РБК Компании
Главная Planeta.ru 9 декабря 2024

Как начать проект на краудфандинговой платформе: пошаговое руководство

Виктория Потапова, руководитель группы PR краудфандинговой экосистемы Planeta.ru расскажет, как правильно запустить свой проект на краудфандинговой платформе
Как начать проект на краудфандинговой платформе: пошаговое руководство
Источник изображения: Freepik.com
Виктория Потапова
Виктория Потапова
Руководитель группы PR краудфандинговой платформы Planeta.ru

Более 10 лет в PR-индустрии. Спикер и эксперт в области краудфандинга

Подробнее про эксперта

Краудфандинг — это инструмент для реализации своих идей и проектов с помощью коллективного финансирования. Если у вас есть концепция, будь то бизнес-стартап, творческий проект или социальная инициатива, краудфандинг может стать возможностью для привлечения средств и поддержки. 

Четко сформулировать идею крауд-проекта. Автору важно понять, что в конечном итоге планирует создать или изменить. Разберем примеры бизнес-проекта и социального крауд-проекта, отвечающие на вопросы: что, зачем и какую ценность это несет для потенциальной аудитории?  

Крауд-проект в категории «Бизнес». Например, владелец фермерского хозяйства планирует разработать мобильное приложение для доставки свежих продуктов местным жителям, особенно тем, кто по каким-то причинам не может самостоятельно посещать хозяйство. Приложение решает две важные задачи: обеспечивает доступ к качественным продуктам и поддерживает развитие малого бизнеса. Целевая аудитория проекта — это жители города, предпочитающие здоровое питание и удобство, а также те, кто поддерживает местных производителей.

Пример социальной инициативы — автор, местный социальный предприниматель хочет запустить сбор средств на ремонт детской площадки в микрорайоне для создания безопасного и комфортного места для игр детей и улучшения качества жизни в районе. Целевая аудитория — родители с детьми, проживающие в микрорайоне, жители района, местные организации, спонсоры, заинтересованные в улучшении инфраструктуры.

Придумайте понятное и интересное название проекта. Название краудфандингового проекта — это его визитная карточка. Оно, наряду с кратким описанием, финансовой целью и сроками сбора средств, формирует первое впечатление у потенциальных участников. Название должно быть информативным и понятным, не оставляя места для двусмысленности. Стоит избегать расплывчатых и метафорических названий.

Приведем в пример название крауд-проекта «Центр спасения дельфинов «Дельфа»». Центр спасения необходим для оказания помощи диким и подневольным дельфинам, пострадавшим от деятельности человека. У проекта с таким названием сразу понятно о чем идет речь даже без предварительного знакомства с проектом. 

Разработать мотивы поддержки для широкой аудитории на краудфандинговой платформе. Это может быть сопричастность участника к проекту или желание реализовать идею автора, желание получить вознаграждение за поддержку проекта и пр. Для понимания мотивов участников нужно  учитывать различные типы аудитории:

  • Ближний круг: друзья, родственники, подписчики, поклонники — лояльная аудитория, готовая оказать поддержку, которая уже знакома с автором или его проектом; 
  • Лояльная, но колеблющаяся аудитория: знакомые с автором и проектом, но требующие дополнительной информации для принятия решения.
  • Новая аудитория: люди, не знакомые с автором и проектом. Для привлечения этой аудитории необходимы обращения в СМИ и к лидерам мнений.

Задавая финансовую цель, учитывайте реалистичность и соответствие заявленным задачам. Завышенные цели могут отпугнуть потенциальных участников. Начните с минимальной суммы, чтобы сформировать ядро поддержки и затем привлечь его к более масштабным проектам. Хотя детализированная смета не обязательна, как в грантовых заявках, потенциальная аудитория должна понимать, как будут использованы собранные средства. Разбивка по категориям затрат или наглядная инфографика (как в крауд-проекте «Кооператива Черный») повышают доверие и увеличивают шансы на успех.

Как начать проект на краудфандинговой платформе: пошаговое руководство
Пример бюджета в крауд-проекте «Кооператив Черный»

Не затягивайте сбор проекта. Оптимальная продолжительность кампании зависит от финансовой цели: крупные проекты (несколько миллионов рублей) могут занимать больше времени, чем небольшие сборы. Также сбор обычно происходит неравномерно, с периодами высокой и низкой активности. Определите ежедневный KPI (например, для проекта с потребностью 200 000 рублей за 40 дней — 5000 рублей в день), чтобы планировать продвижение и контролировать результаты. Этот показатель поможет эффективно распределять ресурсы и достигать целей.

Не стесняйтесь снимать видеоролики. Видеоролик — один из ключевых элементов успешной краудфандинговой кампании. Хотя многие авторы  ограничиваются статичными изображениями, но качественное видео существенно повышает шансы на успех. По данным Planeta.ru, видео повышает доверие и желание помочь в 2 раза. Видеоролик не только наглядно представляет проект, но и более эффективен в онлайн-продвижении, чем текст с фотографией. Он позволяет лично представиться, показать команду, делая проект более близким потенциальным участникам. Хорошо сделанное видео может привлечь внимание СМИ и блогеров, как это произошло с проектом Гузели Санжаповой, посвященному благоустройству деревни Малый Турыш

Пишете о проекте простым и понятным языком, используя сторителлинг. Личное повествование автора или волонтера делает проект более человечным и привлекательным. Избегайте сложной терминологии и канцеляризмов. Перед запуском кампании покажите описание людям вне проекта, чтобы убедиться, что его суть понятна для широкой аудитории. Для более глубокого понимания рекомендаций по написанию текстов для краудфандинговых кампаний, можно изучить материалы бесплатного видеолектория Planeta.ru

Придумайте интересные вознаграждения. Успешная краудфандинговая кампания невозможна без привлекательных вознаграждений — это одно из ключевых отличий краудфандинга от любого другого сбора средств. Краудфандинг — это взаимовыгодное партнерство: участник получает вознаграждение и участвует в интересном проекте, а авторы получают финансирование. Оптимальное количество вознаграждений — 3-7 различных опций с разной стоимостью. Они могут быть:

  • Безвозмездные. Например, Гузель Санжапова, когда собирала средства на строительство общественного центра в селе Малый Турыш, предлагала в качестве бонуса подарить ей деревянную доску для будущего центра.
  • Нематериальные с бонусом. Виртуальные награды, приглашения на оффлайн встречи, электронные книги и пр.
  • Материальные — физические товары, например, печатная продукция (книги, музыкальные диски), мерч проекта, изделия ручной работы и многое другое. 

Хорошо продуманные вознаграждения — это не только стимул для потенциальных  участников, но и эффективный маркетинговый инструмент.

Не забывайте про коллаборации и совместные PR-активности с другими сообществами и лидерами мнений. Привлечение лидеров мнений — важный этап продвижения краудфандингового проекта. Ищите инфлюенсеров, чьи ценности и аудитория пересекаются с целевой группой автора проекта. Важно показать инфлюенсеру ценность проекта и объяснить, почему ему будет интересно его поддержать. Это не обязательно известная личность; вполне достаточно регионального блогера с активной аудиторией, заинтересованной в теме проекта.

В заключение, хочется еще раз подчеркнуть, что запуск успешного краудфандингового проекта требует тщательной подготовки и продуманной стратегии. Следуя пошаговой инструкции вы сможете значительно повысить свои шансы на привлечение необходимого финансирования и поддержку для реализации своих идей. 

Источники изображений:

Пресс-служба Planeta.ru

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации05.08.2010
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Нагатино-Садовники, ш. Каширское, д. 3, к. 2, помещ. 12/6
ОГРН 1107746618385
ИНН / КПП 7722724252 772401001
Среднесписочная численность33 сотрудника
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия