Что проиcходит на рынке металлов
Что влияет на ценообразование основных промышленных и драгоценных металлов

С 2003 года работал на разных позициях в финансовых компаниях и занимался аналитикой, глобальными исследованиями и отраслевой экспертизой. В 2024 году присоединился к команде СК «Росгосстрах Жизнь»
Промышленные металлы
В конце апреля цены на основные промышленные цветные металлы резко выросли, а в последний день месяца — упали. Почему это произошло и что влияет на их ценообразование?
- С начала 2025 г. на 29.04.2025 г.: медь +7,7%, алюминий -3,4%, никель +1,5%
- В свой худшей годовой точке, а именно 9 апреля (с начала года): медь -1,8%, алюминий -9,2%, никель -8,1%.
- Масштаб отскока от худшей точки (09.04) по состоянию на 29.04: медь +9,6%, алюминий +6,5%, никель +10,4%.
На самом деле у каждого из этих металлов своя история.
Медь. США не ввели пока тарифы на импорт меди. Но рассматривают такую возможность. Перед объявлением масштабных тарифов (в начале апреля) медь росла быстрее алюминия и никеля, поскольку, учитывая риск возможных будущих тарифов, покупатели из США увеличили спрос на медь, стараясь ее переместить на склады внутри страны до того, как тарифы будут объявлены (если будут). Затем в начале апреля Белый дом обнародовал масштабный список пошлин против широкого круга стран. Рынок посчитал, что такие заградительные тарифные стены могут привести к глобальной рецессии. А значит, вырос риск ослабления спроса на все сырьевые товары, включая медь.
Цена меди на LME в апреле упала краткосрочно ниже $8500 за тонну, минимальных уровней, как минимум, за 12 месяцев. Китайские покупатели посчитали такие цены привлекательными для покупки, резко повысили спрос, что позволило ценам на медь быстро восстановиться. Китай — крупнейший потребитель и производитель меди. Ряд данных, которые стали известны во второй половине апреля, также способствовал восстановлению цен.
Во-первых, запасы меди на Шанхайской бирже за неделю до 25 апреля сократились на 54,9 тыс. т — максимальное недельное снижение запасов с 2003 г (с момента начала ведения такой статистики).
Во-вторых, общий объем запасов сократился до 116,8 тыс. т, что является минимумом с января.
В-третьих, премия Яньшань — один из ключевых индикаторов состояния рынка меди в Китае (это премия к биржевой цене, которую китайский покупатель готов доплатить за медь, чтобы забрать ее с портового склада в Яньшане) выросла до максимума с декабря 2003 г. и составила $93 за тонну. Премия начала резко расти с середины марта, до объявления тарифов в отношении Китая, но продолжила рост и в апреле. На фоне дефицита медного концентрата и дорогого лома ценовая конъюнктура рынка меди выглядит лучше, чем у других металлов. Отсюда и такая динамика цен.
Алюминий. США уже ввели пошлины на импорт алюминия в размере 25%. Это приводит к перераспределению потоков мировых поставок в другие регионы. Китай — мировой лидер в производстве алюминия, его доля в мировом производстве около 60%. Однако в этой стране по причинам энергетической безопасности уже несколько лет действует ограничение — в год можно производить не более 45 млн т алюминия. Соответственно, например, реализовав в 2024 г. 43 млн т, КНР из них экспортировала около 14% или 6,2 млн т. Рекордный экспорт. Но в США уехало лишь 4% экспортируемого из Китая первичного алюминия. Экспорт алюминиевой продукции в 2024 г. составил 3,24 млн т. И здесь уже на США пришлось 16% от этой цифры.
Китай еще в декабре 2024 г. отменил льготу на экспорт алюминиевой продукции, чтобы стимулировать как переработку лома, так и внутреннее производство более маржинальных высоких переделов внутри страны.
Пока США — крупнейший в мире экспортер алюминия — будет пытаться в течение нескольких лет реабилитировать собственную алюминиевую отрасль, защищая национальных производителей пошлинами, Китай, в целом, кажется, способен перенаправить ~520 тыс. т алюминиевой продукции на другие рынки.
Если удастся избежать глобальной рецессии, а именно такую ставку сейчас делает рынок на фоне того, как США приостановили на 90 дней действие большинства пошлин, чтобы путем переговоров постараться достичь торгового соглашения с большим кругом стран, потребление алюминия в Китае может вырасти в 2025 г. и превысить 44 млн т. При этом производство ограничено 45 млн т. В теории, Китай может производить и больше, если будет модернизировать производственные мощности, делая их более зелеными и менее энергозатратными. Но это, скорее, перспектива 2026 и последующих годов, а не текущего года.
В сухом остатке имеем потенциал роста потребления алюминия при ограниченном производстве в Китае, который, даже с учетом 25-процентных пошлин на импорт алюминия в США сможет перенаправить поставки алюминиевой продукции в другие регионы. При этом цены на глинозем ограничивают потенциал снижения цены алюминия.
Никель. Цена никеля, которая с конца 2022 года остается в русле нисходящего тренда в первой половине апреля на объявлении масштабных тарифов Трампа, падала до 14000 за тонну. Это минимум с лета пандемийного 2020 года. История медвежьего тренда в этом металле связана с его глобальным перепроизводством с тех пор как из-за технологии выщелачивания под высоким давлением (HPAL) Индонезия благодаря инвестициям и технологиям из Китая научилась из низкосортного никеля делать металл класса 1. Однако при текущих ценах, на наш взгляд, в производстве HPAL высокосортного никеля исчезла экономика. При цене на LME ниже 15000 за тонну рентабельность более 65% HPAL-производителей является отрицательной. При этом правительство Индонезии также борется с перепроизводством, в частности, повышает роялти на добычу полезных ископаемых. И в апреле ставка роялти для никелевых руд (за исключением наименее бедных, с низким содержанием Ni в руде) повышена до 14-19% от базовой цены, устанавливаемой властями Индонезии. Поэтому мы считаем, что фундаментально цены на никель достигли своего дна. Однако это вовсе не означает, что котировки никеля теперь начнут восходящий тренд. Консолидация в районе 15000-16500 за тонну может быть долгой, пока либо не появятся реальные сигналы сокращения производства, либо не вырастет спрос.
В рамках тарифной войны, даже если она не приведет к глобальной рецессии, маловероятно, что спрос на никель стабильно вырастет. Все-таки основным потребителем никеля являются сталепроизводители, затем подотрасль электромобилей. Производство стали в Китае по-прежнему буксует, опирается на экспорт, который в 2025 г. точно пострадает не только из-за тарифов США, но и из-за заградительных пошлин в других странах. Темпы развития электромобилей также замедлятся из-за тарифных преград. Поэтому, несмотря на то, что мы не ожидаем в перспективе дальнейшего снижения цены никеля, этот металл на горизонте 2025-2026 гг. выглядит хуже, чем медь и алюминий.
Драгоценные металлы
Цена золота 22 апреля достигла рекордных $3500 за унцию. Рост с начала 2025 г. в тот момент составлял почти 35%. С тех пор цена скорректировалась до $3290 за унцию. При этом золото с начала года на этом уровне подорожало на 25,4%. Динамика желтого металла обусловлена сохраняющимся высоким спросом со стороны центробанков. Он и в предыдущие годы (2022-2024) был высоким, превышая 1000 т в год. Сохраняется высоким и в 2025 г. по геополитическим причинам. Но теперь добавился высокий инвестиционный спрос, поскольку рынок опасается стагфляции, предполагая, что тарифная политика Трампа остановит экономический рост и одновременно приведет к усилению ценового давления.
Темпы роста цены также подогреваются спекулятивным спросом тех участников рынка, которые предпочитают покупать любые растущие активы, сбегая из него, как только ралли застопорится. Если в начале 2024 г. мы оценивали геополитическую премию в ценах на золото в размере $400 за унцию, то сейчас она превышает $600 за унцию. Если предположить, что Россия вернется к конструктивному диалогу, основанному на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, с США и Европой, если предположить, что возведенные до небес тарифные стены между США и Китаем исчезнут — будет трудно найти причины, по которым цена золота должна быть выше $3000. Скорее, она была бы ближе к $2500-2600. Но реальность выглядит иначе. Поэтому комбинация «геополитика + риск стагфляции» держит цену золота в русле восходящего тренда. Технически золото выглядит перекупленным, так как цена слишком быстро добралась до тех уровней, которые мы сейчас наблюдаем. Но смена тенденции произойдет только тогда, когда исчезнут фундаментальные риски, и премия в ценах начнет сокращаться.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети