РБК Компании
Главная CNTR 9 апреля 2025

Архитектура отеля как конкурентное преимущество

В 2024 году в России открылось более 80 новых гостиниц. Всем ли суждено удержаться на рынке и какие преимущества отелю может дать архитектор на бумажной стадии
Архитектура отеля как конкурентное преимущество
Источник изображения: Unsplash.com
Андрей Чуйков
Андрей Чуйков
Генеральный директор CNTR Architects

В 2011 году основал архитектурное бюро CNTR Architects. Реализовал более 100 проектов жилой и общественной архитектуры в России и за рубежом

Подробнее про эксперта

В 2024 году рост бронирований в отелях по России составил 16.1%, следует из отчета Российского союза туриндустрии (РСТ). Застройщики ищут новые для себя рынки и видят потенциал в гостиничных проектах, что приводит к выходу из жилищного сектора в сферу туризма и гостеприимства.

Несмотря на растущий спрос, отельный бизнес весьма конкурентный, и чтобы не потерять свою долю на рынке необходимо всегда чем-то выделяться — либо сервисом, либо продуктом. И архитектура в гостиничном бизнесе — это не только эстетика, но и драйвер роста доходов. Специалист на стадии проектирования может задать опережающее развитие в скорости сервиса и снизить эксплуатационные расходы и сформировать ценностное предложение для посетителя.

Речь идет не только о сокращении потребления воды и энергии, но и о формировании узнаваемого и эстетичного облика, выявлении уникальности места и желания возвращаться в него снова. А ведь именно возвратные клиенты (до 10% гостей), по данным группы компаний Mantera, приносят одну треть выручки.

Архитектура отеля как конкурентное преимущество

Все хотят только к вам

Хорошо продуманный объект — мощный HR-инструмент. Боль гостиниц — обслуживающий персонал. Существует демографическая яма, а также многие молодые люди в возрасте 25-35 лет не хотят работать в этой области. Сейчас много альтернативных сфер, где можно хорошо зарабатывать, не выходя из дома, не быть привязанным к графику. Это требует от отельеров новых подходов к мотивации, формированию команды, и обеспечению привлекательных условий работы.

Оптимизация складского хранения, закупок и движения товаров, — это важные элементы, которые закладываются на стадии проектирования. Наиболее короткие пути и скрытые сервисные зоны помогут воплотить желаемую скорость обслуживания в реальность.

В индустрии гостеприимства возрастает роль архитектурного бюро, как ключевой фигуры, на которую возлагается ответственность за удобство и практичность среды. Сервисная концепция, помноженная на заранее продуманную логистику и планировки, дает до 20% экономии времени на обслуживание и ремонт. А функциональность планировочного решения и заранее подобранные практичные и износостойкие материалы будут оставаться свежими и не нуждаться в регулярном ремонте. Чтобы подхватить все эти тонкости, команда проекта должна многое пройти со специалистами сферы HoReCa. И также часто путешествовать, проходя клиентский путь вместе со своим заказчиком и будущим гостем.

Наличие у отельной сети строгих стандартов — несомненный плюс. Работая в условиях их четких стандартов, можно выстроить систему взаимодействия, позволяющую легко реализовать самую сложную концепцию. Это не просто следование правилам — это глубокое понимание принципов и умение интегрировать их в креативный процесс проектирования. Задача архитектора с опытом —  предвидеть потенциальные сложности и найти решения, сохраняя при этом высокий уровень сервиса для клиента. 

Архитектура отеля как конкурентное преимущество
Точкой притяжения становятся объекты гастротуризма. Гастроцентр по проекту CNTR 

Гонка за впечатлением

Грамотная работа команды архитекторов позволяет переупаковать привычные услуги для гостей в новый эмоциональный опыт от проживания. Яркие впечатления являются ключевыми для формирования привязанности гостей к отелю. Их можно создать без интернационального бренда и огромных вложений.

Интерьер отеля — это 50% успеха. Разрабатывая проекты, мы ориентируемся на широкого пользователя, обладающего насмотренностью. Дизайн отеля должен погружать их в атмосферу, недостижимую в повседневной жизни. Важным аспектом считается уважение к ценностям бренда клиента — соответствие проекта требованиям целевой аудитории, строгим стандартам гостиничного девелопмента. Для этого в облике отеля обыгрывается уникальность контекста каждого региона, включая природные достояния и местные культурные традиции. Вписывая здание отеля в природное окружение, можно получить очень популярные эко-отели вдали от города, но с потрясающим видом на воду или тайгу.

Важная составляющая современного путешествия — погружение в культуру региона. Через тактильность местных материалов, ароматы окружающей природы, звуки традиционной музыки, визуальные отсылки к истории места и даже вкусы локальной кухни, интегрированные в дизайн ресторана, архитектор создает пространство, пробуждающее все органы чувств. Это путь к самопознанию через опыт взаимодействия с новой средой, к пониманию места через его уникальную атмосферу.

Туристы устают от обезличенных гостиниц-копий. Привнося в дизайн новые тактильные впечатления, заказчик может получить много положительных отзывов. Раскрытие духа места возможно и через дизайн интерьера: микс материалов с выделенной фактурой и предметов, раскрывающих и дополняющих локальную идентичность отеля. Так, мы удачно используем керамику, древесину, колотый камень и даже кружево.

Убить двух зайцев: бизнес-поездки с отдыхом

Укрепляется тренд на формат bleisure, когда поездки по работе совмещаются с мини-отпуском (согласно прогнозам Минэкономразвития количество таких поездок к 2030 вырастет до 140 млн в год). Как правило, путешественники-миллениалы желают погружаться в бизнес-задачи на террасах с живописными видами на горные хребты. А когда необходимы переговоры, курорт предложит оборудованный конгресс-зал. Проектированием отелей с mice-инфраструктурой также занят штат архитекторов, которые имеют опыт в разработке офисных и деловых пространств.

Конгресс-инфраструктура позволяет сохранять загруженность отелей даже в локациях с исключительно сезонным спросом и позволяет поддержать концепцию бизнес-туризма — туры деловых сообществ и компаний, направленные на формирование комьюнити и совместный отдых совещенный с нетворкингом. В таких отелях команда бюро уделяет особое внимание помещениям конференц-залов, их удобству и акустике.

Wellness-туры выходного дня: гармония двух миров

Гостиницы и термальные комплексы — две самостоятельные системы, способные существовать независимо, но при грамотном объединении они создают синергетический эффект, обогащая друг друга. Представьте себе возможность перетекания из расслабляющей атмосферы термальных источников в уютный номер отеля, не теряя чувства комфорта и пребывания в едином пространстве.

Опыт проектирования разных типологий позволяет команде экспертов калибровать формат пространств, необходимых в гостинице. Сохраняется привлекательность wellness-направления, растет ценность здоровья, гости не желают выпадать из привычного графика тренировок и нуждаются в fit-сервисах.

Архитектура отеля как конкурентное преимущество
Дизайн проект ресторана от бюро CNTR

Ресторан — секретное оружие отельера

Проживание, интерес и питание — эта триада формирует окупаемый проект.

Большой потенциал в гастрономических и туристических проектах для страны в целом связан с вином, национальными кухнями и специалитетами. В гастрономии появляется все больше дерзких проектов из разных регионов. Отели, которые предлагают качественную кухню с акцентом на местных ингредиентах, выигрывают битву за гостя. Такие локации любят политики, звезды шоу-бизнеса, блогеры и селебрити. И архитекторы способны увеличить средний чек ресторана, формируя условия для апселлинга и поведения компаний за счет функционального зонирования, расширения пользовательского опыта и создания запоминающегося образа.

Важно не только обеспечить яркой концепцией сам ресторан, но и грамотно его расположить, зонировать и определить сочетание концепции с вместимостью отеля и системой организации питания гостей гостиницы, если отель имеет единственный ресторан.

Нередко можно встретить ошибку, когда в приличной с виду гостинице — ресторан ориентирован исключительно на гостей отеля, что ставит его в зависимость от низкого сезонна, имеет роскошный итальянский интерьер не сочетающийся с эргономикой шведской линии необходимой для организации завтраков или когда технология функционирования и оборудование ресторана оказалось не рассчитанным на организацию питания всех гостей и персонала, и когда мощности ресторана не учитывают локальных погодных особенностей региона, способных заставить гостей 2-3 дня оставаться исключительно в отеле. 

Источники изображений:

Unsplash.com, личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 49 (Дом Печати), 4 этаж, офис 402
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия