Как помогают цифровые должностные инструкции в сети медицинских клиник
Как цифровизация должностных инструкций помогла сети клиник повысить качество услуг, снизить срок адаптации новых сотрудников и сократить поломки оборудования
Задача: привести рабочие инструкции в цифровой вид и сделать их эффективно работающими
Цели:
- Снизить количество ошибок персонала и поломок дорогостоящего медицинского оборудования.
- Сократить сроки адаптации новых сотрудников.
- Повысить гибкость и взаимозаменяемость персонала.
Причина: устаревшая система документооборота стала тормозить развитие и создавала риски
Главный актив компанини — это квалификация персонала и исправное оборудование. Но управлять этими активами с помощью бумажных и разрозненных инструкций было неэффективно. Это приводило к прямым финансовым потерям на ремонт техники, ошибкам в работе с медицинскими информационными системами и, что самое важное, создавало риски для пациентов. Длительная адаптация новичков и низкая взаимозаменяемость сотрудников снижали общую операционную эффективность сети клиник.
Снижение количества ошибок персонала, поломок дорогостоящего оборудования и сроков адаптации новых сотрудников — ключевые задачи для любой сетевой медицинской компании.
Достичь этих показателей одновременно часто мешает устаревшая система документооборота: бумажные инструкции теряются, а протоколы устаревают. Сотрудники, как правило, не принимают активного участия в актуализации инструкций по использованию оборудования, а директивы руководства не гарантируют системного подхода. Иногда для решения проблемы достаточно было дополнить инструкцию одним предложением или добавить несколько наглядных фотографий, но механизма для этого не существовало.
Разрозненные данные и человеческий фактор как источник ошибок
При проведении информационного аудита в сети многопрофильных клиник мы выявили следующую картину:
- 85% инструкций устарели. Протоколы выполнения процедур регламентировались приказами, которые устанавливали ответственность и контроль, но не отвечали на главный вопрос — КАК именно выполнять действия.
- Алгоритмы передавались устно и напрямую зависели от способности управляющего персонала донести их до исполнителей.
- Протоколы по использованию оборудования и ПО хранились в разрозненных файлах и на бумажных носителях, их актуальность не контролировалась. При этом в обязанности системного администратора (не имеющего медицинского образования) была включена задача по обновлению руководств пользователя для медицинского ПО.
Такое положение дел приводило к ошибкам в работе с медтехникой, ее поломкам из-за нарушения правил эксплуатации и некорректному внесению данных в медицинские информационные системы. Последствием были значительные затраты на ремонт оборудования и отвлечение квалифицированных специалистов на исправление ошибок в ПО.
Четкие и актуальные регламенты бизнес-процессов отсутствовали, а их формулировки были размыты, что снижало взаимозаменяемость сотрудников во время отпусков или больничных. Адаптация нового сотрудника занимала несколько недель.
«Мы понимали, что главный актив в клинике — это высокая квалификация персонала и исправное оборудование. Но управлять этими активами с помощью бумажных инструкций было неэффективно. Нам требовалась единая, живая цифровая среда знаний», — пояснил генеральный директор ООО «Стратегия Ра» Игорь Краев.
Решение: от аудита до «живых» инструкций
Решение, предложенное после аудита, — создание «живых» должностных инструкций с механизмом оперативной актуализации. Работа велась в несколько этапов:
- Проведение полного информационного аудита. Совместно с сотрудниками клиники был проведен анализ всех информационных систем, составлен детальный перечень медицинского оборудования и проведен его аудит на соответствие существующим регламентам.
- Оцифровка и детализация. Все протоколы и инструкции были актуализированы, переведены в электронный формат и детализированы с помощью пошаговых алгоритмов, скриншотов и видеогидов.
- Формулировка ролей и процессов. Были четко прописаны бизнес-процессы по всем услугам клиники и закреплены зоны ответственности для каждой должности. К каждому ключевому этапу процесса был привязан соответствующий протокол и блок с необходимым инструктивным материалом.
- Внедрение динамических должностных инструкций. Ключевым элементом системы стал личный кабинет сотрудника. Вместо статичного PDF-файла каждый работник получил персонализированный цифровой документ, где пункты инструкции стали гиперссылками, ведущими на конкретные алгоритмы, протоколы и инструкции к оборудованию.
- Внедрение системы контроля знаний. Для закрепления результата была внедрена система тестирования и аттестации в объеме должностных обязанностей, обязательная для всех сотрудников после изучения обновлений.
«Мы превратили скучную должностную инструкцию из формального документа в навигатор по рабочим знаниям. Сотрудник видит пункт «проведение физиопроцедуры на приборе N», кликает на него и сразу попадает в актуальный пошаговый протокол с видео и ссылками на инструкцию к прибору», — комментирует Игорь Краев, генеральный директор «Стратегия Ра».
Результаты: измеримая эффективность и рост производительности
Внедрение системы динамических инструкций показало измеримые результаты уже в первые полгода:
- Качество услуг и удовлетворенность пациентов: Повысилось качество услуг и, как следствие, удовлетворенность пациентов, что подтвердили внутренние опросы. Стандартизация процессов и сокращение количества ошибок привели к тому, что в среднем на одного сотрудника стало приходиться на 5–7 ошибок в месяц меньше.
- Безопасность оборудования: Количество поломок медицинской техники сократилось на 25% благодаря строгому следованию цифровым протоколам эксплуатации.
- Точность работы с ПО: Количество ошибок при работе с медицинским программным обеспечением уменьшилось на 40%.
- Производительность клиники: Возросла общая производительность — при том же количестве штатных сотрудников клиника стала принимать больше пациентов в среднем за счет оптимизации процессов.
- Операционная эффективность: Срок адаптации нового сотрудника сократился с 21 до 10 дней. Взаимозаменяемость персонала в периоды отпусков и болезней выросла на 30%.
Динамические инструкции доказали свою эффективность, став инструментом, который делает рабочие стандарты не просто формальностью, а реальным руководством к действию. Система повысила прозрачность процессов для руководства и понятность задач для сотрудников, что в итоге напрямую повлияло на ключевые бизнес-показатели.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты



