Софт высокого полета: как INTEGRO автоматизирует авиаотрасль России
Разработчик решения автоматизации процессов авиационных предприятий «ПАНОРАМА» о платформенном подходе к цифровизации и преимуществах зрелого отечественного ПОВ INTEGRO Technologies отвечает за разработку стратегии развития бизнеса, поиск новых клиентов и партнеров. Имеет большой опыт в сфере информационных технологий и управления проектами
Вероятно, каждый пассажир, находясь в здании аэропорта, ловил себя на мысли, что этот огромный и сложный механизм работает максимально слаженно, как часы. Еще бы — ведь от соблюдения высочайшего уровня сервиса здесь ежедневно зависят планы тысяч людей. Но далеко не все люди задумываются, что обеспечивают этот порядок множество взаимосвязанных цифровых решений. Чтобы каждый пассажир успел на свой рейс, а его багаж отправился вместе с ним, платформа управления обслуживанием процессов аэропорта должна обработать огромный объем информации и оптимально распределить имеющиеся ресурсы: персонал на стойке регистрации, грузчиков, транспорт, доставляющий к самолету, трапы и многое другое.
Как в этом помогает платформенный подход к цифровизации и почему зрелый отечественный программный продукт намного лучше импортных — рассказывает Анастасия Корниенко, директор по развитию INTEGRO Technologies, разработчика одного из ведущих решений для автоматизации процессов авиационных предприятий, платформы «ПАНОРАМА».
Анастасия, в каждой отрасли есть специализированные информационные системы, обеспечивающие ключевые бизнес-процессы компаний: промышленные, медицинские и т. п. Что представляют собой специализированные информационные системы на авиационном предприятии?
Только представьте: аэропорт — сложнейший механизм с огромным пулом ресурсов, которыми нужно правильным образом управлять. Персонал должен четко выполнять свои функции, находясь в нужное время в нужном месте: принять пассажиров, обеспечить их безопасность, направить к верным воротам, проверить документы, доставить багаж, обслужить самолет. Технические средства, такие, как перронные автобусы, должны пройти техобслуживание, в нужном количестве подаваться к определенному рейсу. Стационарные устройства, как багажная карусель или пассажирский трап, имеют определенные технические характеристики и ограничения по нагрузке, которые нужно учитывать при планировании деятельности.
Все это составляет первую большую категорию процессов, подлежащих автоматизации — наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров. Занимаются этим сами аэропорты и их управляющие компании, хендлинговые агенты, а также отдельные авиаперевозчики — например, «Аэрофлот». Им каждый день необходимо оптимально распределять имеющиеся в их распоряжении ресурсы с учетом запланированных задач, чтобы в итоге самолет прилетел и вылетел в назначенное время.
К другим категориям автоматизированных процессов относятся:
- планирование и управление экипажами с учетом графика смен, соблюдения нормативов по времени полета и отдыха, квалификации пилотов и бортпроводников;
- техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) воздушных судов, где нужно постоянно отслеживать запас запчастей, стадии ремонта и модернизации судов, оптимизируя затраты и сокращая неэффективный простой техники.
Основной класс программных продуктов, который применяется для этих целей — RMS (Resource Management System). Системы управления ресурсами позволяют в автоматическом режиме проанализировать огромное количество факторов, влияющих на бизнес-процессы авиационных предприятий, составить оптимальную комбинацию задач при имеющихся ресурсах, а также быстро отреагировать на изменение тех или иных факторов: например, при поломке транспорта или задержке рейса.
Системный интегратор INTEGRO Technologies более 15 лет работает с предприятиями авиационной отрасли. Чего компании удалось достичь за это время?
Мы долго и плодотворно сотрудничали с ведущими мировыми вендорами, такими, как Inform, Sabre, IBM и Lufthansa. Развивали собственную экспертизу и накапливали проектный опыт, придерживаясь принципов клиентоориентированности, применения современных подходов и технологий, гибкости и адаптивности.
Например, наша команда занималась внедрением в крупнейшей российской авиакомпании программных продуктов компании Sabre: Sabre DCS по регистрации и бронированию пассажиров, Sabre Movement Manager по оперативному контролю расписания и Sabre Flight Plan Manager по планированию полетов. Для этого же авиапредприятия мы реализовали проект по внедрению решения Inform RMS GroundStar, которое позволило существенно снизить издержки и повысить эффективность работы наземных служб.
Другому нашему заказчику, авиакомпании «Россия», необходимо было оптимизировать перспективное планирование экипажей. Мы предложили ей решение в виде программно-аппаратного комплекса «Оптимизатор», который позволил учитывать все необходимые нормативы и настроить планирование с учетом бизнес-правил и приоритетов компании, обеспечить максимальную эффективность работы экипажей.
Сейчас совместно с компанией «Аэронавигатор» мы также разрабатываем новый продукт, который будет интегрирован с их системой Meridian.Crew. Это решение позволит еще точнее и качественнее планировать работу экипажей, учитывая все особенности этого процесса.
Вы упомянули ведущие решения иностранных вендоров. А что насчет импортозамещения и технологической независимости?
Это относительно новый запрос рынка, который мы тоже активно прорабатываем. Не секрет, что из-за зарубежных санкций доступ российских заказчиков к привычным импортным комплектующим и программному обеспечению стал сильно ограничен — это очевидный внешний риск для бесперебойной работы авиакомпаний. Есть и внутреннее — это меры со стороны государства, которое ведет политику импортозамещения, особенно в отношении объектов критической информационной инфраструктуры и предприятий, имеющих наибольшую социальную значимость. Воздушный транспорт — это как раз такой общественно значимый сегмент.
Поэтому сегодня перед авиационными компаниями стоят две взаимосвязанные задачи: продолжать цифровую трансформацию с учетом лучшего мирового опыта и одновременно заниматься переходом на импортонезависимые программные решения, зрелые с точки зрения функциональности, надежности и производительности.
Проблема в том, что после ухода с российского рынка зарубежных вендоров их место стали занимать многочисленные локальные игроки, которые зачастую не обладают достаточными компетенциями в создании решений для такой специфической отрасли, как авиационная. Заказчики, стремясь сэкономить на импортозамещении, рискуют приобрести софт, который либо не будет полноценно закрывать все их потребности, либо будет плохо интегрироваться в существующую инфраструктуру, что в итоге негативно повлияет на бизнес-процессы. Погоня за мнимой экономией может обернуться для предприятия гораздо большими издержками из-за необходимости многочисленных доработок ПО и его низкой эффективности.
В связи с этим мы предлагаем рынку собственную платформу для планирования и оптимизации ресурсов наземного обслуживания, которая учитывает специфику российских аэропортов и обслуживающих компаний. Мы сохранили функционал, присущий зарубежным продуктам.
Сегодня «ПАНОРАМА» способна распределять задачи между сотрудниками и оборудованием, прогнозировать и предупреждать возможные проблемы и как итог — улучшить качество обслуживания, снизить операционные затраты компаний за счет более точного планирования и предотвращения непредвиденных расходов.
Расскажите подробнее — какие функции выполняет «ПАНОРАМА»?
Платформа предназначена для комплексной автоматизации ключевых производственных процессов авиаперевозчиков, аэропортов и наземных служб: оперативного управления всеми типами ресурсов с учетом меняющихся нагрузок и роста бизнеса, их оптимального планирования, повышения прозрачности отчетности об оказанных услугах с контрагентами, своевременного предоставления услуг авиакомпаний, повышения доходов от специальных сервисов и дополнительных услуг авиапредприятий, минимизации последствий инцидентов, связанных с наземным обслуживанием.
Решение содержит множество отдельных инструментов, под специфику бизнеса авиапредприятия и конкретный пул задач.
Так, платформа помогает эффективно распределять доступные ресурсы для выполнения технологических операций в заданные периоды. За счет моделирования различных сценариев производственных операций «ПАНОРАМА» позволяет заранее планировать потребности в ресурсах, предотвращая возможные дефициты и избытки. Она содержит в себе инструменты для эффективного планирования рабочих смен, учета явочной численности сотрудников, контроля действующих квалификаций и сроков действия допусков и сертификатов.
Главная особенность платформы заключается в наличии ядра математической оптимизации, позволяющего в режиме реального времени распределять задачи по всем ресурсам с учетом всех изменений в производственной обстановке. Оптимизационный движок с помощью математических алгоритмов моментально сопоставляет миллионы комбинаций задач, выбирая наилучший вариант использования ресурсов с учетом особенностей бизнес-процессов, обновляемых производственных данных, ограничений и других факторов. Разработкой этого компонента мы занимались несколько лет, и в настоящий момент он превосходит по скорости и качеству расчетов западные аналоги. А среди российского софта, повторюсь, — других подобных модулей просто не существует.
Также отмечу удобную политику лицензирования, которая делает наш продукт доступным для предприятий различного масштаба.
Резюмируя — мы создали инструмент, который поможет компаниям повысить текущую эффективность в несколько раз. И это не громкие слова: мы можем доказать это в рамках пилотных проектов. Стоит только обратиться к нам и описать задачу.
Какие тенденции и перспективы вы наблюдаете в области цифровизации авиационных предприятий? Чего рынку ожидать в 2025 году?
Авиация сейчас находится в процессе глубокой цифровой трансформации, занимается укреплением кибербезопасности и делает акцент на устойчивое развитие. Эти тенденции в следующем году будут только усиливаться.
В условиях растущих киберугроз компании должны обеспечить максимальную защиту критически важных данных и ИТ-инфраструктуры. Это фактор, а также законодательные изменения в России, введение более жестких нормативов ИБ и требований к импортозамещению, становятся главными триггерами для перехода заказчиков на российские решения. Причем фундаментально это вопрос даже не формального соответствия законодательству, а стратегической безопасности.
Отечественные решения, разработанные с учетом специфики российской авиации и соответствующие самым строгим стандартам безопасности, — уже существуют и способны полноценно заместить иностранные продукты. Одним из них является платформа «ПАНОРАМА».
Что касается развития нашего продукта — его «дорожная карта» расписана на длительный срок, но обладает и достаточной гибкостью. Мы планируем динамично расти, дорабатывая и совершенствуя платформу на основании мировых тенденций и обратной связи от заказчиков.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль