РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Проблемы и перспективы развития туризма на Северном Кавказе

Об основных ограничениях роста бизнеса в сфере туризма и гостеприимства на Северном Кавказе делится своим экспертным мнением Умар Айдинов
Проблемы и перспективы развития туризма на Северном Кавказе
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Gamma
Умар Айдинов
Умар Айдинов
Эксперт платформы «Регионы. Инвестиции. Бизнес»

Эксперт в сфере организации и управления туристическим бизнесом, общественный деятель, предприниматель

Подробнее про эксперта

«В ближайшее время Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) может стать одной из главных точек роста внутреннего туризма в России» — так заявляют с больших трибун чиновники, делают выводы спикеры и эксперты конференций и возлагают надежды местные инвесторы и предприниматели. 

А как же на самом деле обстоят дела в сфере гостеприимства и туризма на Северном Кавказе.

У Северного Кавказа есть большой потенциал по многим направлениям — от туризма до промышленности и сельского хозяйства. Благодаря своему трансграничному положению и проходящим по его территории международным транспортным маршрутам, регион — геостратегический. В округе шикарные природно-климатические условия и богатый человеческий капитал — это тоже делает его сильным конкурентом среди других российских регионов. Но в то же время, студенты и выпускники уезжают в столицу в писках лучших предложений по работе. Уровень зарплат в регионах СКФО  уступает центральным областям и городам Центрального федерального округа. 

Потенциал туристического роста Северного Кавказа

В 2024 году, согласно данным, туристический поток на курорты Северного Кавказа составил около 6,5 миллионов туристов. Однако потенциал региона оценивается втрое выше. 

Факторы, которые влияют на рост внимания туристов к региону:

  • повышение интереса к внутреннему туризму;
  • ограниченные возможности для зарубежного отдыха;
  • поиск новых эмоций и смыслов у аудитории среднего и выше сегментов
  • возможности круглогодичного отдыха.

Основные ограничения роста туризма на Северном Кавказе

Можно выделить семь основных барьеров роста: 

1. Инфраструктура. региону требуются новые инфраструктурные решения в области досуговых и развлекательных заведений. Речь идет не сколько о ресторанах, сколько о парках развлечений, кинотеатрах, интерактивных музеях, квестах, современных мест отдыха, разнообразных досуговых мероприятиях — концертах, танцах, шоу, инсталляциях. К чему, так привыкли жители крупных городов. 

2. Кадры в сфере туризма и гостеприимства: сегодня в регионе наблюдается дефицит специалистов, текучка кадров, а также  есть необходимость создания практико-ориентированных  образовательных программ в вузах и колледжах с привлечением в качестве преподавателей предпринимателей из сферы гостеприимства и туризма.

3. Конкуренция: нет единой стратегии продвижения туристических объектов. 

4. Имиджевые стереотипы: в информационном поле присутствуют неактуальные представления о регионе.

5. Слабый маркетинг: недостаток рекламы, упаковки продуктов, продвижения через digital-каналы. Крупные туроператоры массово не продают пакетные предложения, не ставят чартеры, и зачастую не рассматривают для себя работу в данном направлении. Что касается местных  туроператоров, то они не дают широкой рекламы и за пределами региона мало кому известны.  

6. Административные барьеры: перед бизнесом и институтами развития стоит задача сознания новых механизмов привлечения частного капитала в проекты, а также создание программ и преференций для местных предпринимателей.

7. Сезонность: курорты СКФО — круглогодичные, но до сих пор большая часть турпотока сосредоточена на 4–5 месяцев, хотя объекты  могут быть загружены по 9-10 месяцев в году. 

Основные риски для бизнеса:

Репутационные – население очень чувствительно к любым новостям в СКФО.

Экономические — с экономической точки зрения, регион является приоритетным для Правительства РФ, его развитие происходит полностью за счет бюджетных средств. 

Экологические — отсутствие реальных параметров нагрузки, которую способна выдержать природа и инфраструктура обеспечения жизнедеятельности городов, приводит к разрушению природных объектов. Появляются проблемы с вывозом мусора, очисткой стоков и подачей воды и энергоносителей.

Конкурентные — близость с другими регионами, где туристический бизнес и сервис поставлен на поток и находится на более высоком уровне развития: Краснодарский край, Адыгея, Азербайджан, Турция, ОАЭ. 

Несмотря на барьеры и риски, у Северного Кавказа есть уникальные конкурентные преимущества и растущий спрос:

  • Уникальный климат и возможности практически круглогодичного отдыха. Северный Кавказ сегодня предлагает большой спектр форматов отдыха- классический отдых, аутентичный туризм, культурно-исторический, медицинский туризм, эко туризм, спортивный и экстремальный.
  • Инвестпроекты
  • Развитие премиум-сегмента и создание продуктов премиального класса.  Последнее время растет спрос на индивидуальные и групповые туры, когда программа и маршруты разрабатываются под запрос клиента. 

Я, как эксперт с более чем 20-летним стажем, хочу отметить: Северный Кавказ — не просто красивый регион с горами. Это готовый продукт с сочетанием природы, культуры и эмоций. Но без системной работы, привлечения инвесторов и продвижения внутри и за пределами России, потенциал останется нереализованным. 

На мероприятиях и встречах с представителями институтов развития мы не раз обсуждали, какие действия необходимо предпринять для развития региона и туристической отрасли:

  1. Создание единого туристического бренда Северного Кавказа
  2. Запуск федеральной рекламной кампании для всех субъектов
  3. Создание новых интересных туристических маршрутов
  4. Создание турпродуктов международного стандарта и сотрудничество международными туристическими операторам
  5. Инвестиции в инфраструктуру туристических объектов, городов и активное развитие событийного туризма
  6. Обучение и стажировка кадров для сферы туризма и гостеприимства, приглашение на работу и стажировку студентов из других регионов России и других стран. Международные программы обмена и стажировок с ведущими отелями и вузами мира.
  7. Экологические проекты и соблюдение принципов устойчивого развития и бережливого производства 

Сегодня по-прежнему главным инвестором Северного Кавказа является государство. Задачи бизнеса и институтов развития — начать менять эту ситуацию, делать привлекательным регион не только для туристов, но и для инвесторов, чтобы более активную роль играл частный бизнес. Необходимы новые программы субсидий и преференций для местных предпринимателей, возможности коопераций и партнерства в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в сфере туризма и развития досугово-развлекательной инфраструктуры: строительство кинотеатров, скалодромов, развлекательных центров, музейных и творческих пространств. 

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия