Андрей Пожаров прокомментировал возможные «лазейки» в новом законе о РНП
Законодательная новелла вызывает дискуссию именно потому, что дает возможную «лазейку» недобросовестным участникам рынка, — считает Андрей Пожаров

Более 20 лет опыта в тендерном секторе, опыт создания успешных компаний и команд, внедрения интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений и четкая система менеджмента компаний
Сейчас активно обсуждается федеральный закон от 24.06.2025 № 178-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 846 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон позволяет с 1.08.2025 года любому хозяйственному обществу создавать другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника. Ранее действовала норма, запрещающая подобную схему.
Законодательная новелла вызывает дискуссию именно потому, что дает возможную «лазейку» недобросовестным участникам рынка. В такой перспективе она практически обнуляет значение Реестра недобросовестных поставщиков в рамках Закона № 223-ФЗ.
Согласно новому закону, любое хозяйственное общество, включенное в Реестр недобросовестных поставщиков, сможет легко создать новое общество-«матрешку» и продолжить участие в закупках. Аналогичные риски возникают и в отношении Закона № 44-ФЗ, особенно после принятия Государственной Думой законопроекта № 788656-8, вступающего в силу с 1.09.2025 года, который упрощает смену владельцев компаний.
Есть предположение, что новый закон направлен на создание условий для обхода санкций российскими компаниями и упрощение смены владельцев бизнеса. Однако это также значительно облегчает участие в закупках недобросовестных поставщиков.
Если смотреть на закон вне контекста госзакупок, он кажется полезным для бизнеса. Но помимо упрощения работы бизнеса, возникает опасность, что компании, включенные в РНП, смогут легко создавать новые «матрешки» и продолжать участвовать в закупках. Каким может быть механизм, не позволяющий таким недобросовестным участникам обходить запреты через новые ООО, контролируемые теми же лицами, непонятно.
Реально компании-«матрешки» существовали всегда. Нововведение лишь упрощает процесс их создания. Раньше нужно было заранее подготовить запасную компанию, искать других учредителей, то сейчас просто можно будет вместо ООО, попавшего в РНП, создать новое и снова выходить на конкурс. Это проблема для контроля рынка.
Для заказчиков усложняется процесс проверки добросовестности участников. Среди возможных решений эксперты предлагают включение в РНП не только конкретного юридического лица, но и связанных с ним участников, введение запрета на участие аффилированных компаний, контроль цепочек собственников и экономических связей.
Важно решить вопрос так, чтобы участник, включенный в РНП, не имел возможности продолжать участие в закупках, независимо от причины его включения. Сейчас лазейка позволяет это сделать, что может привести к росту коррупции и сговоров в закупках. Необходимо предусмотреть механизмы минимизации рисков обхода РНП. Решением может стать включение в РНП аффилированных компаний, ограничение участия взаимосвязанных физических лиц и строгий контроль за собственниками и экономическими связями. Однако следует действовать осторожно, чтобы не навредить добросовестным участникам и исключить возможность технических ошибок и случайного попадания в РНП, что порой еще случается.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании



