Почему беспилотная доставка в России все еще «не взлетела»
О ключевых барьерах на пути массового распространения беспилотной доставки в России

Виталий работает в Softline больше 14 лет, последние 4 года отвечает за реализацию инфраструктурных проектов
Несмотря на экспертные прогнозы стократного роста рынка беспилотной доставки в течение последующего десятилетия, пока ни один крупный проект в этой области не вышел на массовую коммерциализацию. Причина — в сложном переплетении технологических, экономических и регуляторных барьеров.
Технологические и законодательные барьеры
Известная проблема наземных роботов доставки — проходимость. Снег, грязь, весенние лужи, разбитые дороги — каждый сезон приносит новые вызовы. Кажется, что решение лежит на поверхности — достаточно увеличить габариты, усилить конструкцию. Но создать компактный, технологичный и при этом энергоэффективный аппарат — задача нетривиальная: любое конструктивное улучшение делает его «прожорливее» и дороже.
С навигацией в мегаполисах складывается сложная ситуация. Массовое использование глушилок GPS/ГЛОНАСС вызывает сбои, знакомые многим, чей навигатор внезапно переносил машину в чистое поле. Для беспилотного аппарата потеря сигнала означает полную дезориентацию: он либо останавливается, либо продолжает движение вслепую.
В случае с дронами к техническим проблемам добавляются законодательные барьеры. Сегодня аппараты массой от 250 г до 30 кг подлежат обязательной регистрации, для коммерческих полетов нужно отдельное разрешение Росавиации.
После указа президента в 2022 году большинство регионов закрыли небо для дронов — исключения сделаны для ограниченных зон 24 субъектов в рамках ЭПР, включая Москву.
К этим препятствиям добавляется отсутствие четких правил использования воздушного пространства. Инициатива Росавиации по созданию «воздушных коридоров» для БПЛА вызывает резонные вопросы у частных разработчиков БАС. Кто будет нести ответственность при столкновениях? Как будут делить воздушное пространство, скажем, вертолет и дрон с пиццей? Пока ответы не найдены, перспективы массового внедрения дронов остаются под большим вопросом.
Экономика доставки
Крупнейшие российские ритейлеры, включая «ВкусВилл» и X5 Group, в прошлом году заявили о готовности тестировать беспилотную доставку в Зеленограде. Сервис «Самокат» планировал запустить пробные авиаперевозки в Самарской области в 2025-м. Интерес бизнеса объясним: беспилотники кажутся идеальным решением для доставки «последней мили».
Но на деле все не так оптимистично. Испытания «Почты России» показали, что авиадоставка дронами может стоить в десятки раз дороже курьерской. Затраты складываются не только из стоимости самого дрона, но и из расходов на его содержание: ремонт, техобслуживание, страховку и оплату услуг оператора. Чтобы хоть как-то конкурировать с курьерами, каждому аппарату необходимо совершать не менее десятка рейсов ежедневно — что возможно при идеальных погодных условиях, без сильного ветра (свыше 10 м/с), осадков и тумана. В той же Москве таких дней набирается от силы 15-20 в месяц, а зимой еще меньше.
Массовое внедрение станет возможным когда стоимость эксплуатации дронов сравняется с зарплатой курьера. А этого еще не удалось достигнуть даже наземным роботам, которые активно тестируются с 2019 года. Ожидается, что серийное производство позволит справиться с этой задачей, но и в этом случае роботизированная доставка останется нишевым решением, покрывающим часть маршрутов.
Потребительский скепсис
Отдельный вопрос — готовность потребителей к беспилотной доставке. Существуют как психологические барьеры, так и вопросы удобства по сравнению с традиционными способами. Во время пандемии люди привыкли к комфортной доставке до двери — когда курьер оставлял заказ у порога или даже вешал пакет на ручку. Доставка дронами предлагает сделать шаг назад в потребительском опыте: вместо получения заказа в руки — спускаться на улицу, чтобы забрать посылку во дворе или из постамата.
Еще один важный аспект — сохранность заказа. С живым курьером можно хотя бы устно обсудить проблему, если что-то пролилось или остыло. С дроном такой диалог невозможен. Это особенно критично для доставки еды: горячие блюда должны оставаться горячими, холодные — холодными, а торт — целым. Пока неясно, как технологически обеспечить выполнение этих условий.
Что будет дальше
Перспективы беспилотной доставки в России действительно выглядят противоречиво. Несмотря на заявления федеральных чиновников о ее массовом распространении к 2025-2030 годам, на данный момент практическое применение остается ограниченным. Роверы тестируются на закрытых территориях Иннополиса, Руднево, Сколково, Москва-Сити, дроны — в Тольятти, Дубне и Казани, с единичными рейсами в нескольких других регионах.
Ситуация с городской доставкой дронами остается сложной. Хотя пригородные зоны и отдаленные места выглядят более перспективными из-за меньшего количества проблем с глушением сигнала, и там развитие упирается в отсутствие четких стандартов в сфере регулирования полетов, страхования рисков и распределения воздушных коридоров.
Технологические лидеры рынка демонстрируют разную степень вовлеченности. «Яндекс», инвестировавший в беспилотные технологии более 2,2 млрд рублей, продолжает расширять тестовые полигоны. Маркетплейсы проявляют осторожный интерес: например, Wildberries тестировал беспилотную доставку в Подмосковье. При этом как раз у маркетплейсов есть значительный потенциал в этой области благодаря обширной клиентской базе и отлаженным логистическим цепочкам.
Отдельную нишу в будущем могут занять технологические стартапы: часть из них могут адаптировать зарубежные разработки, другие — создать собственные решения.
Пока разговоров о прорыве больше, чем самих прорывов. Чтобы беспилотная доставка по-настоящему взлетела в коммерческом секторе, нужна полноценная инфраструктура — эксперты оценивают инвестиции в 240 млрд рублей. Отдельные кейсы доказывают, что технология работает. Но до массового внедрения потребуется больше времени.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты