Забытое черчение: почему без него не будет технологического прорыва
При участии Союза ВОИР обсудили возвращение черчения в школы и создание системы графической грамотности, необходимую для подготовки инженеров нового поколения
11 ноября 2025 года на площадке ФЦПТП «Выбирай своë» Союз ВОИР организовал мероприятие «Технологический суверенитет России и графическая неграмотность молодежи: что делать?»
Инициаторами выступили Центр графической культуры Союза молодых инженеров России (ЦГК СМИР) и Ассоциация учителей черчения (АУЧ) и компьютерного моделирования г. Москвы.
Главной темой обсуждения стало выполнение поручения Президента Российской Федерации о возвращении предмета «Черчение» в школьную программу с 2024/2025 учебного года. Был остро поставлен вопрос о том, что вместе с уроками черчения исчезли и педагоги, которые способны дать ту самую базу, произошла фактическая деградация технического образования. И несмотря на то, что сами уроки черчения вернулись в школы, преподавать их некому. В данный момент отсутствует система не только для обучения детей, но и подготовки педагогов для преподавания предмета в новых реалиях, когда повсеместно вводится цифровизация и искусственный интеллект.
Встреча проходила под лозунгом, который озвучила Галина Анисимова, Руководитель Центра графической культуры:
«Учитель может давать материал углубленно, базово или ознакомительно. Но он не имеет права давать неправильно!».

Мероприятие посетил депутат Государственной Думы РФ, координатор ФП «Выбирай свое» партии «Единая Россия» Сергей Морозов и обратился с приветственным словом к участникам:
«Наши цели и задачи совпадают — ликвидировать графическую неграмотность. При определенной государственной поддержке в рамках дополнительного профессионального образования мы сможем дорабатывать практику, вырабатывать методологию и реализовывать пилотные проекты. Далее инициативы будут направлены в профильные ведомства для рассмотрения».
В дискуссии приняли участие педагоги школ, преподаватели инженерной графики колледжей и вузов, представители работодателей, а также эксперты из МГТУ им. Баумана, Воронежского государственного университета, коллеги Дальнего Востока и Арктики.

Председатель Ассоциации учителей черчения и компьютерного моделирования, Наталья Терехова подчеркнула, что речь идет не о простом возвращении старого предмета, а о создании современной, непрерывной системы обучения:
«Говоря о вызовах времени, нужно выстроить связку «школа — вуз — вендор — промышленность». Настоящий инженер невозможен без знания проекционного черчения: без ручного этапа нельзя переходить к компьютерному. Это должно быть не «всего понемногу», а полноценное, последовательное образование», — отметила она.
По ее словам, Ассоциацией разработана структура рабочей программы нового курса: пояснительная записка, основное содержание, тематическое планирование, электронные образовательные ресурсы и перечень рекомендуемых графических работ.
«К каждой теме ручной работы соответствует тема в предмете компьютерного моделирования, чтобы преподаватели могли самостоятельно выбирать метод обучения — ручной или цифровой, — персонифицируя программу под уровень подготовки детей», — рассказала Терехова.
В ходе мероприятия участники озвучивали массовые проблемы, связанные с потерей уроков черчения из школьной программы и отсутствии квалифицированных педагогов. Был приведен пример, когда в пятом классе первый урок черчения часто превращается в рисование картинок, дети просто срисовывают с доски, не понимая принципов проекций. И это не вина учителей, а системная проблема: предмет в нынешнем виде могут освоить только те, у кого врожденное пространственное мышление.

Галина Анисимова в ответ на озвученную проблематику представила программу «Школа графической грамотности ЦГК СМИР», в которой объединены принципы ручного и компьютерного черчения.
«Под эгидой Центра разработана школа графической грамотности, включающая все базовые принципы черчения в логической последовательности. Программа позволяет проводить курсы как дистанционно, так и очно, а при ее доработке — организовать курсы дополнительного образования для учителей труда, математики, физики.
На ее основе можно создать спецкурсы и для участников СВО, проходящих реабилитацию и желающих вернуться к мирной жизни. По каждому модулю уже разработан полный видеокурс», — сообщила Анисимова.
Также Галина Анисимова рассказала о Графических турнирах, которые ассоциация проводит, объединяя школьников, педагогов и производственные предприятия. Она отметила, что участие школьников помогает выявлять талантливых детей:
«Благодаря участию в турнирах педагоги находят «бриллиантики» — ребят, по-настоящему увлеченных техникой. Из них вырастают будущие Туполевы, Королевы, Алексеевы».
Союз ВОИР всесторонне поддерживают данную инициативу. Сейчас Ассоциация находится в поиске постоянных партнеров, технологических компаний, в интересах которых будут проводится турниры. Галина Анисимова пояснила: конкурсным заданием турнира является — запрос партнера и участники моделируют различные изделия, предлагая решения, которые иногда бывают не очевидными на первый взгляд. Таким образом Графический турнир представляет интерес для всех участников: школьников, учителей, технологических предприятий. Это и есть пример объединения усилий в области технологического прогресса.
Директор фонда имени А. А. Сереброва Владимир Лосицкий подчеркнул, что возрождение кружков технического творчества детей и молодежи — необходимое условие формирования инженерного резерва страны:
«По нашим исследованиям, 90 % инженеров и специалистов КБ в авиа-, космической и машиностроительной отраслях вышли из технических кружков. В 90-е годы их было около 100 тысяч по всей стране. Сейчас России нужны педагоги труда с компетенциями в черчении и 3D-проектировании. Наставниками могут стать ветераны СВО с техническим образованием».
Он также предложил создать на базе Звездного городка Федеральный центр педагогической подготовки офицеров, увольняемых в запас, для российских школ имени М. Л. Попович.

Подводя итоги дискуссии, председатель Союза ВОИР Антон Ищенко отметил необходимость системного подхода:
«Образовательный стандарт должен рождаться под профессию — педагог черчения. В данный момент их осталось очень мало, а в стране 42 тысячи школ. Как минимум 42 тысячи специалистов должны пройти переподготовку. Нужно массово перезапускать этот процесс. Чтобы изменить ситуацию, важно взаимодействие с Министерством труда, Министерством просвещения, институтами и академией образования. Только совместная работа обеспечит технологический суверенитет страны», — заявил Ищенко.
По итогам заседания принято решение обратиться в Министерство просвещения РФ и Российскую академию образования с предложением провести круглый стол по модулю «Компьютерная графика. Черчение» федеральной программы «Труд (технология)» и рассмотреть возможность апробации программы «Черчение и компьютерное моделирование», разработанной АУЧ г. Москвы.
ЦГК СМИР также предложил приступить к реализации комплекса мероприятий по ликвидации графической неграмотности молодежи, включая проведение графических турниров «Черчение — международный язык техники» и запуск открытой «Школы графической грамотности».
Следующее мероприятие Союза ВОИР посвященное графической грамотности запланировано на 16 декабря 2025 года. Оно будет посвящено вопросам художественно-графического образования, знакомству с Музеем графической культуры ЦГК СМИР, выставке «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки» и мастер-классу по каллиграфии.
Источники изображений:
Пресс-служба Союза ВОИР
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



