Как цифровые решения в логистике меняют эффективность бизнеса
Александр Казеннов рассказывает об уровне автоматизации логистической отрасли на пороге 2025 годаОкончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года — руководитель корпоративных практик, с декабря 2024 года — исполнительный директор ALP Group
Современная логистика не может существовать без цифровых технологий, ведь именно они позволяют преодолевать многие вызовы, с которыми сталкиваются компании. Среди них: сложность управления большими объемами данных, потребность в повышении прозрачности на всех этапах цепочки поставок и запрос потребителей на максимальное сокращение сроков доставки.
Таким образом, не удивительно, что на сегодняшний день логистика — одна из самых автоматизированных отраслей в мире. Цифровизация логистики помогает производственным и торговым компаниям повышать эффективность по самым разным направлениям. Речь идет о повышении прозрачности и прослеживаемости перевозок товаров, увеличении скорости и своевременности их доставки, более корректном распределении ресурсов, анализе «узких мест», где может происходить потеря или порча груза, гибком и оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и перепланировании доставки «в моменте», более эффективном управлении водителями, сотрудниками складов и транспортными средствами, а также постепенном переходе на безоператорный транспорт, причем не только автономные грузовые автомобили, но целые автономные суда.
Это, кстати, не вопрос ближайшего будущего, а уже наступившая реальность: норвежская химическая компания Yara International, занимающаяся поставками минеральных удобрений, спустила на воду автономный контейнеровоз MV Yara Birkeland еще в 2022 году. Судно ориентируется в море с помощью всевозможных датчиков, радаров и камер, которые передают данные в систему на базе искусственного интеллекта, который, в свою очередь, успешно обнаруживает и классифицирует водные препятствия.
Как и многие другие отрасли, сегодня логистика активно осваивает возможности внедрения технологий на базе искусственного интеллекта. Среди ключевых областей применения нейросетей в логистике можно выделить прогнозирование аварий, анализ рисков и оптимизацию маршрутов — в частности на основе анализа продаж и поведения клиентов.
Наконец, еще одним важным преимуществом цифровизации в логистике является возможность прослеживать цепочку движения товара от точки производства до момента передачи конечному покупателю и детально рассчитывать добавление стоимости на каждом из этапов.
В качестве примера компании, которая использует всевозможные технологические инновации в полной мере, можно назвать международную службу экспресс-доставки DHL. По словам компании, все эти инновации приносят ощутимый бизнес-эффект. Так, внедрение умных роботов-сортировщиков, которые сортируют более 1000 небольших посылок в час с точностью 99%, позволило DHL увеличить производительность сортировки на 40% и устранить необходимость во вторичной сортировке.
Нужно сказать, что российские перевозчики не отстают по уровню цифровизации от зарубежных конкурентов. Такие компании, как «Грузовичкоф» и «Деловые Линии» обладают собственными цифровыми экосистемами, которые автоматизируют практически все производственные процессы, включая распределение заказов, контроль водителей, управление автопарком, формирование графиков и математически точное планирование оптимальных маршрутов.
Если компании не прибегают к кастомной разработке, то они используют готовые программные продукты, которые представлены на рынке. Одно из популярных логистический решений в России — это система класса WMS от компании Axelot. Ежегодный объем продаж решений «Акселота» совокупно составляет около трети всего рынка. Это объясняется тем, что Axelot WMS написана фактически на базе 1С — доминирующего вендора на российском рынке корпоративных информационных систем.
Свои отраслевые решения предлагает и сама 1С: это «1С:Предприятие 8. Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» и «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP». Однако стоит учитывать, что компонент расчета оптимального маршрута, как правило, был написан для них отдельно, то есть не на базе 1С. Некоторые компании решают эту проблему за счет «Яндекс Маршрутизации», когда само ведение маршрутов реализовано во внутренней ERP-системе, а вот расчет маршрутов — через «Яндекс».
Цифровые решения в логистике уже сегодня становятся неотъемлемой частью успешного бизнеса. Автоматизация процессов, внедрение новых технологий и улучшение клиентского опыта позволяют компаниям значительно повышать свою конкурентоспособность. Можно с уверенностью сказать, что в 2025 году логистика станет еще более интегрированной, автономной и технологичной, а те компании, которые вложатся в автоматизацию логистических процессов, получат существенные преимущества: снижение затрат, повышение гибкости и прозрачности, а также значительное улучшение качества обслуживания клиентов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети