Рациональная коллаборация: как это работает
Виктор Шеффер расскажет, как наладить коллабарацию между различными подразделениями в компании, чтобы это приносило результат

Эксперт по теме эффективного взаимодействия и коллаборации. Он помогает клиентам выстроить успешную модель взаимодействия в команде или организации, учитывая все важные аспекты и нюансы
Когда организации сталкиваются с глобальными вызовами, кросс-функциональное взаимодействие становится одним из важнейших факторов успеха. Но почему часто возникают проблемы с эффективной коллаборацией между различными подразделениями? Как правильно наладить взаимодействие в компании, чтобы оно приносило результат? Когда стоит сотрудничать, а когда лучше работать независимо?
Эти вопросы имеют особую значимость для современных организаций, которые стремятся оптимизировать процессы и выработать гибкие стратегии для достижения высоких результатов. В этой статье мы разберемся, как правильно понимать и внедрять коллаборацию внутри компании, используя идеи и подходы, предложенные в книге Мортена Хансена «Коллаборация».
Рациональная коллаборация: как это работает
Идею рациональной коллаборации можно сформулировать в одной фразе: лидерская практика надлежащей оценки, когда сотрудничать и когда нет, воспитание в подчиненных желания и способности взаимодействовать в необходимых случаях. Для внедрения рациональной коллаборации лидеры должны выполнить три шага:
Шаг 1: оценить возможности коллаборации.
Первый вопрос — получим ли мы положительный эффект? Топ-менеджеры могут легко начать процесс, в котором люди будут взаимодействовать только ради взаимодействия. Но при этом цель сотрудничества — не оно само, а более высокие результаты.
В бизнесе целью взаимодействия могут быть выдающиеся инновации, значительный рост прибыли или серьезная экономия затрат. В правительственных и некоммерческих организациях целями может быть эффективное выполнение проектов, улучшение принятых решений и снижение затрат. В органах законодательной власти и органах государственного управления цели — решение проблем, которые волнуют граждан.
Лидеры, которые стремятся к рациональному взаимодействию, должны всегда помнить фразу: коллаборация — это средство достижения цели, а цель — высокие показатели деятельности. Это значит, что зачастую не нужно стремиться к сотрудничеству, поскольку отсутствуют веские основания. Быть рациональным в отношении взаимодействия — значит понимать, когда оно не нужно. Лидерам нужно решать, нужна ли коллаборация в их компаниях, в каких именно сферах (инновации, потребители, издержки) и какие специальные проекты следует осуществить, а какие нет в рамках взаимодействия. Если преимущества кажутся неубедительными, руководителям не стоит внедрять коллаборацию в своих компаниях.
Шаг 2: определить барьеры коллаборации.
Если вы считаете, что от сотрудничества будет выгода, возникает следующий вопрос: какие барьеры мешают людям эффективно взаимодействовать? Неэффективная коллаборация возникает по разным причинам.
Иногда просто от недостатка мотивации — к ней просто не стремятся. Другая причина кроется в том, что взаимодействовать не всегда легко. Четыре барьера рациональной коллаборации это:
- Барьер «изобретено не здесь» (люди не стремятся к контакту друг с другом)
- Барьер накопительства (люди не хотят оказывать помощь)
- Барьер поиска (люди не могут найти то, что ищут)
- Барьер передачи (люди не способны работать с людьми, с которыми они мало знакомы)
Любой из этих барьеров должен быть невысоким, чтобы эффективную коллаборацию можно было осуществить, ведь они и по отдельности способны помешать успешному взаимодействию.
Проблема в том, что не всегда очевидно, какие именно барьеры мешают компании: не все ситуации схожи. Многие менеджеры поступают неверно, вначале определяя содержание проблемы, а затем пытаясь ее решить. Чтобы избежать этого, руководителям в первую очередь нужно проанализировать имеющиеся трудности и уже затем разработать подходящее решение.
Шаг 3: разработать решения для разрушения барьеров.
Вооруженные знанием того, какой барьер имеет место, лидеры способны разработать решения. Разные барьеры требуют разных решений. С мотивационными барьерами можно бороться с помощью рычагов, вызывающих у людей желание взаимодействия. При барьерах возможностей лидеры используют рычаги, дающие возможность мотивированным людям взаимодействовать в компании.
На этом шаге лидеры могут использовать все три рычага. Когда они хотят побудить людей к сотрудничеству, они могут использовать рычаг объединения. Руководители могут создать убедительную общую цель, ясно сформулировать смысл взаимодействия и подкрепить слова действиями, что послужит сигналом к выполнению и поможет работникам думать не только о собственных интересах, но и об общей цели.
С рычагами воздействия на сотрудников лидеры могут добиться определенного типа менеджмента. Решение не в том, чтобы заставить людей взаимодействовать больше. Оно заключается в том, чтобы в конце концов правильные люди взаимодействовали в рамках правильных проектов. Это означает создание системы, когда люди одновременно уделяют внимание результатам своего отдела и всему за его пределами
Такие люди стремятся к коллаборации, когда это необходимо, но достаточно рациональны, чтобы отказаться, если она не нужна.
При использовании рычага сети лидеры способны построить гибкие межличностные сети внутри компании, чтобы у сотрудников было больше возможностей для взаимодействия. Оно скорее возможно в таких сетях, чем при формальной иерархии. Тем не менее у них есть свой недостаток: они могут выйти из-под контроля. Когда люди тратят больше времени на нетворкинг, а не на собственную работу, коллаборация убивает результаты.
Как избежать ловушек коллаборации и внедрить рациональную коллаборацию
Ответ заключается в внедрении принципов рациональной коллаборации — практики, которая помогает правильно определять, когда стоит сотрудничать, а когда нет. Это требует способности руководителей рассматривать ситуацию с разных углов и принимать обоснованные решения.
Принципы рациональной коллаборации:
- Оцените необходимость коллаборации.
Сначала нужно понять, принесет ли сотрудничество реальную пользу. Лидеры должны принимать осознанные решения о том, когда взаимодействие между отделами или подразделениями будет оправдано, исходя из целевых результатов. Это значит, что не всегда стоит стремиться к сотрудничеству ради самого сотрудничества. Важно определить, приносит ли это добавленную ценность. - Выявите барьеры и препятствия.
Определите барьеры, которые могут мешать людям работать вместе. Часто такие барьеры, как конкуренция между подразделениями, недостаток доверия, различия в целях и подходах могут сделать взаимодействие менее эффективным. Понимание этих барьеров помогает найти пути их преодоления. - Разработайте подходящие решения для устранения барьеров.
Лидеры должны найти подходы, которые помогут устранить эти барьеры и создать условия для эффективного сотрудничества. Это могут быть как мотивационные решения, так и организационные изменения, которые делают взаимодействие более доступным и продуктивным. Создание ясных целей и четких инструкций для взаимодействия — важный шаг на пути к успешной коллаборации.
Рациональная коллаборация помогает лидерам правильно оценивать, когда и как сотрудничать, чтобы добиться лучших результатов. В конечном счете, важнейшим фактором успеха является способность организаций избегать ловушек коллаборации и создавать условия для эффективного взаимодействия, которое приводит к реальным результатам.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании