Юридический маркетинг: основные сложности и перспективы развития
Анализируем основные проблемы, с которыми сталкиваются юридические компании при продвижении своих услуг, а также обсудим возможные пути развития этой сферы

Постоянный участник всероссийских и международных профильных мероприятий и конференций, дизайнер лендингов, социолог, веб-аналитик.
В современном мире происходит активное развитие области права, а именно можно отметить повышение роли законодательства в регулировании общественных отношений в результате изменения нормативно-правовых актов и развития всех институтов. Согласно статистике, которую предлагает сервис «СберПраво», за последний год число запросов к специалистам по правовым вопросам выросло на треть.
Однако в данном случае важно отметить, что и рынок предоставления юридических услуг не стоит на месте и постоянно растет. Каждый год юридические факультеты различных ВУЗов выпускают тысячи специалистов. Таким образом, юридический маркетинг становится важным инструментом для успешного функционирования юридических компаний и отдельных юристов. Но, как и в любой другой сфере, в юридическом маркетинге существуют свои сложности и особенности, которые необходимо учитывать для достижения успеха.
Особенно важно в этой теме отметить институт адвокатуры, который имеет свои специфические особенности. Адвокаты и адвокатские образования обязаны придерживаться правил, которые закреплены в "Кодексе профессиональной этики адвоката" (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003).
Основными сложностями в юридическом маркетинге могут выступать следующие:
- Специфика услуг. Юридические услуги отличаются от других видов услуг своей сложностью и спецификой. Они требуют глубоких знаний законодательства и судебной практики, а также умения работать с людьми. Также стоит понимать, что работа юристов — это оказание юридической ПОМОЩИ. Превращение этой помощи исключительно в услугу или товар может в определенной степени привести к неправильному выбору направления развития.
- Конфиденциальность. Юридические услуги часто связаны с конфиденциальной информацией о клиентах. Это может ограничить возможности юридического маркетинга, так как некоторые методы продвижения могут быть запрещены или ограничены. Чаще всего юристы сталкиваются с ситуацией, когда они не могут показать результат своей работы, так как доверитель не готов обсуждать свою проблему и рассказывать о ней людям. Это право каждого человека юристы обязаны ценить и оберегать.
- Конкуренция. Рынок юридических услуг насыщен различными фирмами, предлагающими схожие услуги. Это может привести к жесткой конкуренции, которая требует от юридических компаний разработки эффективных маркетинговых стратегий. Однако на сегодняшний момент довольно сложно определить, какие из стратегий, действительно, будут эффективны на рынке.
- Ценообразование. Определение оптимальной цены на юридические услуги может быть сложной задачей. С одной стороны, необходимо покрыть расходы на оказание услуги и получить прибыль. С другой стороны, цена должна быть доступной для доверителей. При этом достаточно сложно определить средний чек на рынке, так как каждый случай отдельно взятого человека индивидуален. Невозможно поставить точную цифру в карточке профиля своей организации, так как одна проблема может быть быстро решаема, а другая требует дополнительных сил и расходов (пошлины, командировки, почтовые отправления и многое другое).
- Репутация. Репутация юридической фирмы играет важную роль в привлечении доверителей. Однако ее формирование и поддержание может быть сложным процессом, требующим времени и усилий. Не стоит забывать, что юридическая работа тесно связана с людьми. Порой невозможно предсказать, как может обернуться ситуация.
- Результат. Деятельность юристов достаточно сложно оценить по какой-либо шкале (хорошо, нейтрально, плохо), так как результат всегда индивидуален. Особенно это касается дел уголовной направленности, в которых не всегда победой является прекращение уголовного дела.
Дополнительными сложностями, которые сопровождают область адвокатуры, выступают:
- Отзывы. «Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры». Согласно ст. 17 Кодекса информация об адвокате и адвокатском образовании допустима только, если не содержит отзывов других лиц о работе адвоката, его оценочных характеристик. Это во многом осложняет процесс продвижения, так как в современном обществе люди склоны к прочтению и изучению именно оценки полученных услуг.
- Невозможность отдельных комментариев. Адвокаты могут демонстрировать свою экспертность посредством обсуждения резонансных событий. Однако и здесь важно быть осторожными, так как ст. 15 гласит «адвокату следует воздерживаться от публичных комментариев обстоятельств уголовных дел, в которых адвокат не участвует, и правовых позиций адвокатов, участвующих в этих делах».
Если говорить о перспективах развития юридического маркетинга, то основными могут выступать следующие:
- Цифровизация. Развитие цифровых технологий открывает новые возможности для юридического маркетинга. Это включает использование контент-маркетинга, SEO, позиционирование и повышение узнаваемости за счет социальных сетей. Здесь особое место стоит за видеоконтентом, так как уже сегодня каждого из нас накрывает волной информационного шума. В мире постоянного движения и активности у людей становится все меньше времени на чтение, а тем более на анализ текстовой информации.
- Персонализация. Доверители ожидают персонализированного подхода к оказанию юридических услуг. Это требует от юридических фирм разработки индивидуальных маркетинговых стратегий, учитывающих потребности и предпочтения каждого. С развитием нейросетей и искусственного интеллекта есть возможность модернизации и улучшения персонального подхода.
- Фокус на ценности. Главным элементом любой компании является ее цель. Доверители хотят понимать, какую ценность они получают от юридических услуг. Это требует от юридических компаний акцентирования внимания на своих собственных ценностях и преимуществах конкретно своих услуг. Доверители должны понимать, что они важны компании, их проблемы и боли восприняты серьезно, и основная цель — это оказать им ту помощь, за которой они обращаются.
- Нетворкинг. Сотрудничество с другими фирмами и организациями может помочь юридическим фирмам расширить свой круг доверителей и повысить свою узнаваемость.
- Привлечение юрмаркетологов и развитие. Проведение тренингов и повышение квалификации сотрудников юридических фирм в области маркетинга может помочь им разрабатывать и реализовывать эффективные маркетинговые стратегии. При этом намечается тренд на формирование внутри компаний собственного маркетингового отдела, так как необходимо всегда помнить и понимать, что сфера права — специфическая. Специалист должен быть подкован не только в области пиара и маркетинга, но и разбираться именно в юриспруденции.
Юридический маркетинг является важным инструментом для привлечения доверителей и повышения их лояльности. Однако он сталкивается с рядом сложностей, таких как специфика услуг, конкуренция и ценообразование. Тем не менее, перспективы развития юридического маркетинга выглядят многообещающе благодаря цифровизации, персонализации, фокусу на ценности, партнерству и обучению сотрудников.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети