РБК Компании
Главная Rambler&Co 29 октября 2024

Образ будущего в дискурсе медиа и установках общества

Краткосрочное планирование и государство как главный архитектор завтрашнего дня
искусственный интеллект
Источник изображения: Freepik.com

Аналитики Rambler&Co и компании PR News провели онлайн-опрос на ресурсах медиахолдинга и контент-анализ текстов федеральных СМИ, чтобы узнать, какие символы и образы ассоциируются у россиян с будущим, в каких сферах чаще рассуждают о перспективах и как идеями будущего наполнена коммуникация с аудиторией.

Понятие «будущее» для современного человека разделилось на два далеких друг от друга полюса. С одной стороны, будущее стало неотъемлемой частью настоящего: 31% участников исследования на вопрос «когда наступит будущее?» выбирали ответ «уже наступило». То есть благодаря технологическому развитию будущее воспринимается как нечто уже достигнутое здесь и сейчас. С другой стороны, из-за сокращения горизонта планирования для большинства людей концепция будущего утратила четкие очертания. Многие воспринимают это понятие как неопределенное и абстрактное, нечто удаленное и масштабное, то, что наступит через 500 лет (так описывает будущее каждый третий респондент).

Восприятие будущего задают футуристические образы и символы технического прогресса: для 16% опрошенных будущее — это роботы, машины, чипы и т.д. Неизменные спутники — космос (14%) и развитая медицина (12%). Наименее популярными оказались идеи бережного отношения к экологии (6%), искусственная еда (4%), натуральное хозяйство (3%).

Описывая компанию будущего, большинство россиян опять обращаются к таким понятиям, как технологичность и инновационность (17%). Но вместе с тем большое значение приобретают такие грани, как гарантия безопасности (13%) и обеспечение высокого качества товаров и услуг (12%). Это говорит о запросе на прозрачные, предсказуемые и доверительные отношения между потребителем и бизнесом. А вот факторы комфорта (8%), доступных цен (9%), сформированный HR-бренд (7%), индивидуальный подход (7%) и экономия времени (6%) становятся второстепенными. 

По данным исследования, сегодня ближе всего к будущему компании из сфер: IT и телеком (26%), наука (18%), медицина (14%) и космос (10%). Дальше всех (выбирали менее 5% опрошенных) — образование, авто, недвижимость и страхование. 

Контент-анализ федеральных СМИ демонстрирует, что будущее — одна из важных и часто обсуждаемых тем: за период с января по сентябрь 2024 года опубликовано 31,5 тыс. сообщений, так или иначе посвященных этой теме. При этом пик публикаций, транслирующих новые идеи, пришелся на январь и февраль (более 3 тыс. и 5 тыс. сообщений). Начало года остается точкой отсчета и планирования и в установках людей, и в медиапространстве. 

Тему будущего в СМИ чаще всего озвучивают госорганы, госкорпорации и проекты с государственной поддержкой. Фокус на долгосрочных перспективах и стратегиях развития инфраструктуры, технологий и социального обеспечения. Чаще всего представители власти апеллируют к 2030 году как дате, определяющей рамки будущего.

В каждом пятом сообщении федеральных СМИ именно представители разных ветвей власти выступают архитекторами завтрашнего дня. 24% — в дискурсе о будущем занимают государство и внутренняя политика, 19% — у науки и образования, 11% отдано высоким технологиям.

Будущее в нейминге проектов и кампаний также набирает обороты. Чаще других для создания устойчивых ассоциаций термин используют образовательные организации, фонды, форумы и спортивные проекты.

Опрос интернет-пользователей ресурсов медиахолдинга Rambler&Co проходил в период с 4 по 21 октября, охват составил 464 тыс. человек, среди которых 66% мужчин и 34% женщин. Для контент-анализа текстов федеральных СМИ использовались публикации, в которых слово «будущее» упоминается минимум 5 раз. Рассматривались материалы, опубликованные с января по сентябрь 2024 года.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
30 октября 2014
Уставной капитал
674 010 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Донской, ш. Варшавское, д. 9, стр. 1, помещ. А, ком. 37
ОГРН
5147746290819
ИНН
7726759785
КПП
772601001
Среднесписочная численность
145 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия