Проблемы и перспективы развития туризма на Северном Кавказе
Об основных ограничениях роста бизнеса в сфере туризма и гостеприимства на Северном Кавказе делится своим экспертным мнением Умар Айдинов

Эксперт в сфере организации и управления туристическим бизнесом, общественный деятель, предприниматель
«В ближайшее время Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) может стать одной из главных точек роста внутреннего туризма в России» — так заявляют с больших трибун чиновники, делают выводы спикеры и эксперты конференций и возлагают надежды местные инвесторы и предприниматели.
А как же на самом деле обстоят дела в сфере гостеприимства и туризма на Северном Кавказе.
У Северного Кавказа есть большой потенциал по многим направлениям — от туризма до промышленности и сельского хозяйства. Благодаря своему трансграничному положению и проходящим по его территории международным транспортным маршрутам, регион — геостратегический. В округе шикарные природно-климатические условия и богатый человеческий капитал — это тоже делает его сильным конкурентом среди других российских регионов. Но в то же время, студенты и выпускники уезжают в столицу в писках лучших предложений по работе. Уровень зарплат в регионах СКФО уступает центральным областям и городам Центрального федерального округа.
Потенциал туристического роста Северного Кавказа
В 2024 году, согласно данным, туристический поток на курорты Северного Кавказа составил около 6,5 миллионов туристов. Однако потенциал региона оценивается втрое выше.
Факторы, которые влияют на рост внимания туристов к региону:
- повышение интереса к внутреннему туризму;
- ограниченные возможности для зарубежного отдыха;
- поиск новых эмоций и смыслов у аудитории среднего и выше сегментов
- возможности круглогодичного отдыха.
Основные ограничения роста туризма на Северном Кавказе
Можно выделить семь основных барьеров роста:
1. Инфраструктура. региону требуются новые инфраструктурные решения в области досуговых и развлекательных заведений. Речь идет не сколько о ресторанах, сколько о парках развлечений, кинотеатрах, интерактивных музеях, квестах, современных мест отдыха, разнообразных досуговых мероприятиях — концертах, танцах, шоу, инсталляциях. К чему, так привыкли жители крупных городов.
2. Кадры в сфере туризма и гостеприимства: сегодня в регионе наблюдается дефицит специалистов, текучка кадров, а также есть необходимость создания практико-ориентированных образовательных программ в вузах и колледжах с привлечением в качестве преподавателей предпринимателей из сферы гостеприимства и туризма.
3. Конкуренция: нет единой стратегии продвижения туристических объектов.
4. Имиджевые стереотипы: в информационном поле присутствуют неактуальные представления о регионе.
5. Слабый маркетинг: недостаток рекламы, упаковки продуктов, продвижения через digital-каналы. Крупные туроператоры массово не продают пакетные предложения, не ставят чартеры, и зачастую не рассматривают для себя работу в данном направлении. Что касается местных туроператоров, то они не дают широкой рекламы и за пределами региона мало кому известны.
6. Административные барьеры: перед бизнесом и институтами развития стоит задача сознания новых механизмов привлечения частного капитала в проекты, а также создание программ и преференций для местных предпринимателей.
7. Сезонность: курорты СКФО — круглогодичные, но до сих пор большая часть турпотока сосредоточена на 4–5 месяцев, хотя объекты могут быть загружены по 9-10 месяцев в году.
Основные риски для бизнеса:
Репутационные – население очень чувствительно к любым новостям в СКФО.
Экономические — с экономической точки зрения, регион является приоритетным для Правительства РФ, его развитие происходит полностью за счет бюджетных средств.
Экологические — отсутствие реальных параметров нагрузки, которую способна выдержать природа и инфраструктура обеспечения жизнедеятельности городов, приводит к разрушению природных объектов. Появляются проблемы с вывозом мусора, очисткой стоков и подачей воды и энергоносителей.
Конкурентные — близость с другими регионами, где туристический бизнес и сервис поставлен на поток и находится на более высоком уровне развития: Краснодарский край, Адыгея, Азербайджан, Турция, ОАЭ.
Несмотря на барьеры и риски, у Северного Кавказа есть уникальные конкурентные преимущества и растущий спрос:
- Уникальный климат и возможности практически круглогодичного отдыха. Северный Кавказ сегодня предлагает большой спектр форматов отдыха- классический отдых, аутентичный туризм, культурно-исторический, медицинский туризм, эко туризм, спортивный и экстремальный.
- Инвестпроекты
- Развитие премиум-сегмента и создание продуктов премиального класса. Последнее время растет спрос на индивидуальные и групповые туры, когда программа и маршруты разрабатываются под запрос клиента.
Я, как эксперт с более чем 20-летним стажем, хочу отметить: Северный Кавказ — не просто красивый регион с горами. Это готовый продукт с сочетанием природы, культуры и эмоций. Но без системной работы, привлечения инвесторов и продвижения внутри и за пределами России, потенциал останется нереализованным.
На мероприятиях и встречах с представителями институтов развития мы не раз обсуждали, какие действия необходимо предпринять для развития региона и туристической отрасли:
- Создание единого туристического бренда Северного Кавказа
- Запуск федеральной рекламной кампании для всех субъектов
- Создание новых интересных туристических маршрутов
- Создание турпродуктов международного стандарта и сотрудничество международными туристическими операторам
- Инвестиции в инфраструктуру туристических объектов, городов и активное развитие событийного туризма
- Обучение и стажировка кадров для сферы туризма и гостеприимства, приглашение на работу и стажировку студентов из других регионов России и других стран. Международные программы обмена и стажировок с ведущими отелями и вузами мира.
- Экологические проекты и соблюдение принципов устойчивого развития и бережливого производства
Сегодня по-прежнему главным инвестором Северного Кавказа является государство. Задачи бизнеса и институтов развития — начать менять эту ситуацию, делать привлекательным регион не только для туристов, но и для инвесторов, чтобы более активную роль играл частный бизнес. Необходимы новые программы субсидий и преференций для местных предпринимателей, возможности коопераций и партнерства в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в сфере туризма и развития досугово-развлекательной инфраструктуры: строительство кинотеатров, скалодромов, развлекательных центров, музейных и творческих пространств.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты