и деятельности самой компании, сравнивая ее динамику с конкурентами. Анализ охватывал различные направления и продукты компании, позволяя выделить наиболее перспективные ниши роста.
Внешний анализ показал противоречивые, но важные тенденции:
- Глобальный рынок стагнирует.
- Отдельные конкуренты на рынке растут.
Эти тенденции означали, что в целом у рынка потенциал исчерпан, но за свою долю можно бороться за счет использования уникальных бизнес-моделей. Это мы взяли на заметку для разработки стратегии.
Параллельно с внешним анализом мы:
1. Провели внутренний анализ (АВС по оборотам и маржинальности в динамике). Обнаружилось, что в портфеле компании есть продукты, которые забирают значительную долю оборотных средств, но при этом не являются рентабельными для компании. Часть из них были якорными — они привлекают основной поток клиентов, вторую часть было принято решение вывести из портфеля. Что могло помочь высвобождению оборотных средств и логистических каналов на их покупку и продажу.
2. На матрице BCG (инструмент маркетинга, разработанный Брюсом Д. Хендерсоном для оценки позиций продуктов компании на рынке путем анализа уровня спроса и рыночной доли) разложили портфель продуктов. Обнаружилось, что 95% портфеля — это «дойные коровы» и в ассортименте компании совсем нет «звезд», что несет большие стратегические риски — сейчас деньги есть, но мы не развиваем потенциальные продукты.
Поскольку в анализ были включены все подразделения от снабжения и логистов до коммерческого департамента, то решения по диверсификации и оптимизации продуктовой линейки были приняты в работу.
Результаты стратегического подхода
По итогам сессии был принят ряд ключевых решений:
- Пересмотреть продуктовую матрицу и ввести новый продуктовый сегмент.
- Расширить штат отдела снабжения.
- Ввести должность коммерческого директора и переструктурировать отдел продаж, разделив государственный сектор: тендерные закупки и коммерческий сектор — для этих двух видов деятельности требуются абсолютно разные навыки.
Эти меры привели к оздоровлению компании:
- Увеличилась оборачиваемость денежных средств.
- Сократились неликвидные остатки.
- Расширилась клиентская база.
- Снизилась дебиторская задолженность.
Что обеспечило успешное внедрение изменений
Успех стратегии обусловлен несколькими факторами.
1. Анализ рынка проводили сами руководители отделов, что повысило доверие сотрудников к полученной информации.
2. Благодаря широкому обсуждению на стратегической сессии возникло много новых идей и инициатив.
3. Процесс внедрения проходил под системным контролем и управлением. Был выбран стратегический комитет, который оценивал, насколько компания продвигается в реализации своих целей, насколько реализуемые проекты отвечают стратегическим целям и задачам компании, а их команды инициативны и проактивны. Кроме этого, были сформированы команды проектов и определен такт встреч команд для анализа хода реализации проекта.
Таким образом, грамотно организованная стратегическая сессия и ее последующее сопровождение помогли компании успешно адаптироваться к условиям кризиса и добиться значительного увеличения доходов даже на сложном стагнирующем рынке.
Настоящие плоды стратегическая сессия дает в перспективе, поэтому наиболее правильно говорить о результатах, которые мы увидели спустя год.
1. За счет расширения отдела снабжения компания быстро отреагировала на дефицит предложений на рынке (из-за ухода зарубежных поставщиков), забрав выгодные контракты.
2. Было открыто новое направление, которое оказалось менее конкурентным и более прибыльным по сравнению с традиционными продуктами.
3. Оборот вырос на +20%, несмотря на падение рынка в целом.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль