«Изменения происходят быстро»: Денис Клецевич о нюансах импорта из Китая
Денис Клецевич, эксперт с 15-летним стажем, руководитель отдела таможенных операций Highway Logistic Group — об импорте из Китая, маркировке, законодательстве

Эксперт с многолетним опытом в сфере таможенного оформления и сертификации грузов, пересекающих таможенную границу
Китай сегодня — один из самых привлекательных партнеров для российского бизнеса. В 2024 году товарооборот между двумя странами достиг рекордных $244,8 млрд, и все больше компаний стремятся наладить сотрудничество с китайскими поставщиками. Вместе с тем участники рынка продолжают сталкиваться с новыми вызовами. Об изменениях в законодательстве, процедуре таможенного оформления и особенностях маркировки товаров поговорили с Денисом Клецевичем.
В 2025 году торговля с Китаем стала для многих компаний привычной практикой, и может показаться, что с таможенным оформлением уже давно нет никаких проблем. Все ли так просто, как кажется?
Законодательство меняется постоянно. Только представьте: за неделю может появиться до 100 поправок. Это касается всего — импорта, сертификации продукции и таможенных процедур. Изменения происходят настолько быстро, что даже сотрудники таможни не всегда успевают разобраться во всех нюансах. И все же нам необходимо реагировать оперативно, потому что задача — гарантировать, что груз будет пересекать границу в соответствии с законодательством.
Когда что-то не соответствует требованиям — сертификаты или декларации соответствия, таможенная декларация и маркировка товаров — транспортировка груза останавливается, его невозможно растаможить, а следовательно, и реализовать — он остается на складе. А это прямые убытки для бизнеса: каждый простой машины влечет расходы, как и размещение груза на складе временного хранения.
Рисков, связанных с маркировкой, можно избежать?
Тщательная проверка товара еще в Китае помогает минимизировать такие риски, например, мы проверяем как маркировку «Честный знак», так и любую другую, поэтому задержки случаются крайне редко и обычно связаны с досмотром на таможне.
Примерно два года назад была ситуация с партией товаров. Предприниматель решил подготовить и документы, и маркировку самостоятельно, а затем передал их нам для оформления. Когда партия прибыла в аэропорт в России, выяснилось, что более чем у 1000 единиц товара маркировка не соответствовала требованиям национальной системы «Честный знак».
Естественно, таможня отказалась выпускать груз для внутреннего потребления. В итоге вся партия — а речь идет о двух тоннах товара — застряла на складе. Поэтому всегда говорю, лучше доверять работу профильным специалистам, что сэкономит время, деньги и нервы в долгосрочной перспективе.

Какие сложности могут возникнуть у импортеров при работе с системой маркировки «Честный знак»?
Она постепенно охватывает все больше категорий товаров, — и в этом главная сложность. Каждый год список расширяется. В 2025 году, к примеру, планируют включить в нее детские игрушки. Учитывая, что значительное количество компаний специализируется именно на подобных товарах, нововведения затронут многих.
На такое изменение стоит обратить внимание всем участникам рынка, потому что процесс маркировки сопряжен с рядом сложностей. Самостоятельная адаптация к новым правилам может быть весьма непростой, поскольку требует не только технической подготовки, но и глубокого понимания системы — от присвоения уникальных кодов до взаимодействия с регуляторными органами. Без надлежащей подготовки участники рискуют столкнуться трудностями, а их товар не пройдет таможенное оформление.
Какие еще сложности могут возникнуть?
Законодательные нормы двух стран значительно различаются: вещества или материалы, разрешенные одной стороной, могут быть запрещены или строго регулироваться другой. Если товар ввезен нелегально или без необходимых документов, его могут конфисковать. В худшем случае нарушителя ждет уголовная ответственность.
Возьмем, к примеру, обычную краску, лак или даже растворитель — их ввозят разные импортеры. Однако в составе таких товаров могут быть компоненты, которые при определенных условиях подходят для производства запрещенных веществ (прекурсоров). В случае таможенной экспертизы наличие таких компонентов может стать причиной как конфискации товара, так и уголовной ответственности.
Знание особенностей отдельных групп товаров непросто получить, особенно если речь идет об импортере с широким ассортиментом. Именно поэтому важно обращаться к специалистам.
Вы сказали, что законодательные нормы различаются и их нужно учитывать. Что еще важно, например, на этапе подготовки документов?
Документацию необходимую для таможенного оформления груза следует проверять многократно — иногда по 5–10 раз. Контракты оформляются на двух языках: английском и русском. При этом английская версия чаще всего считается основной. Но переводы иногда выполняются небрежно. Был случай: в договоре указали инструменты, а отправили запчасти от токарного станка. А это уже нарушение условий контракта. Поэтому во многих компаниях, в том числе нашей, работают специалисты, владеющие иностранными языками, включая китайский. Все декларанты должны знать деловой английский, необходимый для внешнеэкономической деятельности.

А какие нюансы стоит учитывать при работе с документами по принципу параллельного импорта?
Особенность заключается в том, что не все клиенты достаточно хорошо ориентируются в перечне разрешенных товаров параллельного импорта, пытаясь ввезти те позиции, которые в этот список не входят. В таких случаях таможня приостанавливает «выпуск» товара, и отправляет требование предоставить разрешение на ввоз от правообладателя бренда. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо заранее убедиться, что он попадает в такой перечень.
На этапе перевозки грузов могут возникнуть сложности?
Перевозчики грузов из Китая в Россию не всегда проверяют содержимое коробок перед доставкой. При таможенном оформлении могут возникнуть вопросы, если в грузе обнаружатся предметы, не указанные в документах. Например, чехол для телефона, положенный в подарок.
Чтобы товары не задерживала таможня, мы работаем через собственный склад: перед отправкой коробки проверяют на наличие запрещенных предметов, подарков или других несоответствий. Декларанты работают с командой склада и запрашивают фотографии для сверки документов. Пока транспорт едет до границы с Россией, содержимое проходит несколько этапов контроля.
Есть еще какие-то особенности работы с Китаем, которые надо учитывать импортерам?
Свою роль играет сезонность. При этом важно понимать, что работа таможни не зависит напрямую от сезонных колебаний: таможенные органы и без Китая загружены, ведь остается импорт из других стран.
Первый квартал традиционно сопровождается просадкой в поставках из Китая. Это связано с праздниками — китайским Новым годом, который отмечается масштабнее, чем новогодние праздники в России. На это время многие производства приостанавливают работу. Чтобы избежать задержек, клиенты стараются завершить свои заказы до конца предыдущего года. После праздника, начиная с февраля и примерно до конца апреля, наблюдается снижение деловой активности.
Затем ситуация меняется: фабрики возвращаются к работе, заключаются новые контракты, и активность импорта постепенно растет. Этот рост продолжается вплоть до осени. Но для нас, как отдела, занимающегося таможенными операциями, это не создает дополнительной нагрузки.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети