Кулеры в школах: как связаны питьевая вода и эффективность обучения
Организация питьевого режима в школах повышает эффективность обучения и обеспечивает соблюдение норм СанПиН

Генеральный директор ведущего маркетплейса питьевой воды в Москве и МО. Возглавляет компанию с 20-летним опытом работы, внедряет инновации и развивает сервис доставки воды.
Наличие кулеров и питьевых фонтанчиков в образовательных учреждениях — не вопрос интерьерного оформления, а требование Роспотребнадзора. Однако за формальным соблюдением нормативов стоит более глубокая задача: создание условий для успешного учебного процесса.
Несмотря на то, что дети часто предпочитают сладкие напитки, именно чистая питьевая вода является ключевым фактором поддержания эффективности — как когнитивной, так и двигательной. Рассмотрим, как качественная гидратация влияет на показатели состояния и какие требования предъявляются к организации питьевого режима в школах.
Физиология продуктивности
Вода является основным и самым важным компонентом человеческого организма: у детей школьного возраста она составляет в среднем около 70% массы тела (при этом чем младше ребенок, тем больше в нем «воды»).
В свою очередь человеческий мозг состоит из воды более чем 70%, поэтому даже умеренное обезвоживание может негативно сказаться на мозговой активности, не говоря о физической.
Дегидратация, или обезвоживание, происходит, когда организм расходует больше жидкости, чем получает. Следует отметить, что потеря влаги происходит круглосуточно, но может усиливаться, например, в жаркую погоду или в душном помещении, на фоне нагрузок или стресса.
Именно поэтому для учащихся, ежедневно испытывающих высокую умственную нагрузку, поддержание водного баланса крайне важно. Не говоря о том, что по данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, у большинства школьников к концу учебного дня фиксируется легкая дегидратация.
Исследование когнитивных функций
Согласно докладу Института медицины США (ныне — Национальной академии медицины) от 2004 года, а также исследованиям Лоуренса Армстронга и других ученых, потеря жидкости в объеме всего 1-2% от массы тела приводит к снижению когнитивных способностей. Это выражается в:
- ухудшении концентрации и внимания;
- снижении скорости мыслительных процессов;
- ухудшении рабочей и кратковременной памяти;
- быстрой утомляемости и головных болях;
- повышенной раздражительности.
Таким образом, уровень доступа к питьевой воде напрямую связан с эффективностью обучения.
Симптоматика и нормы потребления
Жажда — поздний сигнал организма о нарушении водно-солевого баланса. Как правило, она возникает, когда организм уже потерял 1-2% жидкости от общей массы тела. К последствиям обезвоживания также относятся сухость слизистых, вялость, головокружение, изменение цвета мочи (потемнение).
Рекомендуемая норма потребления жидкости для поддержания водно-солевого баланса — 30-40 мл на 1 кг веса в сутки. При этом многие эксперты считают, что это должно относиться ко всей поступающей в организм жидкости, т. е. должна учитываться и пища, и напитки.
В любом случае, дробное употребление качественной питьевой воды в течение учебного дня позволяет избежать пиковых состояний жажды, сохранить нормальный уровень циркуляции крови, а следовательно, работоспособность мозга.
Регуляторные требования (СанПиН)
Питьевой режим в школе регламентируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Согласно документу, образовательное учреждение обязано обеспечить свободный доступ школьников к питьевой воде на все время пребывания в образовательной организации. Допускаются следующие формы реализации (на выбор):
1. Стационарные питьевые фонтанчики. Обязательные условия — вода должна соответствовать гигиеническим нормативам, а вокруг водяной трубки обязательно должно быть ограничительное кольцо. Чашу фонтанчика следует обрабатывать моющими и дезинфицирующими средствами ежедневно.
2. Кулеры (диспенсеры)
- Разрешено использование только простых водораздатчиков, т. е. без функций нагрева и охлаждения.
- Кулер должен находиться в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.
- Санитарная обработка должна проводиться регулярно:
- мойка внешних поверхностей — не реже чем раз в неделю;
- внутренняя дезинфекция — не реже чем раз в три месяца.
Если в качестве водораздатчика используется механическая помпа, ее необходимо разбирать и промывать при каждой смене бутыли.
3. Бутилированная вода. Должна поставляться в заводской упаковке и с документами, подтверждающими происхождение, качество и безопасность.
4. Кипяченая вода. Воду необходимо кипятить не менее 5 минут, затем остужать до комнатной температуры в той же емкости, в которой она кипятилась. Смена воды для раздачи — каждые 3 часа.
Резюме
Организация качественного питьевого режима в школах решает две задачи: юридическую, т. е. соответствие проверкам Роспотребнадзора, и функциональную, т. е. повышение эффективности учебного процесса.
Достаточная гидратация способствует улучшению обмена веществ и поддержанию стабильного уровня энергии у школьников. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на усвоении материала и общем психологическом климате в коллективе.
В целом, по данным NeoAnalytics, в 2024-м объем рынка бутилированной воды в России увеличился на 11,4% по сравнению с прошлым годом — в том числе за счет поставок бутилированной воды в образовательные учреждения.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети



