Какова роль государственного финансового регулирования в развитии туризма
В текущих условиях возрастает роль государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимстваВедущий научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Туристический сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления его роли в развитии экономики. Санкционное давление и попытки социально-политической изоляции страны снижают положительный эффект от продвижения туристического продукта на международном рынке; опережающее развитие туризма в зарубежных странах негативно отражается на динамике въездного туристического потока; влияние экономических факторов отражается на сокращении спроса на внутренние туристические поездки; усиление налоговой нагрузки на предприятия туристической индустрии сказывается на уровне и качестве предоставляемых услуг в сфере туризма. Совокупность различных внешних и внутренних факторов оказывает влияние на развитие туризма в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг.
В послании Президента России В.В. Путина Федеральному собранию 29 февраля 2024 года неоднократно упоминалась тематика туризма, озвучены меры в направлении развития туристической инфраструктуры, центров притяжения, новых туристических маршрутов. Работа в этом направлении в настоящее время является крайне своевременной и требующей действенных мер государственного регулирования.
Туристическая инфраструктура является компонентом туристического продукта, включающей в себя совокупность культурных и рекреационных учреждений, гостиничных комплексов, а также логистических цепочек, оптимизирующих управление туристическими потоками, что в совокупности влияет на туристическую привлекательность территории, обеспечивая высокий уровень спроса на туристические продукты. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» туристическая инфраструктура включает в себя объекты питания, сервиса, торговли и других видов деятельности, определяемых соответствующим ОКВЭД по группе «Туризм». Также Стратегия определяет структуру обеспечивающей и магистральной инфраструктуры, финансирование которых осуществляется раздельно.
Системный подход к государственному финансовому регулированию включает в себя совокупность мер и инструментов, целью которых является активизация экономического развития в достижении целей государственной политики развития туризма в России. Единое целое инструментов государственного финансового стимулирования предусматривает систему прямых и косвенных стимулов, структуризация которой основывается на участии государства в финансировании проектов и программ (наиболее распространенными инструментами прямого участия государства в финансировании выступают субсидии, трансферы; инструменты государственного софинансирования — финансирование в рамках концессии, ГЧП) и на создании благоприятного инвестиционного климата (инструменты налогового стимулирования, например, налоговые ставки, налоговые каникулы; инструменты денежно-кредитной политики, к примеру ставки кредитования, операции на открытом рынке; государственные долговые обязательства; субсидирование кредитной ставки; государственные гарантии; иные инструменты, направленные на стимулирование социально-экономического развития).
Государственное финансовое стимулирование объектов туристической инфраструктуры осуществляется с применением бюджетных и налоговых методов. Применительно к туристической инфраструктуре бюджетные методы стимулирования ограничиваются предоставлением межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, субсидированием части процентной ставки по кредитам на строительство (реконструкцию) объектов туристической инфраструктуры (субсидии юридическим лицам). Остальные перечисленные выше инструменты характерны для обеспечительной и магистральной инфраструктуры.
С 2021 г. был утвержден национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (НП), в рамках которого начал реализовываться федеральный проект, непосредственно касающийся инфраструктуры с одноименным названием «Развитие туристической инфраструктуры», который определил вектор ее государственного финансового стимулирования с использованием средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для стимулирования развития туристической инфраструктуры в Российской Федерации также применяется ряд налоговых послаблений, в том числе: 0% НДС для инвесторов, строящих туристические объекты или предоставлению в аренду гостиницы и иные средства размещения. Для действующих объектов льготная ставка НДС действует до 30 июня 2027 года; для новых и реконструирующихся объектов — 5 лет с даты открытия; 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предоставления мест для временного проживания и применяющих УСН и ПСН (действует до 1 января 2025 года).
Новый взгляд на политику развития туризма характеризуется ориентацией на стратегический горизонт. Определение отрасли туризма как одной из приоритетных в структуре экономики повлекло за собой многократное увеличение объемов бюджетного финансирования. Если в 2018 году из федерального бюджета на поддержку туризма предусматривались ассигнования в объеме около 3,7 млрд руб., то в 2023 г. уже более 40 млрд руб. Приоритеты и инструментарий государственного финансового стимулирования развития туризма находят отражение в комплексе стратегических и программных документов.
Немаловажным инструментом финансовой поддержки туризма является межбюджетное субсидирование. Через субсидии регионы активно вовлекаются в создание необходимой инфраструктуры и среды гостеприимства, поскольку обязаны предусмотреть в своих бюджетах долю бюджетных ассигнований. Межбюджетные трансферты предоставляются на инфраструктурные объекты, в том числе в туристических кластерах, разработку проектов туристического кода центра города, строительство модульных средств размещения.
Направления поддержки развития туризма с 2025 года расширяются в связи с перезапуском национального проекта «Туризм и гостеприимство», который поэлементно дополнится новыми федеральными проектами. Два новых федеральных проекта будут направлены на поддержку туристических товаров отечественного производства и создание морских курортов, функционирующих круглый год. Бюджетные ассигнования будут предусматриваться через программы развития промышленности с условием предоставления средств на производство отечественных товаров. Прежде всего речь идет о производстве, требующем значительных финансовых ресурсов: круизные суда, поезда (вагоны), автобусы. Федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» нацелен на создание десяти круглогодичных курортов и обеспечит формирование туристических агломераций. В девяти субъектах Федерации, на территории которых непосредственно будут реализовываться мастер-планы по созданию круглогодичных курортов предполагаемый объем федеральных инвестиций на обеспечивающую инфраструктуру с целью комплексного освоения территорий на побережьях и комфортных условий для туризма оценивается в объеме не менее 103 млрд руб. до 2030 г.
Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Туризм и гостеприимство» предусмотрены в объеме 44,0 млрд руб. в 2025 г., 70,8 млрд руб. в 2026 г., 81,9 млрд руб. в 2027 г.
С 2024 года введен механизм единой субсидии, которые регионы смогут расходовать, самостоятельно принимая решения, направленные на развитие туризма. Единая субсидия консолидирует ассигнования на обеспечение поддержки реализации общественных инициатив, связанных с развитием туризма, на государственную поддержку развития туристической инфраструктуры, региональных программ по проектированию туристического кода центра города, на создание и внедрение программы поддержки и продвижения событийных мероприятий. Развитие инфраструктуры гостеприимства должно реализовываться с синхронным решением проблем обеспеченностью транспортной, инженерной инфраструктурой, в том числе жилищно-коммунальным хозяйством (водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, ливневые канализации и другие системы). Для решения последних задач, не связанных напрямую с инфраструктурой гостеприимства, целесообразно использовать такие меры прямой государственной поддержки как инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, механизмы государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.
Одним из индикаторов успешности реализации политики в сфере туризма является туристический поток, увеличение которого может осуществляться за счет создания новых туристических объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристических продуктов, расширения туристических услуг.
Россия имеет колоссальный туристический потенциал. Ключевым конкурентным преимуществом развития туризма является наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Рост сегментации туристических продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории страны. Значительное развитие в последние годы получают туристические продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль