РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

«Изменения происходят быстро»: Денис Клецевич о нюансах импорта из Китая

Денис Клецевич, эксперт с 15-летним стажем, руководитель отдела таможенных операций Highway Logistic Group — об импорте из Китая, маркировке, законодательстве
«Изменения происходят быстро»: Денис Клецевич о нюансах импорта из Китая
Источник изображения: Личный архив компании
Денис Клецевич
Денис Клецевич
Руководитель отдела таможенных операций и сертификации грузов в компании Highway Logistic Group

Эксперт с многолетним опытом в сфере таможенного оформления и сертификации грузов, пересекающих таможенную границу

Подробнее про эксперта

Китай сегодня — один из самых привлекательных партнеров для российского бизнеса. В 2024 году товарооборот между двумя странами достиг рекордных $244,8 млрд, и все больше компаний стремятся наладить сотрудничество с китайскими поставщиками. Вместе с тем участники рынка продолжают сталкиваться с новыми вызовами. Об изменениях в законодательстве, процедуре таможенного оформления и особенностях маркировки товаров поговорили с Денисом Клецевичем.

В 2025 году торговля с Китаем стала для многих компаний привычной практикой, и может показаться, что с таможенным оформлением уже давно нет никаких проблем. Все ли так просто, как кажется?

Законодательство меняется постоянно. Только представьте: за неделю может появиться до 100 поправок. Это касается всего — импорта, сертификации продукции и таможенных процедур. Изменения происходят настолько быстро, что даже сотрудники таможни не всегда успевают разобраться во всех нюансах. И все же нам необходимо реагировать оперативно, потому что задача — гарантировать, что груз будет пересекать границу в соответствии с законодательством. 

Когда что-то не соответствует требованиям — сертификаты или декларации соответствия, таможенная декларация и маркировка товаров — транспортировка груза останавливается, его невозможно растаможить, а следовательно, и реализовать — он остается на складе. А это прямые убытки для бизнеса: каждый простой машины влечет расходы, как и размещение груза на складе временного хранения. 

Рисков, связанных с маркировкой, можно избежать?

Тщательная проверка товара еще в Китае помогает минимизировать такие риски, например, мы проверяем как маркировку «Честный знак», так и любую другую, поэтому задержки случаются крайне редко и обычно связаны с досмотром на таможне.

Примерно два года назад была ситуация с партией товаров. Предприниматель решил подготовить и документы, и маркировку самостоятельно, а затем передал их нам для оформления. Когда партия прибыла в аэропорт в России, выяснилось, что более чем у 1000 единиц товара маркировка не соответствовала требованиям национальной системы «Честный знак».

Естественно, таможня отказалась выпускать груз для внутреннего потребления. В итоге вся партия — а речь идет о двух тоннах товара — застряла на складе. Поэтому всегда говорю, лучше доверять работу профильным специалистам, что сэкономит время, деньги и нервы в долгосрочной перспективе. 

«Изменения происходят быстро»: Денис Клецевич о нюансах импорта из Китая

Какие сложности могут возникнуть у импортеров при работе с системой маркировки «Честный знак»?

Она постепенно охватывает все больше категорий товаров, — и в этом главная сложность. Каждый год список расширяется. В 2025 году, к примеру, планируют включить в нее детские игрушки. Учитывая, что значительное количество компаний специализируется именно на подобных товарах, нововведения затронут многих.

На такое изменение стоит обратить внимание всем участникам рынка, потому что процесс маркировки сопряжен с рядом сложностей. Самостоятельная адаптация к новым правилам может быть весьма непростой, поскольку требует не только технической подготовки, но и глубокого понимания системы — от присвоения уникальных кодов до взаимодействия с регуляторными органами. Без надлежащей подготовки участники рискуют столкнуться трудностями, а их товар не пройдет таможенное оформление.

Какие еще сложности могут возникнуть? 

Законодательные нормы двух стран значительно различаются: вещества или материалы, разрешенные одной стороной, могут быть запрещены или строго регулироваться другой. Если товар ввезен нелегально или без необходимых документов, его могут конфисковать. В худшем случае нарушителя ждет уголовная ответственность.

Возьмем, к примеру, обычную краску, лак или даже растворитель — их ввозят разные импортеры. Однако в составе таких товаров могут быть компоненты, которые при определенных условиях подходят для производства запрещенных веществ (прекурсоров). В случае таможенной экспертизы наличие таких компонентов может стать причиной как конфискации товара, так и уголовной ответственности.

Знание особенностей отдельных групп товаров непросто получить, особенно если речь идет об импортере с широким ассортиментом. Именно поэтому важно обращаться к специалистам. 

Вы сказали, что законодательные нормы различаются и их нужно учитывать. Что еще важно, например, на этапе подготовки документов?

Документацию необходимую для таможенного оформления груза следует проверять многократно — иногда по 5–10 раз. Контракты оформляются на двух языках: английском и русском. При этом английская версия чаще всего считается основной. Но переводы иногда выполняются небрежно. Был случай: в договоре указали инструменты, а отправили запчасти от токарного станка. А это уже нарушение условий контракта. Поэтому во многих компаниях, в том числе нашей, работают специалисты, владеющие иностранными языками, включая китайский. Все декларанты должны знать деловой английский, необходимый для внешнеэкономической деятельности.

«Изменения происходят быстро»: Денис Клецевич о нюансах импорта из Китая

А какие нюансы стоит учитывать при работе с документами по принципу параллельного импорта? 

Особенность заключается в том, что не все клиенты достаточно хорошо ориентируются в перечне разрешенных товаров параллельного импорта, пытаясь ввезти те позиции, которые в этот список не входят. В таких случаях таможня приостанавливает «выпуск» товара, и отправляет требование предоставить разрешение на ввоз от правообладателя бренда. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо заранее убедиться, что он попадает в такой перечень.

На этапе перевозки грузов могут возникнуть сложности?

Перевозчики грузов из Китая в Россию не всегда проверяют содержимое коробок перед доставкой. При таможенном оформлении могут возникнуть вопросы, если в грузе обнаружатся предметы, не указанные в документах. Например, чехол для телефона, положенный в подарок. 

Чтобы товары не задерживала таможня, мы работаем через собственный склад: перед отправкой коробки проверяют на наличие запрещенных предметов, подарков или других несоответствий. Декларанты работают с командой склада и запрашивают фотографии для сверки документов. Пока транспорт едет до границы с Россией, содержимое проходит несколько этапов контроля.

Есть еще какие-то особенности работы с Китаем, которые надо учитывать импортерам? 

Свою роль играет сезонность. При этом важно понимать, что работа таможни не зависит напрямую от сезонных колебаний: таможенные органы и без Китая загружены, ведь остается импорт из других стран.

Первый квартал традиционно сопровождается просадкой в поставках из Китая. Это связано с праздниками — китайским Новым годом, который отмечается масштабнее, чем новогодние праздники в России. На это время многие производства приостанавливают работу. Чтобы избежать задержек, клиенты стараются завершить свои заказы до конца предыдущего года. После праздника, начиная с февраля и примерно до конца апреля, наблюдается снижение деловой активности.

Затем ситуация меняется: фабрики возвращаются к работе, заключаются новые контракты, и активность импорта постепенно растет. Этот рост продолжается вплоть до осени. Но для нас, как отдела, занимающегося таможенными операциями, это не создает дополнительной нагрузки.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Эксперт в логистике из КитаяБолее 35000000 кг доставленного груза из Китая за 3 года

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Башня Федерация, Пресненская наб., д. 12, 76 этаж, офис 7601
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия