Искусство и бухгалтерия: как защитить театр от претензий налоговой
Когда декорации — основные средства, а когда — запасы? Разбираем договоры, акты, перемещение и списание, чтобы отчетность была прозрачной и без рисков

Опыт работы более 20 лет в области руководства и сопровождения проектов по аудиту производственных и строительных организаций, проектов по налоговому планированию, налоговой оптимизации и банкротству
Один из наших самых творческих клиентов — Фонд Эра-8. Его учредил аккордеонист, композитор, режиссер, продюсер и заслуженный артист РФ Петр Дранга.
В июне 2025 года при участии Фонда Эра-8 в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Мандрагора» на музыку Петра Чайковского и Петра Дранги.
Специалистам нашей компании довелось участвовать в рабочей группе проекта в качестве консультантов по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета финансирования проекта и непосредственно вести бухгалтерский и налоговый учет операций по Фонду Эра-8.
Работая с фондом мы понимали, что даже в сфере искусства требуется бухгалтерский учет и расчет налогов. Есть много нюансов, например декорации и костюмы в зависимости от их назначения и иных критериев могут относиться к объектам основных средств или запасам, от способа финансирования проекта может зависеть появляется ли налогооблагаемый доход или нет, отдельного внимания требует учет авторских прав и декораций.
Например, главным сценическим образом в постановке «Мандрагоры» в Мариинском театре стала центральная декорация — гигантская голова, внутри которой разворачиваются фантастические миры. По словам Петра Дранги, это олицетворение Мандрагоры, а вся история происходит внутри головы.
Какими документами оформляют поступление декораций, а какими их перемещение из одного спектакля в другой? В этой статье рассмотрим порядок учета декораций, применяемых организациями при проведении театрально-зрелищных мероприятий.
Что такое декорации с правовой точки зрения
При осуществлении своей деятельности театрально-концертные организации (как коммерческие, так и некоммерческие), конечно же, не могут обойтись без сценическо-постановочных средств (СПС).
Они включают в себя комплекс предметов, используемых для проведения различных представлений: сценический инвентарь, декорации, сценические конструкции, бутафория, концертные костюмы и так далее.
Согласно законодательству декорации — предметы материального оформления спектаклей, используемые длительное время в неизменном виде.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать:
- контроль за сохранностью декораций;
- корректное документальное оформление и своевременное отражение поступления, перемещения и выбытия (в том числе безвозмездная передача, реализация, списание).
Учет и контроль сохранности возлагаются на материально ответственных лиц подразделений, обслуживающих сцену.
Разработка и изготовление декораций: эскизы, производство, учет
Создание эскизов декораций — это первый и один из наиболее ответственных этапов подготовки театрального спектакля. От качества и продуманности этих материалов зависит не только художественная выразительность постановки, но и эффективность последующих расходов на изготовление декораций.
Обычно организации заключают договор авторского заказа либо договор возмездного оказания услуг.
Результат работы оформляется актом приемки, подписанным обеими сторонами. Важно, чтобы все документы содержали точное указание на спектакль, для которого создается эскиз, а также дату его утверждения. Несогласованность сроков или отсутствие оригиналов эскизов вызывает у проверяющих сомнения в реальности хозяйственных операций.
Кроме того, при проверках нередко сравнивают даты заключения договора и акта приемки. Если организация принимает эскизы уже после премьеры спектакля, возникает вопрос об их фактическом существовании и достоверности отражения расходов.
Таким образом, корректное оформление договоров и актов, хранение утвержденных эскизов и ведение учета авторских прав на них — это обязательные условия не только для надлежащего бухгалтерского учета, но и для правовой защиты театра при проверках.
Изготовление декораций — творческий процесс. Декорации могут изготавливаться либо внешними поставщиками (подрядчиками), либо в мастерских самой организации.
Как правило, декорации различают по конструктивным качествам, выразительности, техническим характеристикам. Выделяют две основные группы:
- Мягкие декорации, например, кулисы, занавесы, живописные и аппликационные задники.
- Жесткие декорации, такие как, балки, колонны, лестницы и т.п.
Главный вопрос — в какой категории отражать декорации: в составе основных средств или материальных запасов?
Проверки показывают противоположные ошибки: иногда декорации учитывают как запасы, хотя нужно как основные средства, а в других случаях — наоборот.
Все зависит от срока полезного использования и стоимостного лимита. Как правило, если декорации предполагается использовать в течение более чем 12 месяцев и стоимость их составляет более установленного организацией лимита, то они подлежат учету в составе объектов основных средств. В этом случае их стоимость амортизируется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в течение того срока, который определен как срок полезного использования.
Декорации со сроком службы менее 12 месяцев следует учитывать в составе запасов и включать в расходы на дату их передачи для фактического использования в спектакле, концерте или иной постановке.
При принятии декораций на учет организации следует использовать формы документов, которые предусмотрены ее учетной политикой. Это могут быть как разработанные самостоятельно формы, так и унифицированные:
- по основным средствам — №№ ОС-1, ОС-16, ОС-6 (Постановление Госкомстата России № 7);
- по запасам — приходный ордер М-4, карточка складского учета М-17 (Постановление Госкомстата России № 71а).
Перемещение и списание декораций: основания и как оформляем
На практике возможна ситуация, когда одни и те же универсальные декорации используются в нескольких спектаклях или постановках. Внутреннее перемещение декораций из спектакля в спектакль должно обязательно документально оформляться в учете. При этом сами декорации продолжают числиться в учете, движение их происходит в аналитическом учете, т.е. в привязке к конкретному спектаклю или постановке.
Полное выбытие декораций с бухгалтерского учета производится по следующим основаниям:
- Физический износ. Декорации постоянно собираются и разбираются, переносятся из склада на сцену и обратно, грузятся на автомашины, перевозятся, то есть находятся в самых жестких условиях эксплуатации. Конечно, это в первую очередь сказывается на их внешнем виде. Сильно изношенные и не подлежащие ремонту декорации списываются.
- Исключение из репертуара (закрытие) спектакля или постановки, для которого были изготовлены декорации.
- Реализация или безвозмездная передача неиспользуемых декораций.
- Стихийные и иные бедствия (пожары, наводнения) и катастрофы, в результате которых декорации были испорчены.
- Хищение декораций.
Как указывали выше, при перемещении и выбытии декораций следует использовать формы документов, которые предусмотрены учетной политикой, либо разработанные самостоятельно.
Унифицированные формы документов могут быть следующими:
- по основным средствам — №№ ОС-2, ОС-4, ОС-4б, ОС-1 (при продаже) (Постановление Госкомстата России № 7);
- по запасам — накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск на сторону М-15 (Постановление Госкомстата России № 71а).
Что в итоге
Правильная организация бухгалтерского учета театральных декораций — не только требование нормативных актов, но и инструмент защиты организации от претензий контролирующих органов, как в части налогов, так и целевого использования средств, если мы говорим о некоммерческих и бюджетных организациях. Соблюдение порядка оформления документов и верный выбор способа учета позволяют обеспечить прозрачность и достоверность отчетности.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



