Рабочие жанры и звуковая экология: как повысить продуктивность персонала
Как применить фоновую музыку в офисах для повышения эффективности сотрудников, рассказывает Виталий Бочкарев, директор по маркетингу аудиосервиса Звук БизнесОтвечает за продвижение компании Звук Бизнес на рынках России и Беларуси.
Влияние музыки на поведение — не миф
Спросите любого, кто работает в сфере розничной торговли и часто наблюдает за покупателями, меняет ли прослушивание музыки настроение людей, и ответ будет однозначным: да. Исследование компании Milliman доказало, что при воспроизведении медленной музыки в магазине увеличивается время, в течение которого люди рассматривают товары, — и это приводит к увеличению продаж на 32% по сравнению с вариантом, когда звучит быстрая музыка. В другой научной работе, ученых Колдвелла и Гиберта, было доказано, что медленная музыка, звучащая в ресторанах, заставляет посетителей тратить больше времени на еду, поэтому в зависимости от формата ресторана нужно выбирать подходящий саундтрек — спокойный для атмосферных мест и энергичный для фаст-фуда, где нужно достичь максимального оборота столов.
Можно сказать, что в последние годы вокруг воздействия музыки сложилась целая мини-наука. Проводились эксперименты, доказавшие, что исполнение классической музыки напрямую влияет на восприятие людьми ценности предметов, на которые они смотрят: громкость, тональность, темп и жанр могут вызывать разные реакции, которые проецируются на вещи. Убедиться в том, что музыка влияет на самочувствие, можно не только изучая результаты экспериментов, но и по личному опыту: те, кто занимаются спортом, наверняка замечали, что правильный ритмичный саундтрек повышает интенсивность и продолжительность тренировки. При этом до сих пор существует определенная стигматизация по отношению к музыке на рабочем месте.
Зачем нужна музыка на рабочем месте
- Музыка — это норма. Современные исследования доказывают, что фоновая музыка давно стала частью привычной обстановки повседневной жизни, и ее отсутствие может вызывать дискомфортные ощущения. Согласно данным компании PPL PRS, 67% респондентов покидали супермаркет, если в нем стояла тишина.
- Музыка снижает стресс. Наверняка многие пробовали специально слушать музыку перед ответственной задачей, например, публичным выступлением: это помогает снизить беспокойство и собраться с силами. То, что музыка снижает уровень гормона кортизола и облегчает симптомы стресса, — научно доказанные факты.
- Музыка позитивно влияет на коммуникацию. Приятный ненавязчивый плейлист на рабочем месте создает атмосферу оптимизма, подталкивает к сотрудничеству и взаимодействию.
- Наличие фонового плейлиста формирует репутацию компании среди сотрудников. Это не очевидный, но влияющий в долгосрочной перспективе фактор: фоновая музыка в офисе может выделить компанию на рынке труда и увеличить узнаваемость HR-бренда, что важно во многих конкурирующих за кадры областях.
Как подобрать музыку для фонового оформления рабочего помещения
Ориентируйтесь на цель работы. Для монотонной технической работы и для творческих поисков понадобятся совершенно разные плейлисты. Это тонкий вопрос, требующий проработки, потому что связь музыки и труда не обязательно прямая и буквальная. Пример из истории: с 1940 по 1967 на BBC транслировалась радиопрограмма MusicWhileYouWork — музыка для повышения продуктивности фабричных работников. В программе не ставили медленные усыпляющие мелодии, но также запрещена была и музыка с четко выраженным ритмом, чтобы рабочие не били по станкам в такт, создавая опасную ситуацию.
Упрощенно можно сформулировать такие рекомендации по стилям:
- Чтобы улучшить моральный настрой после выполнения тяжелой задачи или в конце рабочей недели, подойдет радостная, светлая поп-музыка.
- Чтобы настроиться на мозговой штурм и запустить генерацию идей, может подойти что-то эпическое, например, саундтреки.
- Лоу-фай и чилаут помогают расслабиться перед важным совещанием или стрессовым событием в компании.
- Если впереди отчетный период и требуется максимальная концентрация, лучший выбор — нейтральная музыка без вокала.
Пробуйте разные варианты и находите лучшие. Уделите время тому, чтобы составить карту рабочего помещения и портреты сотрудников разных отделов, чтобы определиться, сколько нужно разных музыкальных зон и какие жанры подойдут. Пробуйте включать музыку и отслеживать эффективность сотрудников. Измеряйте не только общие показатели результативности, но и удовлетворенность сотрудников фоновой музыкой, например, проводя опросы.
По умолчанию выбирайте композиции без вокала. Песни с активным текстом могут отвлекать работников от чтения и составления документов и писем, формулировки своих мыслей или выполнения задач. Однако в каких-то случаях вокал может быть уместен: например, в отделе продаж музыка с вокалом может помочь поймать драйв и заглушать разговоры менеджеров с другими клиентами.
Позаботьтесь о качестве звука. Это должно касаться и оборудования, на котором музыка воспроизводится, и качества самих аудиозаписей. Так, HiFi-стриминг Звук принял участие в слепом исследовании, которое доказало, что треки в HiFi-качестве вызывают радость от прослушивания и наименьшкую утомляемость по сравнению с прослушиванием в МР3.
Музыка должна обновляться. Важны не только темп, громкость, узнаваемость и жанр, но и регулярная обновляемость композиций. Формируя плейлист, помните, что для комфортной работы продолжительность музыкального потока должна составлять более 24 часов, в противном случае один и тот же трек может встречаться слишком часто. И хотя на первый взгляд такой плейлист кажется очень длинным, если не обновлять в нем треки время от времени, они могут надоесть и начать раздражать сотрудников. Обновление плейлиста должно стать регулярной рабочей задачей, собственной или делегированной.
Используйте легальную музыку. Треки, звучащие в офисе, используются в коммерческих целях, а любое коммерческое использование музыки без отчислений является незаконным и может повлечь за собой значительные штрафы. Чтобы этого избежать, можно озаботиться лицензированием самостоятельно или пользоваться услугами сервисов-посредников, которые берут эту функцию на себя.
Важно: если в ваш офис приходят клиенты (зона ресепшн) или у вас имеется кассовый аппарат (столовая), то сотрудники не могут самостоятельно включать музыку со своих устройств. Поскольку тогда проверяющие органы могут доказать факт того, что помещение — коммерческое, а музыка в нем звучит нелегально. Если же в офисе работают только сотрудники компании и внутри ничего не продается, в таком случае можно включить свою музыку, не забывая спросить разрешения у коллег.
Изучайте предпочтения и не ориентируйтесь только на собственные вкусы. Чтобы стать успешным инструментом воздействия, фоновая музыка должна резонировать не только с идентичностью бренда, но и с предпочтениями сотрудников в зависимости от их возраста и бэкграунда.
Как соблюдать звуковую экологию
При всех возможностях и преимуществах наличия фоновой музыки на рабочем месте, она может не приносить нужного эффекта или даже действовать во вред, если не соблюдать разумный, экологичный подход.
- Если офис располагается в большом полупустом помещении с высокими потолками, например, в складском, в нем может быть эхо. Если нет возможности отделать стены из звукопоглощающих материалов, просто поставьте дополнительную мебель около стен, чтобы звуковые волны не отражались от одной стены к другой.
- Идеальный вариант для музыкального оформления офиса — монтаж профессионального звукового оборудования, но если ресурсов нет, можно просто приобрести портативную умную колонку. Некоторые современные модели обеспечивают отличное качество звука при небольшом размере.
- Если у вас есть зоны, в которых звучит разная музыка, следите, чтобы между ними не было смешения звуков. Разводите динамики дальше друг от друга или устанавливайте дополнительные ограждения.
- Не включайте музыку слишком громко. Музыка должна сопровождать рабочий процесс, а не определять его. Слишком громкая музыка может стать источником накапливающейся напряженности в офисе. С другой стороны, в некоторых видах деятельности может быть уместно сделать музыку погромче, чтобы заглушить окружающий шум, например, разговоры коллег по телефону. Следите за обратной связью сотрудников и вырабатывайте оптимальные схемы.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты