Команда разработки мечты: специалисты и их задачи при разработке проекта
Разработка не идет сама по себе — для реализации продукта нужна команда специалистов с багажом знаний. Я расскажу о членах этой команды

Более 10 лет руководитель компанией по разработке мобильных приложений. До этого 7 лет работал в компании Alawar на позиции программиста, руководителя отдела и технического директора
Разработка не идет сама по себе — для реализации продукта нужна команда специалистов с багажом знаний. Сегодня мы поговорим о членах этой команды. Узнаем, какие роли участвуют в разработке, в чем состоят их задачи, и определим критерии качества для каждой из них.
В разных компаниях и в разных процессах один и тот же человек может совмещать разные роли. Например, в небольших проектах один человек может быть сразу и спонсором, и владельцем продукта, и продакт-менеджером. Главное, чтобы все эти специалисты участвовали в работе над проектом.
Заказчик
Цель работы заказчика, или спонсора, — получение дохода или снижение расходов. Он в первую очередь заинтересован в успехе продукта и лучше всех знает, какие бизнес-функции он должен выполнять.
Задачи
Донесение и согласование видения продукта. Заказчик доносит идею продукта до команды и согласовывает документ Vision, где описано понимание проекта.
Финансирование работ. Этот человек покрывает все затраты, как внутренние, так и внешние.
Формирование команды. Заказчик согласовывает роли, формирует команду и понимает, кто из специалистов его компании может принимать участие в разработке конкретного продукта.
Критерии качества работы
- Заказчик и команда разработки работают как одно целое.
- Проект получает достаточное финансирование.
- Проект внедрен в работу.
Разработать продукт недостаточно: необходимо его еще и внедрить. И в крупных компаниях внедрение может занимать продолжительное время, ведь любая трансформация с помощью цифровых продуктов — это всегда изменение бизнес-процесса — либо внутри компании, либо с поставщиками, либо с клиентами.
Верхнеуровневая ответственность за внедрение проекта лежит на плечах заказчика, но может быть делегирована.
Продакт-оунер
Продакт-оунер занимается непосредственно созданием проекта. Он формулирует цель продукта, определяет целевую аудиторию и отвечает за успешность продукта в целом.
В части компаний, например в Leroy Merlin, сильно развит институт внутренних стартапов, то есть любой руководитель может инициировать проект. Тогда продакт-оунер сначала продумывает идею, а потом обсуждает ее со спонсором.
Иногда этим спонсором выступает сам продакт-оунер.
Задачи
Поиск и проверка бизнес-модели продукта. Продукт должен быть рентабельным: зарабатывать или экономить деньги заказчика. А для этого необходимо найти сегмент пользователей, у которых есть явная потребность в подобном решении и которые готовы за него платить, — это и есть валидация идеи продукта.
Привлечение пользователей в продукт. Продакт-оунер должен разбираться в маркетинге: в том, как позиционировать продукт, какие у него сильные стороны, для кого он создан и в чем будет его польза.
Реализация монетизации продукта. Продакт-оунер должен понимать, как будет окупаться продукт, когда наберет аудиторию и какую: через рекламу, подписки или другим способом. Например, рекламная модель монетизации будет оправдана для продуктов, у которых количество пользователей исчисляется миллионами.
Критерии качества работы
- Продукт нужен рынку: есть пользователи, которые используют продукт.
- Продукт приносит прибыль спонсору или экономит его деньги.
- Экономика продукта сошлась.
Последний критерий выполняется не всегда. Существует множество проектов на рынке, у которых экономика продукта до сих пор не сходится. Это инвестиционная модель, рассчитанная на окупаемость в будущем, после того как проект наберет аудиторию. По такой схеме работают, например, Ozon и российское отделение AliExpress.
Продакт-менеджер
Цель работы продакт-менеджера — осуществление работ по разработке продукта. Он помогает продакт-оунеру или выполняет задачи по выявлению и определению потребностей пользователей. То есть он может проводить интервью, проводить анализ рынка, изучать пользовательские привычки и так далее.
Задачи
Выявление и определение потребностей пользователей. Продакт-менеджер формулирует серию гипотез и проверяет их, чтобы понять, есть ли у пользователей потребность в продукте. Готовы ли они изменять свои привычки в пользу нового продукта, и готовы ли они платить за него.
Например, на момент создания приложения «Lyft» в стране уже во всю работал «Uber» — прямой конкурент. Задачей продакт-менеджера было задать вопрос: почему клиенты должны пользоваться новым продуктом вместо привычного старого? А после найти ответ на этот вопрос.
Проведение анализа рынка и разработка конкурентного анализа. Необходимо изучить спрос в выбранном сегменте рынка и конкурентов. Что они могут предложить пользователям, что не могут? Почему пользователи выберут разрабатываемый продукт?
Создание образа проекта (Vision). Vision — это документ, где очень кратко, но содержательно описано, что продукт собой представляет, какие его основные задачи, в чем бизнес-цель этого продукта, какие основные роли пользователей предусмотрены и какие функции у этих ролей.
Приоритизация работ по продукту. Продакт-менеджер составляет бэклог задач — очередь из задач на выполнение. Он расставляет приоритеты и объясняет команде разработки, что делать, для чего нужен тот или иной функционал, как его сделать и в какую сторону будет развиваться продукт.
Критерии качества работы
- Заказчик получает нужную функциональность в проекте в срок.
- Продукт успешен на рынке.
Продакт-менеджер и продакт-оунер определяют то, какой продукт делает команда, и отвечают за результат. Это самые ответственные роли.
Проджект-менеджер
Цель работы проджект-менеджера — реализовать проект в нужный срок. Этот человек работает с конкретными задачами. Он не отвечает на вопрос, нужен ли продукт рынку: это сделали до него. Но он отвечает за то, когда будут сделаны задачи, которые продакт-менеджер собрал в бэклог.
Задачи
Планирование, контроль и организация всех работ по проекту. Проджект-менеджер отвечает за коммуникацию с командой разработчика, составление плана разработки, контроль за его исполнением, составление отчетности и так далее.
Постановка задач согласно требованиям. Проджект-менеджер распределяет задачи в таск-менеджере и следит за тем, чтобы они не застревали у одного исполнителя и двигались по процессу. Он отвечает за то, чтобы каждый участник проекта знал, что именно ему делать.
Критерии качества работы
- Проекты сданы в срок с нужным качеством, в рамках бюджета.
- Заказчик доволен.
Проджект-менеджер приходит с готовым результатом, на который было потрачено заранее согласованное количество денег, в оговоренные заранее сроки. Проджект-менеджер ведет все коммуникации по проекту и находится глубоко внутри разработки. Он понимает процессы и координирует работу всех специалистов. Важно, чтобы именно он поддерживал удовлетворенность заказчика, потому что находится в центре всех коммуникаций.
Бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик — это специалист, который формирует технические документы. Он плотно общается с продакт-оунером и продакт-менеджером и затем формирует документы по проекту. Дальше эти документы уйдут команде разработки.
Задачи
Подготовка детального описания функционала для оценки и формирования ТЗ. Результат работы бизнес-аналитика — это качественные требования. Если он выполнил свою работу некачественно, то в разработку уйдут неполные, противоречивые или нереализуемые требования. И это выяснится уже в разгар разработки.
По этим требованиям продакт-менеджер проверяет, что создается именно тот продукт, который планировался. А продакт-оунер благодаря им понимает, как будет работать разрабатываемое приложение.
Формирование задач дизайнеру. Глядя на требования, дизайнер и UX-специалист понимают, что и где должно находиться, и готовят визуальную часть.
Критерии качества работы
- Полные, актуальные, реализуемые, адекватные, современные, непротиворечивые и понятные требования.
Если каждый член команды знает, что делать, без дополнительных объяснений, — значит, бизнес-аналитик хорошо выполнил свою работу.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики

