Названы главные особенности обслуживания импортной техники в России
Директор АТК+ Артем Харитонов рассказывает, как отечественному бизнесу удается сохранять высокий уровень технической готовности оборудования в условиях санкций

Более 7 лет в консалтинге. Является сертифицированным экспертом в области технического обслуживания и ремонта и надежности по программе The Certified Maintenance & Reliability Professional (CMRP)
В последние годы у российских предприятий кратно возросли требования к существующим системам технического обслуживания и ремонта (ТОиР).
Экономически обоснованные решения по обслуживанию, модернизации и обновлению парка техники становятся обязательными условиями стабильного функционирования бизнеса вне зависимости от отрасли и размера компании. При этом ответственность за готовность техники выходит за рамки планирования и выполнения ремонтных работ и обеспечения надежности, превращая функцию ТОиР в центр управления жизненным циклом оборудования предприятия.
Можно выделить два ключевых тренда в ТОиР: развитие технологий и пересмотр границ ответственности.
Основные изменения в ТОиР, как и управлении производством, следуют за технологическим прогрессом и решениями Индустрии 4.0. Среди инструментов наиболее заметны следующие:
Цифровые двойники, AR/VR
Полноценные цифровые двойники производства, которые дают возможность моделировать изменения в производственной программе, используются и как основа для моделирования решений для стратегий обслуживания с учетом разных сценариев. К примеру, интегрированные цифровые двойники помогли SLB (ранее Schlumberger) на 25% снизить простои офшорного и наземного оборудования. А решения с AR/VR для удаленного обслуживания и оптимизации ресурса на диагностику уже стали «рутиной» в новостях про инновации в службах ТОиР.
ИИ
Промышленные игроки тестируют машинное обучение для рекомендаций по стратегии обслуживания и уровню запасных частей. Большие языковые модели также используются как «вторые пилоты» (copilot) для помощи в диагностике оборудования, расширяя базу для развития автономного обслуживания при реализации TPM2 (Total Productive Maintenance — концепция всеобщего обслуживания оборудования, включающая расширение вовлечения операторов в ТОиР оборудования и техники).
Российские производители стали реализовали в формате copilot чат-бота на основе технологии RAG3 (Retrieval Augmented Generation — метод подключения языковых моделей к внешним источникам информации, которая позволяет отвечать на вопросы по более чем 500 внесенным в решение документам).
Вместе с эволюцией применяемых технологий происходит пересмотр границ ответственности. В этом направлении можно выделить следующие особенности:
Экологическая ответственность
Перед ремонтной службой ставятся дополнительные цели по исключению рисков экологических последствий из-за отказов оборудования в рамках обеспечения ESG-рейтингов организации.
Бизнес-партнерство
Из сервисного подразделения с ограниченным набором компетенций служба ТОиР сегодня повсеместно принимает роль бизнес-партнера, отвечающего за ROI инвестиций в надежность производства.
Межфункциональное взаимодействие
Эффективность ТОиР зависит от своевременного анализа информации о качестве подрядчиков, изменениях в производственной программе, доступности запчастей, ситуации на рынке поставщиков оборудования и других факторов, которые требуют проактивное межфункциональное взаимодействие.
В конечном счете ключевые тренды связаны с прямым или косвенным упрощением оценки необходимых инвестиций в надежность, в основе которой остается моделирование жизненного цикла.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети