Компетенции необходимые для управления цепочками поставок в будущем
О ключевых компетенциях, которые станут решающими в ближайшие годы, мы поговорили с Татьяной Патужной, сооснователем логистической компании SIGMA

Сооснователь логистической компании SIGMA
Управление цепочками поставок традиционно было областью, где ценились железная логика, отработанные процессы и безошибочное исполнение. Однако сегодня мир меняется очень быстро и будущее цепочек поставок за командами, которые сочетают в себе фундаментальные знания с гибкостью, цифровой грамотностью и тягой к саморазвитию.
О классическом образовании
Самое главное — это все же классическое образование. Не то модное, что сейчас популярно, основанное на европейских или азиатских системах. Мы — Евразия, и наша логистика — это потоки из Азии в Европу и обратно, через всю страну. Нам нельзя слепо копировать чужой опыт, мы должны опираться на наше классическое советское образование.
К сожалению, в 90-х годах оно куда-то исчезло, профессионалы ушли. Ситуация не изменилась и сейчас. Логистов, которых выпускают сегодняшние учебные заведения, сложно назвать логистами. Их ничему не учат. Такой выпускник не сможет самостоятельно построить маршрут. Максимум — узнать размер контейнера в интернете.
Если спросить его, можно ли, например, перевести 100 тонн груза в 20-футовый контейнер, он не будет знать ответа просто потому что таким практическим вещам его не научили в учебном заведении. Поэтому однозначно нужно возвращаться к классическому образованию, а не гнаться за модными трендами.
В институтах не учат даже элементарному: работе в Excel, Word, CRM-системах. В компании часто приходят молодые специалисты, которые не знают банальных вещей: как выравнивать текст в таблице или делать автосумму.
Дополнительные курсы и повышение квалификации — это уже следующий шаг, для узкой специализации. Например, человек окончил железнодорожный институт, а потом решил уйти в таможенную сферу. Вот тогда он может пройти дополнительные курсы. Это смежные области, и базовое понимание у него уже есть.
О необходимости непрерывного обучения
Специалист должен постоянно развивать в себе компетенции. Помимо основного образования, в любой сфере нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Если ты остановился — ты уже не в тренде, твои знания устаревают.
Например, в логистике часто требуются юридические знания. Это нужно, например, чтобы при возникающих спорных ситуациях или даже судах видеть, что юристы оппонентов некомпетентны в специфике отрасли.
При необходимости может потребоваться изучить авиаперевозки или что-то еще. В команде важно, чтобы человек хотел учиться, имел фундамент и был готов постоянно его дополнять.
О проблемах в командах и ответственности
Реальный случай: компания не смогла подписать договор с крупным перевозчиком за несколько дней. Их отдел продаж и маркетинг сработали отлично, а операционный отдел — настоящие логисты — нарушили всю цепочку. Причем в качестве отговорок использовали странные причины: обеденный перерыв, конец рабочего дня. Вся команда — и юристы, и продажники — провалилась из-за безответственности одного звена.
То же самое можно сказать и о поколении Z: если рабочий день с 9:00 до 18:00, то в 17:55 они уже мыслями не на работе. Разумеется, люди не рабы, но есть форс-мажорные ситуации, от которых зависит будущее компании и всей команды. Нужно думать не только о себе, но и о результате работы всего коллектива
О практических навыках и личных качествах
В 18 лет человек вряд ли точно знает, кем хочет быть. Он может начать учиться на диспетчера, а потом пойти в металлургию. Поэтому важны внутренние качества: ответственность и стремление к знаниям. Ты не можешь знать все, но ты должен знать, где найти информацию. Не просто спросить у Алисы, а знать, что для перевода специфических терминов нужен отраслевой словарь, а для оформления документа — ГОСТ или образец. Искусственный интеллект и Яндекс-поиск — в помощь, но они лишь указывают направление, а не дают готовые решения. Помимо ответственности, у человека должно быть желание двигаться дальше, учиться и не подводить команду.
Пример из практики: важность потенциала
Сотрудничество компаний с вузами и колледжами — не благотворительность, а инвестиция в будущее. Практика позволяет студентам применить знания в реальных условиях, а работодателям — присмотреться к перспективным кадрам и «воспитать» их под свои нужды.
Случай из практики. Молодой человек пришел на практику после первого курса колледжа. Его взяли буквально под личную ответственность, и он начал с самой простой должности — тальмана, то есть сотрудника, который фотографирует поступающие на склад грузы. Но в итоге так вдохновился, что договорился с колледжем о совмещении работы и учебы. Сейчас он уже полноценный сотрудник, экспедитор, и готовится сдать экзамены на железной дороге, чтобы официально представлять интересы компании. Он увидел реальную возможность карьерного роста до помощника руководителя и далее. Его глаза горят, он говорит «я вас не подведу» — и это главное.
Вывод: ответственность работодателя
Задача работодателя — дать перспективу и сотрудничать с учебными заведениями. Объявления о вакансиях нужно размещать в вузах и колледжах, организовывать практику. Это позволит понять, подходите ли вы друг другу. Ответственность должна быть взаимной: и сотрудника, и работодателя.
Рубрики
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики


