Амфибийная техника вытесняет малую авиацию: тенденции 2025 года
На фоне сокращения объема внутренних авиаперевозок растет спрос на амфибийную технику, которая постепенно замещает вертолеты и малые самолеты

Ведущий эксперт по амфибийной технике в России
Более половины российской территории приходится на долю труднодоступных районов с сезонным характером завоза грузов и ограничениями в части транспортной коммуникации. Исторически в подобных местах, где постоянно проживает более трех миллионов человек, основным средством для транспортировки людей и грузов была малая авиация. Однако сегодня, на фоне сокращения объема внутренних авиаперевозок, растет спрос на внедорожную амфибийную технику, которая постепенно замещает вертолеты и малые самолеты.
Не секрет, что основу российского парка малой авиации составляют самолеты и вертолеты еще советского производства. Срок эксплуатации большинства из них превышает 30 лет, а для поддержания сложной наземной инфраструктуры необходимы огромные средства со стороны регионов: с 1991 по 2023 год число действующих гражданских аэродромов в РФ сократилось с 1450 до 227. Например, в Якутии из имеющихся 160 площадок современным требованиям отвечают лишь 11. К тому же авиаперевозки — дорогое удовольствие: час работы вертолета стоит порядка 450 тыс. рублей и эти затраты тоже ложатся на плечи местных бюджетов.
Использование традиционной гусеничной техники также имеет ряд ограничений. На вечной мерзлоте оно жестко регламентировано, т. к. гусеницы разрушают хрупкую поверхность мерзлоты, что ведет к таянию льда и заболачиванию местности. В южных широтах, например, на Кавказе, гусеничный транспорт не обеспечивает нужной проходимости и имеет ограничения по погодным условиям. Поэтому сегодня регионы массово пересаживаются на альтернативные виды транспорта — колесные амфибии-снегоболотоходы и аэролодки, способные двигаться не только по воде, но также по льду, камням и болотам.

По статистике в среднем сегмент амфибийной техники в России растет на 18–20 % ежегодно. Это почти в 2,5 раза выше среднемировых показателей. Ситуация обусловлена эффектом низкой базы. Например, на долю Северной Америки приходится 46 % продаж всех амфибий в мире, в то время как в РФ это доли процента, но при этом в нашей стране большие площади, где такая техника необходима.
Естественно, она пользуется огромным спросом, который вряд ли снизится в ближайшие 7–10 лет. Специфика отечественного рынка в том, что у нас высока доля корпоративных покупателей. Еще несколько лет назад она не превышала 40 %, а сегодня уже достигла 50 % и продолжает расти. Наибольший спрос в корпоративном сегменте на грузопассажирские снегоболотоходы, доля продаж которых превышает 70 %. Еще 13,6 % приходится на небольшие компактные вездеходы и 15 % на специализированные модели для отраслевых нужд.
Использование амфибий и аэролодок позволяет минимум на 45 % сократить операционные затраты на перевозки, в том числе путем снижения доли авиаперевозок при одновременном увеличении скорости и объема поставок. Так, при движении по рекам аэролодка берет на борт вдвое больше вертолета, а колесный вездеход столько же, и в отличие от воздушного транспорта они могут использоваться почти в любую погоду.

Мы разработали для «Газпрома» седельный тягач «Профи-Макс» на шинах низкого давления — единственная в мире модель снегоболотохода грузоподъемностью до 10 т. Модель пользуется ажиотажным спросом со стороны логистических и добывающих компаний. Один такой вездеход равноценно заменяет пять традиционных газелей, а затраты на его содержание в разы ниже, при этом внедорожник служит более 10 лет даже в режиме интенсивной эксплуатации.
На расширении модельного ряда в сторону повышения грузоподъемности и пассажировместимости сегодня сосредоточено большинство отечественных производителей амфибийной техники, на долю которых приходится 75 % российского рынка снегоболотоходов.

Источники изображений:
Пресс-служба КАЗ «Север»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты