Круизы по стране уверенно становятся форматом массового отдыха
Основатель сервиса бронирования Круиз.онлайн Денис Крейцберг рассказал, каковы перспективы развития внутреннего круизного туризма

Основатель сервиса бронирования круизов — Круиз.онлайн — первого в России сервиса бронирования речных и морских круизов.
Каковы перспективы развития внутреннего круизного туризма, потенциально востребованные направления и форматы для отдыха на воде в ближайшие годы, а также инвестиционная привлекательность круизного бизнеса в России? Об этом рассуждает основатель сервиса бронирования Круиз.онлайн Денис Крейцберг.
Развитие круизной сферы = развитие всего внутреннего туризма
Сейчас на российском круизном рынке можно наблюдать тенденции, которые являются индикаторами его потенциала и определяют развитие всей отрасли на ближайшие два года. Прежде всего, стоит отметить устойчивый тренд к развитию: строятся новые корабли, в том числе мега-яхты, расширяется формат «плавдач» и семейных круизов. Появляются яхтенные регаты и частные форматы отдыха на воде. Мы наблюдаем модернизацию флота, запуск проектов типа «Аурум» и «Золотое кольцо», и, что важно, создание новых марин, в том числе на Волге и в Астрахани. Это закладывает фундамент для будущего роста уже сейчас.
Один из драйверов роста внутреннего туризма — речные и морские круизы по стране. Востребованность этого формата отдыха растет по мере совершенствования инфраструктуры, важной для туристов. На бортах появляется Wi-Fi, улучшаются каюты, питание, сервис. Параллельно молодеет и аудитория круизов: сейчас в плавания на короткие и длинные дистанции ходят не только пенсионеры, но и семьи, пары, компании друзей.

Сезон увеличивается: стартует в апреле и длится до ноября. А морские круизы, например, на лайнере Astoria Grande доступны из Сочи круглый год. География расширяется: в круизы уходят в дальние уголки — по Енисею, Лене, Оби. В силу ограниченного авиасообщения между малыми городами многие выбирают речные и морские маршруты из Сочи как доступный отдых. Все эти факторы и делают круизы экономическим драйвером регионов и новым «локомотивом» туризма.
Маршруты внутри страны обладают важными конкурентными преимуществами. Например, волжское направление привлекает своей географической близостью, а северные маршруты отличаются уникальностью природы и культуры: пейзажами Русского Севера (белухи, северное сияние) и историей (старинные кремли, монастыри). Все это нельзя испытать в зарубежном круизе.
Спрос пока превышает предложение
Интерес российских путешественников к доступным круизным маршрутам сегодня тоже меняется. В целом, туристы становятся более мобильными: чаще выбирают крупные города для отправления в плавание, составляют гибкие маршруты с улучшенной логистикой. Круиз становится все проще купить — онлайн, за пару дней до отправления. И все больше появляется коротких круизов, на которые можно сорваться спонтанно.
Круиз становится частью массового отдыха. И в ближайшие годы ключевыми факторами, определяющими массовый спрос на этот формат путешествий, станут наличие современных судов и новых портов, которые расширят круизную географию. Государственные меры (субсидии, продвижение внутренних маршрутов) и информационная поддержка, разумеется, тоже будут влиять на поток пассажиров.
Рынок, в свою очередь, пытается реагировать на эти изменения спроса. Примечательно, что даже в бюджетном сегменте модернизируются корабли и появляются новые маршруты. Но есть и узкие места: инфраструктура в малых портах, нехватка мест в пиковый сезон, потребность в новых причалах.
Мы в Круиз.онлайн сталкиваемся с тем, что на некоторых популярных маршрутах (Москва — Питер, «Золотое кольцо») отмечается дефицит свободных кают. Иначе говоря, спрос превышает текущее предложение, а инфраструктура пока не дотягивает до перспективной нагрузки.
Закономерной реакцией на рост интереса к круизному отдыху становится появление новых маршрутов. Среди них, например, направления по сибирским рекам (Енисей, Лена) и Дальнему Востоку.

Традиционно остаются популярными круизы по маршрутам Москва — Санкт-Петербург, «Золотое кольцо», Карелия. На внутренних продажах в сервисе Круиз.онлайн фиксируем спрос на поездки по Волге до Астрахани и по Черноморскому побережью (Сочи — Турция). В целом, можно назвать довольно перспективными северные и дальневосточные направления.
Меняется рынок — меняются туристы
За последние пять лет российский круизный продукт претерпел существенные изменения. Уже после пандемии получили широкое распространение короткие маршруты на 3-4 дня и семейные программы с детской анимацией. В состав обновленного пассажирского флота вошли теплоходы формата «река–море», такие как «Мустай Карим», 3-палубные колесные корабли «Золотое кольцо» и «Аурум», которые предлагают европейский уровень комфорта.

По сравнению с зарубежными круизами у внутренних есть свои преимущества: нет визовых формальностей, экскурсии и сервис полностью на русском языке. Маршруты ориентированы на уникальные внутренние достопримечательности, которых нет за рубежом. Иными словами, отечественный круиз стал более адаптированным к потребностям россиян, при этом сохранив высокое качество услуг.
Параллельно меняются и запросы туристов: круизеры становятся более искушенными и изощренными в своих предпочтениях. Средний возраст путешественника за последние годы снизился до 50 лет, люди более молодого возраста отправляются в плавание семьями и в одиночку.
Современные туристы хотят гибкости: короткие круизы на праздники, динамический подбор кают, онлайн-бронирование и мобильные сервисы. Отрасль отвечает обновленным продуктом: мы в Круиз.онлайн видим, что 75% клиентов — постоянные, но все больше тех, кто впервые пробует этот формат и затем возвращается благодаря хорошему сервису. Компании-операторы вводят детские зоны, бесплатный Wi-Fi на борту и развлекательные приложения, а также расширяют сезон: частотность отправлений в мае и осенью растет. В целом, туристы ожидают от круизного отдыха внутри страны формата «все включено» с соответствующим уровнем комфорта и новых впечатлений, и рынок это дает — вплоть до предложений «жить на лайнере» с несколькими последовательными рейсами.

Перспектива для инвестиций
Тот факт, что рынок внутреннего туризма и в частности круизная отрасль сегодня находится в состоянии развития и роста, напрямую определяет их инвестиционный потенциал. Статистика такова: за последние пять лет российский круизный рынок вырос почти вдвое, а ежегодный прирост пассажиров держится на уровне 15–20%.
Государственные меры поддержки усиливают инвестиционный потенциал: действуют льготное судостроительное лизинговое финансирование и субсидии, благодаря чему на верфях строят новые суда. Круизные проекты приносят дополнительно рабочие места и налоговые поступления, а регионы получают туристов. Это делает бизнес в сфере туризма экономически привлекательным и выгодным для инвестиций.
Самыми перспективными, по моей оценке, являются сразу несколько сегментов. Во-первых, люкс-сегмент с перспективой максимальной маржи и привлечения состоятельных клиентов. Во-вторых, бюджетный массовый сегмент: после реновации и роста цен круизные судна из этой сферы по-прежнему заполнены. Отдельная ниша — семейные и детские круизы: доля детей на борту в 2024 году выросла более чем на 20%. Также экспедиционные маршруты (Арктика, Байкал, Дальний Восток) обещают доходность за счет необычности продукта. В целом, чем более специализирован продукт — от бизнес-класса на борту до экскурсионной программы — тем выше его потенциал.

Господдержка в круизной отрасли сегодня — это ощутимый фактор, который снижает инвестиционные риски. Известно, что в В 2022 году Ростуризм привлек тысячи россиян на речные круизы через 20%-ный кэшбэк, после чего около 60% этих людей вернулись в круизы. Сейчас Минпромторг и Транспорт активно субсидируют судостроение: предоставлены льготные кредиты и утилизационные гранты, действует программа льготного лизинга речных судов. Это позволило начать строительство новых теплоходов.
Круизы будущего
Развитие отдельных круизных направлений дает импульс всей отрасли. География перспектив на ближайшие годы впечатляет. На Севере продолжат развивать «Поморское кольцо» (Белое море и Архангельск) и Северный морской путь. На Дальнем Востоке планируется соединить в рамках одного маршрута Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатку. Каждый новый маршрут обладает своей особенностью: будь то этническая гастрономия Поволжья, арктические пейзажи или культура народов Сибири. Это и есть особенность российского круиза помимо классического Золотого кольца.
А еще будущее за цифровизацией круизного опыта — и это одно из приоритетных направлений нашего развития. Мы уже работаем над инструментами, которые сделают выбор, бронирование и само путешествие максимально персонализированными. Виртуальные ассистенты, цифровые гиды, интерактивные активности позволят сделать каждый круиз не просто маршрутом, а полноценной цифровой экосистемой.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети