Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Почему молодые учителя уходят из школ — и что помогает им оставаться

Каждый сентябрь в школы приходят десятки вдохновленных выпускников педагогических вузов, но уже через год или два многие решают уйти. Разбираемся, в чем причина
Почему молодые учителя уходят из школ — и что помогает им оставаться
Источник изображения: Freepik
Надежда Глупак
Надежда Глупак
Учредитель и директор частной школы «Школа разговорных языков CLS», учитель английского языка

Учредитель и учитель английского языка частной школы. Педагогический стаж 35 лет. Высшее экономическое и педагогическое образование

Подробнее про эксперта

Многие молодые специалисты приходят в школу не ради высокой зарплаты. Они приходят, вдохновленные идеей быть наставником, помогать детям, менять систему изнутри. Однако уже в первые месяцы они сталкиваются с реальностью: большой нагрузкой, множеством отчетов, сложной документацией, отсутствием времени на творчество и, нередко, с чувством одиночества в коллективе.

Почему молодые учителя уходят из школ — и что помогает им оставаться

Суровая реальность

Со временем вдохновение первых месяцев сменяется чувством усталости. Одна из главных причин выгорания — несоответствие между объемом работы и уровнем оплаты. Учителя берут на себя все больше обязанностей: отчетность, проверка заданий, участие в мероприятиях, работа с родителями, ведение электронных журналов и еще целый список дел, о которых никто не думает, когда слышит слово «учитель».

К тому же классы часто переполнены — по тридцать и более учеников, что делает процесс обучения еще более напряженным. При таком числе детей учителю приходится тратить значительное время на поддержание порядка в классе, не говоря уже о том, что уделить внимание каждому почти невозможно.

Кроме того, учителя нередко ощущают, что ценится не качество преподавания и не контакт с детьми, а работа, направленная исключительно на повышение рейтинга школы. Необходимо участвовать во всевозможных олимпиадах, конкурсах, проектах, которые могут быть неинтересны ни детям, ни учителям.

К этому добавляется и отсутствие реальных перспектив карьерного роста: в большинстве школ вертикаль развития ограничивается переходом в административные должности, что не всем интересно, да и вакансий крайне мало.

Со временем, набираясь опыта и уверенности, молодые учителя начинают иначе смотреть на профессию. Многие приходят к выводу, что трудиться «на износ» в системе образования, где нагрузка огромна, а возможности для отдыха и развития ограничены, — все менее привлекательно. Для большинства работа вне школы, например, репетитором, оказывается спокойнее, предсказуемее и, что немаловажно, позволяет составлять собственную программу и избавиться от избыточной бюрократии.

Почему молодые учителя уходят из школ — и что помогает им оставаться

Когда коллектив становится испытанием

Для многих молодых учителей настоящим испытанием становится отношения с уже устоявшимся коллективом. Согласно исследованию Высшей школы экономики, за последние десять лет доля учителей старше 60 лет увеличилась с 11 до 16,4 процента, тогда как количество молодых педагогов — младше 35 лет — почти не изменилось и по-прежнему составляет чуть более 22 процентов.

Иногда между поколениями возникает незримая дистанция: молодой специалист приходит с новыми идеями и современными методиками, а в ответ получает лишь скепсис. Такое отношение не всегда рождается из злого умысла — чаще из привычки и страха перемен. Но для молодого педагога оно может стать формой профессионального буллинга: когда старшие коллеги не замечают его успехов, не делятся опытом и не приглашают к обсуждению общих дел.

Почему молодые специалисты нужны

Молодые педагоги приносят в школу энергию, гибкость и новые подходы к обучению. Они лучше чувствуют современную культуру и язык своих учеников, легко используют технологии, цифровые ресурсы, медиасреду. Это помогает выстраивать с детьми живое, равное взаимодействие и делает уроки более актуальными и динамичными.

Кроме того, именно молодые специалисты становятся связующим звеном между поколениями: они впитывают опыт старших коллег, но при этом обновляют программу обучения и делают процесс более динамичным. Без притока молодых кадров школа постепенно теряет способность меняться и отвечать на вызовы времени.

Поддерживая молодых педагогов, система образования инвестирует в собственное будущее — ведь это те, кто через несколько лет будут определять лицо школы и формировать новую культуру преподавания.

Частные школы как точка притяжения

Многие учителя начинают свой путь в государственных школах, набираются опыта и затем переходят в частные образовательные учреждения. Все из-за того, что в частных школах складывается более открытая и гибкая среда.

Учительский коллектив частной школы, как правило, меньше по численности, поэтому каждый педагог действительно значим. Отбор проводится более тщательно: приглашают тех, кто демонстрирует не только знания, но и мотивацию и готовность развиваться. В результате в таких школах складывается сплоченная команда единомышленников, где царит атмосфера взаимного уважения и сотрудничества.

Почему молодые учителя уходят из школ — и что помогает им оставаться
Дружный коллектив частной школы «Школа разговорных языков»

Одно из заметных преимуществ частных школ — небольшие классы. Когда учеников меньше, учителю проще организовать урок, уделить внимание каждому и подобрать подход к разным детям. Кроме того, сокращается объем проверочной и бумажной работы, что дает возможность сосредоточиться на качестве занятия.

Родители учеников частных школ, как правило, больше вовлечены в образовательный процесс, поскольку вкладывают средства в обучение ребенка. Эти семьи хотят быть уверены в качестве и результатах. Для молодых педагогов это скорее плюс, так как они получают ценную обратную связь, что особенно важно в начале карьерного пути.

В таких условиях молодые специалисты не только быстрее адаптируются, но и получают шанс раскрыть свой потенциал, реализовать идеи и сохранить то самое чувство вдохновения, с которым когда-то пришли в профессию.

Источники изображений:

Группа ВКонтакте частной школы «Школа разговорных языков», Freepik

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия