РБК Компании

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 4

Какие особенности русского бизнеса формируют его стиль, но зачастую мешают ему расти: разрыв между собственником и командой
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 4
Источник изображения: freepik.com
Елена Сысуева
Елена Сысуева
Руководитель направления «Стратегический маркетинг» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», автор первых в России исследований по онлайн-продажам b2b и b2c

Разработка и внедрение системы управления, ориентированной на клиента, с акцентом на корпоративную культуру и синхронизацию ключевых функций

Подробнее про эксперта

Российский стиль управления — это сочетание гибкости, интуитивности и сильного лидера. Но в 2025 году бизнесу понадобится осознанное лидерство, системность и постоянный анализ внешней среды.

Привет, я Елена Сысуева — руководитель направления «Стратегический маркетинг» в консалтинговой компании «АРБ Про». В прошлом году мы с коллегами провели исследование «Предприниматель нашего времени», чтобы показать тех, кто создает новую экономическую и культурную реальность России. Мы изучили 191 компанию и провели 68 интервью с владельцами. Выявили 10 особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Расскажу об этих особенностях и объясню, что с ними делать для развития в 2025 году. 

Забегая вперед, скажу, что ряд черт сохраняет актуальность с 2003 года. О них писал кандидат экономических наук и автор деловой литературы Александр Петрович Прохоров в книге «Русская модель управления», поэтому в статье вы увидите и его цитаты тоже.

Амбиции vs реальность: разрыв между собственником и командой 

Среди российских предпринимателей формируется новое поколение лидеров, для которых бизнес — не просто способ зарабатывать, а инструмент воплощения амбиций, создания чего-то значимого, преобразования мира вокруг. Это и молодые дерзкие новаторы, и опытные состоявшиеся бизнесмены. Их амбиции выходят за пределы собственного бизнеса. Они хотят менять отрасли, влиять на развитие страны и формировать будущее, ставят перед собой масштабные цели: «войти в топ-10 компаний мира», «создать продукт, который перевернет рынок», «изменить саму логику отрасли». 

На деле часто возникает разрыв между амбициями собственника и готовностью команды. 43% владельцев считают свою команду не очень сильной, неоднородной: «Кто-то сильный, кто-то нет». 57% владельцев оценивают свою команду как сильную. Разрыв между собственником и командой проявляется в таких моментах:

  • Разница в масштабах мышления. Собственник смотрит на бизнес как на систему и считает, что все понятно, а команда — как на набор операционных задач и далекие мечты владельца.
  • Страх изменений. Даже сильные сотрудники могут бояться выйти за пределы привычного.
  • Недостаток знаний и умений. Команда не всегда готова к скачкообразному росту, а молодые руководители часто не осознают свой статус. Так бывает, когда переход от специалиста к руководящей должности прошел только формально.
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 4

«....в глубине души каждый русский чувствует себя подчиненным, как бы высоко по служебной лестнице они ни поднялись», — Александр Прохоров.

Как амбициозность собственника влияет на бизнес

Плюсы

  • Привлечение инвестиций. Четкие амбициозные цели, подкрепленные фактами и стратегией, делают бизнес привлекательным для инвесторов и партнеров.
  • Создание уникального рыночного позиционирования. Компании, руководимые амбициозными лидерами, чаще создают новые стандарты на рынке.
  • Рост вовлеченности команды. Сотрудники, которые видят четкие цели и верят в них, работают с большим энтузиазмом.

Минусы 

  • Несоответствие ожиданий. Владельцы могут ставить невыполнимые задачи, не учитывая реальные возможности компании. Поток регулярно начинаемых проектов демотивирует сотрудников и снижает доверие к руководству.
  • Риск отрыва от реальности. Фокус на личных целях отвлекает от анализа реальной ситуации, что может привести к потере связи с клиентами и конкуренции.
  • Риск операционного хаоса. Высокие амбиции требуют системного подхода, а собственнику не всегда до системности и последовательности в доведении до конца начатых проектов.

Что делать собственнику

Амбиции — это личный драйв, но энергия собственника должна совпадать с тем, что нужно бизнесу:

  1. Подкрепить амбиции стратегией. Важно, чтобы команда воспринимала амбиции как драйвер роста бизнеса, как вдохновляющее лидерство, а не как эгоцентричный каприз. Разделите глобальную цель на этапы, обозначьте сроки, чтобы команда могла двигаться последовательно. Фиксировать и поощрять первые победы (квик-вины).
  2. Подтянуть команду до своего уровня через развитие, мотивацию и обучение, включение в стратегические сессии. Важно, чтобы стратегия была понятной для всей команды, воспринималась как достижимая и вдохновляла на действия. Если сотрудники не верят в реалистичность целей, это приводит к демотивации и ощущению, что задачи невозможно выполнить.
  3. Работать над балансом амбиций и системности. Высокие амбиции прекрасны, но должны сочетаться с последовательной работой. Для этого важно окружить себя системными людьми, которые не только разделяют цели, но и умеют ежедневно руками выстраивать процессы для их достижения.
  4. Опираться на долгосрочные рыночные тренды. Регулярно сверяйте амбиции с реальными рыночными условиями. Амбиции владельца могут служить фильтром для принятия решений и стратегического выбора. Например, если цель — устойчивое развитие, выбирайте проекты, которые соответствуют экологическим стандартам. Если амбиции связаны с технологическим лидерством, инвестируйте в инновации.
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 4
Предпринимателями движут не страхи, а возможности и смелость пробовать там, где никто не ходил
Последнее изменение: 30 мая 2025

Источники изображений:

Елена Сысуева / Личный архив АРБ Про

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

18 летконференция «Базовые стратегии»
90+аудитов сайтов и проектов по развитию компаний в Интернете
100+маркетинговых исследований для ТОП-менеджеров и маркетинговых департаментов
1200+проектов по развитию бизнеса
260+диагностик состояния компаний

Контакты

Адрес
191015, Россия, г. Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия