Новые тенденции в борьбе с киберпреступностью: уголовно-правовые меры
Рассмотрим основные аспекты уголовной ответственности в этой сфере, составы преступлений и меры профилактики

20 лет судебной практики. Эксперт по решению корпоративных и налоговых споров, банкротств. Действующий арбитр «Российского арбитражного центра» при «Российском институте современного арбитража».
1. Основные составы преступлений в сфере киберпреступности и уголовная ответственность
Уголовное законодательство Российской Федерации, в частности глава 28 УК РФ, предусматривает следующие из ключевых составов преступлений:
- Несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) — незаконные действия по проникновению в системы с целью кражи, модификации или уничтожения данных, что часто сопровождается использованием сложных технических средств.
- Создание, распространение и использование вредоносных программ (ст. 273 УК РФ) — включает изготовление и распространение вирусов, троянов, шпионских программ и других инструментов атак на информационные системы.
- Мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ) — обман с целью хищения чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации.
- Организация деятельности по передаче абонентских номеров с нарушением требований законодательства (ст. 274.4 УК РФ) – предусматривает ответственность за организацию передачи абонентских номеров, выделенных по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, другим лицам в нарушение законодательства РФ, если это совершено из корыстных целей или для совершения иного преступления.
Криминализация перечисленных деяний обусловлена их высокой общественной опасностью и потенциально тяжелыми последствиями для государственной безопасности, экономики и частных лиц.
2. Тенденции и особенности применения уголовного законодательства
Анализ судебных решений за 2025 год показывает, что в ряде дел фиксируется эффективное применение норм по статье 272 УК РФ и сопутствующим составам. Повышенное внимание уделяется доказательной базе — экспертным компьютерным исследованиям и атрибуции действий подозреваемых. Суды все чаще учитывают технические особенности преступлений и причиненный ущерб.
Набирает силу практика комплексной оценки соучастия в киберпреступных схемах, включая организаторов и посредников. При этом в деле особое внимание уделяется выявлению корыстной заинтересованности и причастности лиц к отдельным стадиям преступления — от подготовки до реализации.
Рост числа дел, связанных с неправомерным оборотом электронных платежей, подтверждает высокую актуальность изменений, введенных в УК РФ в 2025 году, направленных на борьбу с дропперством и мошенничеством через банковские карты и онлайн-сервисы.
Также 14 августа 2025 года Правительство РФ утвердило комплексный план мероприятий по реализации Концепции государственной системы противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий. Данный план направлен на системное укрепление борьбы с киберпреступностью и формирование безопасной цифровой среды для граждан и организаций.
Ключевые направления плана включают:
- Совершенствование уголовного и административного законодательства с целью ужесточения ответственности за цифровые преступления. В частности, уже введена уголовная ответственность за дропперство, которая стала важным звеном в пресечении финансовых мошеннических схем.
- Межведомственное взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов — МВД, Минцифры, ФСБ, Роскомнадзора, Генпрокуратуры и Следственного комитета. Эти структуры в тесном сотрудничестве будут уведомляться операторами связи, интернет-провайдерами и другими организациями о выявленных признаках преступлений с цифровым компонентом.
- Профилактика правонарушений через повышение цифровой и финансовой грамотности населения. Для этого предусматриваются регулярные информационные кампании, размещение социальной рекламы, создание депозитария профилактических материалов, а также интеграция обязательного информирования в популярные мобильные приложения для взаимодействия с госорганами и банками.
- Технические меры, направленные на борьбу с мошенничеством, в том числе создание единого реестра адресов официальных сайтов популярных интернет-магазинов для борьбы с электронными двойниками и фишинговыми ресурсами. Планируется также разработка алгоритмов выявления использования искусственного интеллекта в совершении киберпреступлений.
3. Меры предотвращения уголовной ответственности и защита от киберугроз
Для снижения рисков уголовного преследования и минимизации финансовых потерь в условиях киберугроз рекомендуется:
- Внедрять и соблюдать комплексные стандарты информационной безопасности, включая регулярные аудиты и обновления систем защиты;
- Ограничивать доступ к важной информации и использовать многофакторную аутентификацию;
- Обучать сотрудников правилам кибербезопасности и предупреждать их о типичных методах взлома и мошенничества;
- Внимательно фиксировать и анализировать подозрительные события в информационных системах и незамедлительно реагировать на инциденты;
- Сотрудничать с профильными государственными органами и профессиональными сообществами для обмена информацией об угрозах и методах защиты.
4. Заключение
Современная борьба с киберпреступностью требует комплексного подхода, сочетающего эффективные уголовно-правовые меры и развитие системы защиты данных. В 2025 году законодательство России адаптируется к вызовам цифровой эпохи, расширяя и уточняя уголовную ответственность за преступления в сфере информационных технологий.
Все участники цифрового пространства — от государства и бизнеса до частных пользователей должны повышать осведомленность о рисках и активно применять меры безопасности. Только согласованные усилия и правовые инструменты позволят снизить социально-экономические последствия киберпреступлений и обеспечить устойчивое развитие цифровой экономики.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети



