РБК Компании

Музыкальный вкус: выбираем и настраиваем саундтрек для кафе и ресторанов

Как выбрать музыку и настроить звук, чтобы он работал на ваш бренд, соответствовал закону и усиливал эмоции гостей
Музыкальный вкус: выбираем и настраиваем саундтрек для кафе и ресторанов
Источник изображения: Unsplash.com
Максим Семейкин
Максим Семейкин
Эксперт в области аудио- и видеосистем, главный редактор медиаблога Pult.ru

Эксперт в области Hi-Fi и Hi-End с 30-летним стажем, главный редактор медиаблога Pult.ru, в прошлом главный редактор журналов «АудиоМагазин» и «What HI-FI?»

Подробнее про эксперта

В предыдущей статье мы обсудили, как музыка воздействует на посетителей кафе, баров и ресторанов. Но звук — это еще не все. Не менее важно то, что именно звучит в ваших колонках. Перейдем к следующему вопросу: как выбрать сам саундтрек и настроить звук, чтобы он работал на ваш бренд, соответствовал закону и усиливал эмоции гостей.

Подбираем подходящую музыку

Для начала необходимо убедиться, что все по закону. Нельзя просто включить плейлист хитов с телефона, так как публичное воспроизведение музыки нарушает авторские права. Вы можете использовать бесплатные (royalty free) композиции, заказать оригинальную музыку напрямую у авторов или заключить с авторским обществом договор на использование конкретных произведений. Без официально оформленного разрешения вам рано или поздно придется оплачивать внушительный штраф.

Выбирать репертуар стоит на этапе разработки бренда. Музыка должна стать такой же частью концепции, как кухня или оформление зала. Кто-то даже утверждает, что определенные жанры лучше всего сочетаются с конкретными цветами в интерьере. Но это скорее субъективный фактор, так как все мы выстраиваем разные ассоциации.

А вот влияние разных направлений музыки на настроение и способность принимать решения нередко подтверждаются специалистами. Наиболее интересны взаимоотношения музыки с вином. Разный саундтрек оказался способен вызывать различные эмоции во время дегустации — например, если звучит легкая и романтичная песня, то похожие нотки улавливаются и в букете напитка. А еще атмосфера заведения способна влиять на выбор вина даже до покупки. Если в зале играет классика, то покупатели склоняются к более дорогим вариантам, а композиции на разных языках мотивируют пробовать вино соответствующих стран производства. Даже время выхода песни может повлиять на выбор конкретного года урожая!

Влияние музыки на настроение и выбор еды

Похожим образом дело обстоит с сезонными саундтреками. Новогодняя музыка для многих уже стала вездесущим мемом, но она действительно работает. Слыша ее, гости заряжаются праздничным настроением и более склонны покупать блюда из специальных меню. Но все-таки советуем пожалеть своих сотрудников и гостей и чередовать рождественские композиции с вашим стандартным набором песен. Это будет даже эффективнее, чем если они будут без перерыва играть с ноября по март, рискуя вызвать раздражение. Похожие акции можно запланировать на различные сезоны и праздники, подбирая песни подходящей тематики — например, включать романтичные песни на 14 февраля, весной добавлять что-нибудь про природу, а летом — про солнце и путешествия.

Регулярный фон тоже не обязан быть статичным. Прорабатывая музыкальную концепцию, не опирайтесь на какие-то конкретные треки — лучше определить жанровые рамки и работать уже с ними. Это может быть музыка регионов, из которых происходят блюда вашего меню. Или те артисты и направления, с которыми лучше всего ассоциируется стиль и ценовой сегмент заведения. Неторопливый джаз отлично впишется и в семейное кафе, и в дорогой ресторан. А тщательно отобранная коллекция ретро-рока станет жемчужиной премиального бара — ничто так не греет душу, как эффект узнавания знакомой песни или открытие новых фаворитов. Недаром именно музыкальное оформление зачастую становится аргументом в пользу того или иного места для пятничных посиделок.

И, наконец, саундтрек может меняться и в течение дня. Утром и днем имеет смысл включать что-нибудь неторопливое, чтобы не перегружать слушателя, идущего на работу или выбравшегося на обеденный перерыв. Отлично подойдет лаунж, эмбиент и другая музыка с медленным или средним темпом. А ближе к вечеру — и особенно в конце недели — можно сместить акценты на заряд бодрости и веселья. Расчехляйте плейлист с проверенными бэнгерами или свежими хитами, настраивайте громкость на усилителе звука и устраивайте вечеринку.

Выбор музыки для ресторана

Настройка звука для кафе или ресторана

Так как мы создаем фон для посиделок и отдыха, нет смысла стараться раскрыть все нюансы звучания композиций и выстроить детальную панораму. Ресторан или кафе — не комната аудиофила и не концертный зал. Музыка так или иначе будет теряться за разговорами и естественными шумами. Два основных параметра, о которых стоит задуматься — громкость и баланс частот. Именно от них зависит впечатление гостя от музыки и ее воздействие на него.

Тише едешь — дольше ешь

При установке и настройке аудиосистемы необходимо найти тонкий баланс, который позволит вашим гостям почувствовать себя в комфорте и безопасности, но при этом не слышать разговоров за соседним столиком и шипение масла на кухне. Не лишним будет озаботиться этим вопросом уже на этапе проектировки зала, чтобы учесть акустические свойства помещения и найти лучшие точки для расположения колонок. В проект стоит вписать также дополнительную шумоизоляцию и облицовку специальными звукоулавливающими элементами. Это поможет снизить общую зашумленность и избежать проблем с соседями.

Идеальная конфигурация помещения и источников звука в нем  — та, которая обеспечивает одинаковый уровень громкости в любой точке зала, при этом он должен находиться в пределах 50–70 децибел. Подобную конфигурацию можно создать за счет встраиваемой акустики, потолочных и настенных колонок, которые равномерно распределены по залу.  Данные тестов показывают, что именно на такой громкости фоновая музыка лучше всего маскирует посторонние шумы, позволяя гостям за одним столом общаться между собой, не напрягая голос. Более того, такой уровень децибел наиболее подходит для продолжительного и комфортного пребывания в заведении.

Музыкальный фон в ресторане

Громче едешь — больше выпьешь

Правила существуют, чтобы их нарушать. Более громкая музыка ускоряет поток посетителей и сокращает время приема пищи, что играет на руку владельцам фастфуда. Оказывается, это не единственное ее свойство. Музыка, гремящая выше 80 децибел, в целом склоняет людей к выбору менее полезной пищи, в том числе — алкоголя. К тому же решения о покупке принимаются быстрее и импульсивнее. Хотите поднять выручку бара? Введите в традицию устраивать шумные и веселые вечера с более громким музыкальным сопровождением.

Главное — не перестараться. Слишком высокое звуковое давление опасно для здоровья, вызывает стресс и активизирует подсознательные защитные механизмы. И различные исследователи, и нормы СанПина не рекомендуют надолго переходить за отметку в 80 децибел, чтобы не навредить посетителям и сотрудникам.

Баланс частот

Понятие хорошего звука хоть и субъективно, но в целом подчиняется некоторым общим правилам. Частоты тоже должны находиться в балансе друг с другом, чтобы не вызывать дискомфорта. Слишком «верхастый» звук неприятен для слуха, чрезмерное количество «середины» оставляет ощущение гнусавости и «грязи», а ухающие басы «давят» на уши и мешают разговаривать. Качественные колонки с ровной частотной характеристикой отлично справятся с передачей оригинальной дорожки, а вам останется лишь слегка настроить эквалайзер по вкусу.

Влиянию частот на покупательское поведение посвящены отдельные исследования с интересными результатами. Треки с присутствием глубоких басов или низким вокалом способствуют расслаблению слушателя и повышают его уровень удовлетворенности едой и сервисом. А еще они способны влиять даже на вкус еды. Высокие частоты подчеркивают сладость десертов, а низкие — горечь крафтовых IPA или экзотических специй.

Выводы

И практический опыт, и десятки серьезных исследований показывают, что музыка играет огромную роль в посетительском опыте. Для гостей важно, чтобы их окружало ощущение комфорта и безопасности, которое вы можете им дать с помощью хороших акустических систем и грамотного подбора музыкального сопровождения. В ответ вы сможете получить не только повышение доходов, но и лояльную аудиторию, которая будет возвращаться к вам, чтобы получать удовольствие от еды и музыки. Не пренебрегайте такими взаимоотношениями и делитесь эмоциями с гостями!

Источники изображений:

Unsplash.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия