Интервью президента НОСТРОЙ Антона Глушкова на KazanForum
Интервью президента НОСТРОЙ Антона Глушкова медиацентру Международной выставки недвижимости International Property Market на KazanForum

Член Коллегии Министерства строительства и ЖКХ РФ, руководитель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрой и ЖКХ РФ.
Как меняется инвестиционная привлекательность российского строительного сектора для международных игроков и кто из зарубежных застройщиков работает в России сегодня, как технологии, инновации и материалы могут повлиять на интерес инвесторов — эти и другие темы президент Национальной объединения строителей Антон Глушков обсудил с ведущей медиацентра Международной выставки недвижимости International Property Market Алсу Хафизовой на полях форума «Россия — Исламский мир: KazanForum».
Алсу Хафизова: Дорогие друзья, мой гость — Антон Николаевич Глушков, президент Национального объединения строителей. Антон Николаевич, добрый день. Рада видеть вас на «Казань-форуме», эта площадка формирует условия для того, чтобы российским строителям, российскому строительному бизнесу, девелоперам, застройщикам как можно активнее интегрироваться в международную среду и обратно — в международной среде интегрироваться в российский бизнес. Расскажите, пожалуйста, как вы видите сейчас перспективы такого рода сотрудничества, насколько международные и иностранные компании сейчас активно рассматривают Россию с точки зрения своей работы?
Антон Глушков: Вообще, если говорить о строительстве, всегда национальные рынки и интеграция международная удалась малому количеству государств. Мы знаем турецкий опыт, мы знаем китайский опыт, где идет экспорт строительной услуги. И меня очень радует, что последние, наверное, 6 лет на подъеме жилищного строительства в России российские девелоперы начали присматриваться к азиатскому рынку. У нас есть несколько очень успешных у российских коллег реализованных проектов в Арабских Эмиратах.
Со своей стороны Россия прирастает, и это требует дополнительного капитала, это требует дополнительных трудовых ресурсов для реализации тех планов, которые есть. И я думаю, что «Казань-форум» в этой части должен показать российскую стройку лицом, сформировать те правила для иностранного инвестора, которые бы были привлекательны сейчас, потому что рынок растет, он растет как в рублевом, так и в валютном эквиваленте по стоимости. Я думаю, что он представляет реально привлекательный сегмент рынка для иностранного инвестора в соотношении затрат, рисков и доходности.
А.Х.: Может быть, можете выделить какие-то конкретные страны или даже конкретные компании, международные и иностранные, которые сейчас наиболее активно проявляют интерес к российскому рынку?
А.Г.: Если говорить с точки зрения Национального объединения, то все генподрядчики у нас должны иметь допуск к производству работ. В этой связи у нас не очень большие, наверное, результаты. Иностранных компаний в Российской Федерации, которые могут выполнять генподрядные функции, всего 232 штуки. Из них бóльшая часть — это Белоруссия, это Китай, это Киргизия, на сегодняшний момент, и Казахстан.
Но! Надо сказать, что есть большое количество иностранных компаний, которые имеют российскую юрисдикцию и российские юридические лица. Поэтому в этой части иностранных компаний не становится точно меньше, даже со сменой бенефициара. И очень радует, что крупнейшие игроки, которые были представлены в сегменте строительных материалов, сменили названия, но вместе с тем все производственные линии остались.
А.Х.: А чем может похвастаться наш производитель и наша страна с точки зрения строительных технологий, с точки зрения материалов? Вот на одной секций обсуждалось, например, что в Китае бóльшая часть государственных стандартов в области строительства, оказывается, основаны на стандартах, которые еще в СССР были разработаны. То есть, по большому счету, наверное, сфера строительства — это та отрасль, которой наша страна, по большому счету, всегда гордилась. Насколько сейчас этот тезис основателен? Есть ли какие-то технологии, которые могут стать предметом интереса экспортеров из разных стран?
А.Г.: Вы правильно отметили, что у России очень хороший бэкграунд технического регулирования, и он ложится в основу большинства стран, включая европейские, которые активно сейчас строят. Если говорить о наших достижениях, ну, наверное, я должен рассказать о том, чем занимается наша организация, но я бы, наверное, выделил несколько позиций.
Первая позиция — у нас сформирован на сегодняшний момент механизм отбора лучших современных технологий. Мы являемся базовой организацией по поручению Правительства Российской Федерации и отбираем, по мнению именно бизнеса, такие технологии, которые нуждаются в развитии. Это совместное финансирование НИОКРов со стороны как бизнеса, так и государства. Это позволяет совершенно правильно сформировать воронку вот этих приоритетов, потому что предложений очень много, технологий очень много, но вместе с тем это позволяет адаптировать и современные иностранные технологии к российским реалям, техническое регулирование это позволяет. Также это брать русские технологии, которые позволяют оставаться рынку как строительных материалов, так и оказания строительных услуги конкурентоспособным.
Вторым аспектом, который я, наверное, обратил, это лабораторная проверка. Опять же, это советский опыт, когда на каждом строительном предприятии были собственные лаборатории. Мы сформировали реестр лабораторий, которые, по нашему мнению, соответствуют требованиям, которые готовы выполнять качественные лабораторные исследования и подтверждать качество строительной продукции, которую производят те или иные предприятия.
Третье направление деятельности, которое позволяет мне так говорить, — это реестр добросовестных производителей. В 2022 году, конечно, случилось перераспределение рынка. Ряд предприятий, поставляющих продукцию и производящих продукцию в России, ушли с рынка. Это натолкнуло нас на мысль, что нужно создать реестр, который будет для потребителей очень удобным, как с точки зрения гарантии качества, которое обеспечено лабораторией, так и, безусловно, с точки зрения приобретения. Мы создали бесплатный сервис для строительных компаний, который позволяет любому потенциальному покупателю, будь то юридическому лицу, либо физическому лицу, очень быстро сформировать заявку и получить ряд оферт по поставке в свой регион с учетом транспортной логистики (потому что страна у нас, безусловно, большая), получить коммерческое предложение от понятного производителя с гарантией качества, которое гарантировано лабораторным испытанием. Все это действительно позволяет на сегодняшний момент строительному рынку России быть конкурентоспособным, быть самодостаточным, потому что фактически все санкции, которые вводятся в отношении экономики, практически не сказались на российском рынке. Более того, мы развиваемся, мы прирастаем, и мы готовы экспортировать услугу. У нас очень хорошие отношения со странами СНГ. Мы работаем на сегодняшний момент с Китаем именно в экспорте технологий. Мы работаем с Кубой. Мы работаем с Северной Кореей. Эти направления позволяют на сегодняшний момент экспортировать лучшие технологические уклады. И еще один элемент, который появился, — стройки все больше и больше финансов.
А.Х.: Еще один вопрос, который, с учетом того, что вы представляете интересы строителей, в том числе и в диалоге с властью на высшем уровне, еще один вопрос, который довольно долгое время, так скажем, потряхивал рынок, — это история про привлечение иностранной рабочей силы. Такой вопрос довольно чувствительный, который до конца непонятно, как будет развиваться это направление, как с этим работать, как вы видите перспективу урегулирования вот этих отношений с иностранной рабочей силой?
А.Г.: Россия в своем опыте привлечения иностранной рабочей силы не одинока. Практически на всех активно развивающихся рынках идет привлечение иностранной рабочей силы. К сожалению, в стройке было, остается и будет большое количество непроизводительного, низкоквалифицированного труда. Поэтому привлечение мигрантов из других стран — это практика повсеместная. Другое дело, что на сегодня, когда мы говорим о повышении производительности труда, можно экстенсивно развиваться, но тем не менее сейчас вопрос производительности стоит остро, потому что в борьбе за мигрантов из сложившихся рынков, это в первую очередь о стройке, мы говорим, Узбекистан и Таджикистан, подключились и другие страны. Активно привлекают, опять же, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия активно использует строителей из этих стран, поэтому это приводит к тому, что во-первых, требования к такому персоналу, если он обходится дороже, то он должен быть более квалифицированным. Мы со своей стороны занимаемся оргнабором, который осуществляется из страны исхода, откуда трудовой мигрант приезжает в Российскую Федерацию, и именно там он подтверждает свою рабочую квалификацию. Если он говорит, что он каменщик, то он должен подтвердить. И работодатель понимает уже тогда, нанимая человека, что не с его устной подачи, а уже с подтвержденной квалификацией специалиста, что может позитивно сказаться как на его заработной плате, так и на производительности труда в стройке. Но вместе с тем, конечно же, отказаться полностью от мигрантов в ближайшее время у нас не получится. Процент мигрантов более-менее стабильный. Это от 10 до 15 процентов. Сейчас вот 13 процентов от занятых в стройке — мигранты. И в нынешней ситуации, конечно же, начали формироваться новые рынки. Это Индия, это Пакистан, которые, конечно, не так представлены масштабно, как Узбекистан и Таджикистан в стройке, но тем не менее ряд коллег уже проводят такие эксперименты, в первую очередь привлекая на вахту трудовых мигрантов из Индии и Пакистана. И я думаю, что возможность такого ресурса, объективно сказать, более доступного с точки зрения денежных средств для работодателя, оно будет в дальнейшем развиваться и продвигаться, и структура рынка будет меняться, но, тем не менее, процент иностранной рабочей силы будет более-менее стабильным.
А.Х.: И последний вопрос. Индустрия строительства в последние годы живет в состоянии постоянного стресса — наверное, будет не преувеличением так сказать. Это и геополитическая обстановка, и ситуация с ключевой ставкой. При этом мы видим активные действия со стороны того же руководства строительного блока в лице Марата Шакирзяновича Хуснуллина, связанные с тем, как индустрию поддержать. Может быть, у вас есть какие-то мысли о том, какие прямо сейчас нужны еще меры поддержки с учетом того, что ключевая ставка пока так и не снижена, льготная ипотека практически повсеместно уже отменена, и, может быть, есть что-то, что рынку сейчас очень нужно для того, чтобы как минимум поддержать его, а еще лучше, может быть, задать новый импульс развития?
А.Г.: Безусловно, наверное, бóльшая часть моих коллег сосредоточилась бы на финансовых мерах поддержки. Но я начну с нефинансовых. Если смотреть структуру ввода жилья, то у нас получается, что последние несколько лет, невзирая на то что общий объем жилья растет, пропорции многоквартирного индивидуального жилья постоянно меняются. ИЖС потихонечку отвоевывает позиции многоквартирного жилья. Поэтому в этой связи я считаю, что у регионов, у субъектов Российской Федерации остается большой потенциал с точки зрения формирования правил по застройке именно новых микрорайонов индивидуальной жилой застройкой. Это не всегда городская черта. Как правило, это, наверное, пригород крупных мегаполисов. Поэтому в этой части администрирование вот этих земель (земли, там дешевые инженерная инфраструктура в связи с тем, что это пригороды крупных городов там развита или не развита — это второй вопрос) — это очень большой потенциал. Сейчас вот это соотношение, я считаю, может быть еще больше, эта разница может быть еще больше, поэтому если бы субъекты Российской Федерации уделяли должное внимание подготовке земельных участков, формированию транспортного каркаса, который необходимо, формированию доступности общественным транспортом, то это был бы очень серьезное подспорье и потенциал, и дополнительная помощь строительному комплексу.
А.Х.: Тем более, кстати, что эксперты, и в том числе спикеры нашего подкаста сегодня неоднократно отмечали, что видят по изменениям девелоперского продукта, по запросу, вернее, от потребителя, что потребитель от индивидуалиста все больше становится именно семейным. И как раз формат индивидуального жилищного строительства, наверное, больше соответствует как раз сценарию семейного проживания. И в этом смысле, в этом направлении, возможно, действительно есть большой потенциал.
А.Г.: Если говорить о многоквартирном жилье, то я бы здесь, конечно же, выделил финансовые меры поддержки. Но стройка хороша чем? Здесь не нужно финансировать непосредственно напрямую строительство. Достаточно финансировать потребителя или создавать условия, когда он может позволить себе ту или иную покупку. Последние три года институт льготной ипотеки это показал, как много семей смогло воспользоваться ипотечным кредитом при поддержке государства. Сейчас у нас остается семейная ипотека, потому что не все льготные. Я не считаю там дальневосточную, IT-ипотеки, отдельные категории граждан, которые у нас льготные, имеют программы. Но самая масштабная, конечно, является семейная ипотека, которая по-прежнему помогает огромному количеству населения улучшить свои жилищные условия. Более того, это основной фактор спроса сейчас на первичном рынке. Ну и, если мы говорим про поддержку, конечно, хотелось бы, по мере возможности бюджетов, как федеральных, так и региональных, программы поддержки именно населения с точки зрения льготных ипотек развивать. Мы все надеемся, что в ближайшее время ключевая ставка начнет снижаться и, в принципе, даже без мер поддержки ипотека будет более доступна, но вместе с тем последние годы показали, какой мультипликативный эффект имеет поддержка ипотеки в Российской Федерации.
Ну и второй продукт, который есть на сегодня. Высокая ключевая ставка, конечно, сказывается и на дороговизне средств для девелоперов. Очень хорошо, если получается найти какого-то крупного инвестора, и сегодняшнее мероприятие в том числе на это и направлено. Но если этого не происходит, у застройщика остается только одна возможность — это использование банковского финансирования, но оно, конечно же, зависит от величины ключевой ставки. Поэтому в ряде регионов поддержка либо субсидирование проектного финансирования (такая практика в России была в 2022 году), на мой взгляд, была бы тоже крайне востребована и крайне нужна для того, чтобы стройка более активно даже не в принципе завершала проекты, а более активно входила в новые проекты. Потому что девелоперы на фоне снижения спроса, конечно же, закончат объекты, которые начаты. Но надо, чтобы тот объем строительства, который был, максимально поддерживался. Для этого нужно понимать, что экономика это позволит сделать.
А.Х.: Будем надеяться, что все эти факторы успешно сложатся, и в индустрии будет хорошая, благоприятная погода для того, чтобы развиваться и наполнять паруса попутным ветром. Спасибо вам огромное! Больших успехов и вам, и вашим коллегам в развитии индустрии!
А.Г.: Спасибо за интервью!
Интересное:
Все новости: