Архитектура отеля как конкурентное преимущество
В 2024 году в России открылось более 80 новых гостиниц. Всем ли суждено удержаться на рынке и какие преимущества отелю может дать архитектор на бумажной стадии

В 2011 году основал архитектурное бюро CNTR Architects. Реализовал более 100 проектов жилой и общественной архитектуры в России и за рубежом
В 2024 году рост бронирований в отелях по России составил 16.1%, следует из отчета Российского союза туриндустрии (РСТ). Застройщики ищут новые для себя рынки и видят потенциал в гостиничных проектах, что приводит к выходу из жилищного сектора в сферу туризма и гостеприимства.
Несмотря на растущий спрос, отельный бизнес весьма конкурентный, и чтобы не потерять свою долю на рынке необходимо всегда чем-то выделяться — либо сервисом, либо продуктом. И архитектура в гостиничном бизнесе — это не только эстетика, но и драйвер роста доходов. Специалист на стадии проектирования может задать опережающее развитие в скорости сервиса и снизить эксплуатационные расходы и сформировать ценностное предложение для посетителя.
Речь идет не только о сокращении потребления воды и энергии, но и о формировании узнаваемого и эстетичного облика, выявлении уникальности места и желания возвращаться в него снова. А ведь именно возвратные клиенты (до 10% гостей), по данным группы компаний Mantera, приносят одну треть выручки.

Все хотят только к вам
Хорошо продуманный объект — мощный HR-инструмент. Боль гостиниц — обслуживающий персонал. Существует демографическая яма, а также многие молодые люди в возрасте 25-35 лет не хотят работать в этой области. Сейчас много альтернативных сфер, где можно хорошо зарабатывать, не выходя из дома, не быть привязанным к графику. Это требует от отельеров новых подходов к мотивации, формированию команды, и обеспечению привлекательных условий работы.
Оптимизация складского хранения, закупок и движения товаров, — это важные элементы, которые закладываются на стадии проектирования. Наиболее короткие пути и скрытые сервисные зоны помогут воплотить желаемую скорость обслуживания в реальность.
В индустрии гостеприимства возрастает роль архитектурного бюро, как ключевой фигуры, на которую возлагается ответственность за удобство и практичность среды. Сервисная концепция, помноженная на заранее продуманную логистику и планировки, дает до 20% экономии времени на обслуживание и ремонт. А функциональность планировочного решения и заранее подобранные практичные и износостойкие материалы будут оставаться свежими и не нуждаться в регулярном ремонте. Чтобы подхватить все эти тонкости, команда проекта должна многое пройти со специалистами сферы HoReCa. И также часто путешествовать, проходя клиентский путь вместе со своим заказчиком и будущим гостем.
Наличие у отельной сети строгих стандартов — несомненный плюс. Работая в условиях их четких стандартов, можно выстроить систему взаимодействия, позволяющую легко реализовать самую сложную концепцию. Это не просто следование правилам — это глубокое понимание принципов и умение интегрировать их в креативный процесс проектирования. Задача архитектора с опытом — предвидеть потенциальные сложности и найти решения, сохраняя при этом высокий уровень сервиса для клиента.

Гонка за впечатлением
Грамотная работа команды архитекторов позволяет переупаковать привычные услуги для гостей в новый эмоциональный опыт от проживания. Яркие впечатления являются ключевыми для формирования привязанности гостей к отелю. Их можно создать без интернационального бренда и огромных вложений.
Интерьер отеля — это 50% успеха. Разрабатывая проекты, мы ориентируемся на широкого пользователя, обладающего насмотренностью. Дизайн отеля должен погружать их в атмосферу, недостижимую в повседневной жизни. Важным аспектом считается уважение к ценностям бренда клиента — соответствие проекта требованиям целевой аудитории, строгим стандартам гостиничного девелопмента. Для этого в облике отеля обыгрывается уникальность контекста каждого региона, включая природные достояния и местные культурные традиции. Вписывая здание отеля в природное окружение, можно получить очень популярные эко-отели вдали от города, но с потрясающим видом на воду или тайгу.
Важная составляющая современного путешествия — погружение в культуру региона. Через тактильность местных материалов, ароматы окружающей природы, звуки традиционной музыки, визуальные отсылки к истории места и даже вкусы локальной кухни, интегрированные в дизайн ресторана, архитектор создает пространство, пробуждающее все органы чувств. Это путь к самопознанию через опыт взаимодействия с новой средой, к пониманию места через его уникальную атмосферу.
Туристы устают от обезличенных гостиниц-копий. Привнося в дизайн новые тактильные впечатления, заказчик может получить много положительных отзывов. Раскрытие духа места возможно и через дизайн интерьера: микс материалов с выделенной фактурой и предметов, раскрывающих и дополняющих локальную идентичность отеля. Так, мы удачно используем керамику, древесину, колотый камень и даже кружево.
Убить двух зайцев: бизнес-поездки с отдыхом
Укрепляется тренд на формат bleisure, когда поездки по работе совмещаются с мини-отпуском (согласно прогнозам Минэкономразвития количество таких поездок к 2030 вырастет до 140 млн в год). Как правило, путешественники-миллениалы желают погружаться в бизнес-задачи на террасах с живописными видами на горные хребты. А когда необходимы переговоры, курорт предложит оборудованный конгресс-зал. Проектированием отелей с mice-инфраструктурой также занят штат архитекторов, которые имеют опыт в разработке офисных и деловых пространств.
Конгресс-инфраструктура позволяет сохранять загруженность отелей даже в локациях с исключительно сезонным спросом и позволяет поддержать концепцию бизнес-туризма — туры деловых сообществ и компаний, направленные на формирование комьюнити и совместный отдых совещенный с нетворкингом. В таких отелях команда бюро уделяет особое внимание помещениям конференц-залов, их удобству и акустике.
Wellness-туры выходного дня: гармония двух миров
Гостиницы и термальные комплексы — две самостоятельные системы, способные существовать независимо, но при грамотном объединении они создают синергетический эффект, обогащая друг друга. Представьте себе возможность перетекания из расслабляющей атмосферы термальных источников в уютный номер отеля, не теряя чувства комфорта и пребывания в едином пространстве.
Опыт проектирования разных типологий позволяет команде экспертов калибровать формат пространств, необходимых в гостинице. Сохраняется привлекательность wellness-направления, растет ценность здоровья, гости не желают выпадать из привычного графика тренировок и нуждаются в fit-сервисах.

Ресторан — секретное оружие отельера
Проживание, интерес и питание — эта триада формирует окупаемый проект.
Большой потенциал в гастрономических и туристических проектах для страны в целом связан с вином, национальными кухнями и специалитетами. В гастрономии появляется все больше дерзких проектов из разных регионов. Отели, которые предлагают качественную кухню с акцентом на местных ингредиентах, выигрывают битву за гостя. Такие локации любят политики, звезды шоу-бизнеса, блогеры и селебрити. И архитекторы способны увеличить средний чек ресторана, формируя условия для апселлинга и поведения компаний за счет функционального зонирования, расширения пользовательского опыта и создания запоминающегося образа.
Важно не только обеспечить яркой концепцией сам ресторан, но и грамотно его расположить, зонировать и определить сочетание концепции с вместимостью отеля и системой организации питания гостей гостиницы, если отель имеет единственный ресторан.
Нередко можно встретить ошибку, когда в приличной с виду гостинице — ресторан ориентирован исключительно на гостей отеля, что ставит его в зависимость от низкого сезонна, имеет роскошный итальянский интерьер не сочетающийся с эргономикой шведской линии необходимой для организации завтраков или когда технология функционирования и оборудование ресторана оказалось не рассчитанным на организацию питания всех гостей и персонала, и когда мощности ресторана не учитывают локальных погодных особенностей региона, способных заставить гостей 2-3 дня оставаться исключительно в отеле.
Источники изображений:
Unsplash.com, личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети