РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная AWG 21 апреля 2025

Цифровая перезагрузка: как бесшовный опыт изменил рынок ритейла

Новая реальность ритейла: почему бесшовный опыт покупки становится стандартом успеха
Мужчина смотрит в мобильный телефон
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney

Онлайн-продажи и интеграция цифровых и физических каналов стали не просто трендом, а необходимостью для выживания бизнеса. Сегодня 7 из 10 покупателей задействует несколько каналов при принятии окончательного решения о покупке, причем большинство переключаются между приложением платформы и веб-сайтом. Омниканальность превратилась в стратегический стандарт: согласно исследованию Invespcro, компании с эффективными стратегиями омниканального взаимодействия сохраняют в среднем 89% своих клиентов, в то время как остальные — только около 33%.

Почему начались изменения?

Развитие технологий постепенно вело рынок к освоению новых каналов, но пандемия COVID-19 стала катализатором: согласно исследованию Data Insight, за 2020 год объем интернет-торговли в России вырос на 58%, достигнув 2,7 трлн рублей. Это значительно превышает прогнозы за 2019 год, которые оценивали объем рынка в 1,6 трлн рублей и ростов в 28% (по сравнению с 2018 годом). При этом, в 2020 году количество онлайн-заказов В2С выросло на 78%.

Такой рост потребовал от ритейлеров ускоренной адаптации к изменившимся потребительским привычкам: в условиях закрытия офлайн-магазинов и строгих карантинных мер, покупатели начали активно переходить в онлайн-пространство. Они активно использовали мобильные устройства, социальные сети и маркетплейсы. 

Освоив интернет-продажи, бренды начали следующий этап — переход от мультиканальности к омниканальности: если первая подразумевает только использование нескольких независимых каналов, то омниканальность интегрирует их в единую систему для гибкого и бесшовного взаимодействия с клиентом, позволяя легко переключаться между онлайн- и офлайн-покупками. Это понятие не новое для рынка, но многие бренды до сих продолжают переход от разрозненных каналов к полноценной омниканальной стратегии.

С увеличением объемов онлайн-торговли конкурентная борьба среди ритейлеров обострилась. Компании, не успевающие адаптироваться, могли потерять потребителей, что вынуждало также пересматривать подходы. В результате, омниканальность стала ключевым инструментом для привлечения и удержания клиентов, поскольку покупатели ожидали взаимодействия с брендами через различные каналы.

Опыт российских ритейлеров

В течение четырех лет ИТ-интегратор AWG и агентство Data Insight исследуют омниканальный подход у крупных российских ритейлеров, работающих в онлайн и офлайн-формате. Оценка проводится по 23 критериям, включая функциональность приложений, устойчивость сайтов, полноту информации о товарах и эффективность колл-центров. Результаты исследования формируются в виде рейтинга омниканальности 100 крупнейших розничных ритейлеров глазами покупателя. Организаторы исследования стремились  пройти путь покупателя и оценить именно его опыт.

«AWG специализируется на омниканальных решениях для ритейла и помогает компаниям развиваться в сторону человекоцентричности и бесшовного сервиса между онлайн- и офлайн-каналами. Поэтому еще в 2020-м году мы совместно Data Insight создали рейтинг, который позволяет оценить омниканальность и увидеть, как покупатель ощущает взаимодействие с бизнесом на фоне конкурентов», — прокомментировал Никита Шабашкевич, совладелец ИТ-интегратора AWG, CEO и основатель SkillStaff.

Продуктовые ритейлеры на вершине рейтингов

Согласно данным Omni Retail Rating 2024, продуктовые ритейлеры сохраняют лидирующие позиции в омниканальности. Их массовое присутствие в топ-20 рейтинга началось в 2021 году, достигнув пика в 2023 году с шестью представителями. В 2024 году количество представителей продуктового ритейла в топ-20 осталось высоким и почти удвоилось по сравнению с 2020 годом. Это результат активного развития онлайн-каналов в ковидный период и дальнейшей работы над логистикой и качеством сервиса. Это подтверждают данные Data Insight: рост онлайн-продаж продуктов и товаров из супермаркета в 2024 году составил 50% к прошлому году. Такие компании, как «Перекресток» и «ВкусВилл», традиционно занимают места в тройке лидеров своей категории. 

Стабильность лидеров и новые критерии оценки

В 2024 году впервые были введены категорийные рейтинги: компаниям начислялись баллы за параметры, значимые для соответствующих категорий. Что позволило определить лидеров в отдельных сферах ритейла. Однако нововведение практически не повлияло на расстановку сил в основном рейтинге. Успех по-прежнему зависит от комплексных показателей омниканальности. Это подтверждают многолетние достижения «М.Видео», присутствующей в топ-10 с 2020 года, и «Спортмастера», который дважды побеждал в рейтинге пользовательского опыта. По итогам полугодового исследования эти компании получили наибольшее число баллов по 23 параметрам.

Конкуренция растет: плотность результатов увеличивается

За последние четыре года разрыв между первыми и заключительными местами рейтинга сократился. Если в 2020 году разница между оценками омниканальности первого и сотого места составляла 15 пунктов, то в 2024 году этот показатель уменьшился до 12. Это означает, что компании, ранее отстававшие, начали активнее внедрять цифровые технологии и развивать омниканальные стратегии, сокращая разрыв с лидерами рынка. Такой тренд свидетельствует о том, что все больше игроков инвестируют в омниканальные стратегии и создают конкурентоспособные решения.

Прорывы в технологиях и логистике

Особенное внимание уделяется технологическим решениям. Если в рейтинге 2022-2023 годов «Лента» продемонстрировала небольшой спад оценок по этой группе метрик: качеству, скорости, стабильности сайта и приложения — то  в 2024 году, напротив, вышла на новый уровень. В рейтинге по взаимодействию с технологиями «Лента» поднялась на 55 позиций, впервые вошла в топ-3 — и сразу возглавила его. А «Перекресток» с 2020 года неизменно попадает в топовые позиции рейтинга по опыту получения заказа — оценке, охватывающей выбор способов доставки, трекинг, состояние товара и его соответствие заявленным стандартам. В рейтинге 2022–2023 годов «Перекресток» получил более высокую оценку по сравнению с предыдущим годом, а в 2024 году сохранил этот уровень. Это подтверждает соответствие ожиданиям клиентов благодаря эффективно выстроенным логистическим процессам.

Российские ритейлеры совершенствуются

В 2024 году компания Hoff совершила рывок, поднявшись с 39-го места на вершину рейтинга омниканальности. Компания «Спортмастер» получила признание за пользовательский опыт. Российские ритейлеры активно совершенствуют омниканальные стратегии, стремясь обеспечить бесшовный опыт взаимодействия для своих клиентов.

«На российском рынке конкурировать с маркетплейсами специализированным магазинам становится все сложнее. Классический ритейл может выигрывать за счет качественного офлайн-взаимодействия с покупателем и его тесной бесшовной интеграции с онлайн-каналами. За последние 4 года мы видим активное внедрение омниканальных механик у российского ритейла практически во всех сегментах. При этом для некоторых направлений паттерны поведения людей стимулируют более активно развивать онлайн-каналы. Так, например, food-ритейл упрощает покупателям шоппинг за счет онлайн-витрины и доставки. Покупая продукты, человек обычно заранее знает список необходимых ему товаров, для других категорий часто нужно дополнительное взаимодействие с персоналом и посещение офлайн-точки: консультация со специалистом или примерка», — прокомментировал Никита Шабашкевич, совладелец ИТ-интегратора AWG, CEO и основатель SkillStaff.

Выводы: омниканальность как стандарт

  1. Лидеры сохраняют позиции благодаря интегрированию в российский рынок и долгосрочным инвестициям в цифровые решения.
  2. Конкуренция усиливается, уровень омниканальности растет по всей отрасли, что отражает тенденцию к более плотным результатам рейтинга.
  3. Продуктовые ритейлеры, а также такие сети, как «М.Видео», «Л'Этуаль» и «ВсеИнструменты.ру», продолжают задавать тон, активно внедряя технологические новшества.

Выводы показывают, что сегодня омниканальность становится стандартом. На фоне усиливающейся конкуренции уровень омниканальности растет по всей отрасли, что ведет к более комфортному и разнообразному покупательскому опыту. 

Перспективы развития

Омниканальность в России будет и дальше эволюционировать. Ожидается дальнейшая персонализация покупательского опыта за счет внедрения ИИ и анализа данных. Также можно прогнозировать рост интереса к гибридным форматам (онлайн-заказы с выдачей в офлайн-точках) и развитию бесконтактных технологий.

Компании, которые сумели адаптироваться к вызовам последних лет, теперь задают стандарты, а их конкуренты вынуждены подтягиваться к новым реалиям рынка.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Воздвиженка, д. 7/6с1, этаж 4
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия