Фрод-апокалипсис в Директе: как мы остановили волну спам-заявок в РСЯ
Показываем, какие 3 антифрод-механизма чат-лендинга в ReQuest спасли проект московского застройщика от фродовых заявок в РСЯ
Причина
Мы продвигаем жилой комплекс комфорт-класса одного из крупнейших застройщиков России с августа 2023 года. На проекте мы работаем с холодным трафиком, который собираем в РСЯ.
На протяжении всего продвижения проект регулярно подвергался фродовым атакам. Последний значительный всплеск атак мы зафиксировали в марте этого года. Тогда мы обратили внимание на резкий рост нерелевантного трафика, высокую конверсию и аномальное количество лидов. Эти признаки явно указывали на фрод.
Задача
Нам нужно было срочно отразить масштабную атаку фрода с РСЯ.
Современные маркетологи столкнулись с тревожным трендом — интернет-трафик становится менее качественным. Растет объем бот-трафика и его поведение усложняется: современные боты успешно копируют действия реальных пользователей — просматривают страницы, совершают клики и заполняют формы.
Часто такое поведение делает их практически неотличимыми от живых посетителей, что серьезно осложняет процесс выявления и блокировки нежелательной активности. В результате эффективность рекламных кампаний существенно снижается.
Поэтому для нашего агентства внедрение антифрод-систем и постоянный поиск новых решений стали обязательной практикой. Ранее мы уже рассказывали, как боремся с фродом с помощью антифрод-систем при настройке рекламы в Яндекс Директе, на лендингах и в квизах.
В этой статье мы подробно разберем конкретный кейс: какие меры и совместно разработанные решения с создателем чат-лендинга Андреем Завьяловым помогли нам отразить масштабную атаку фрода в РСЯ для проекта из Москвы.
Предыстория: как мы настроили рекламу и проблема фрода
Мы запустили текстово-графическую рекламу в РСЯ на мужчин и женщин от 18 до 55 лет, которые живут в Москве и Химках.
Таргетировались по следующим группам:
- по интересам — показываем объявления тем, кто интересовался темами «жилая недвижимость», «жилая недвижимость в новостройках», «ипотека»;
- по бренду — показываем объявления тем, кто вводил в поиске запросы с названием бренда застройщика и названием ЖК;
- по ключевым словам с названием района — показываем объявления тем, кто вводил в поиске запросы с названием района, где располагается ЖК;
- по конкурентам — показываем объявления тем, кто ищет квартиру в ЖК конкурентов;
- по аудитории ретаргетинга — показываем объявления тем, кто уже дошел до контактов в чат-лендинге, но не оставил заявку для связи с отделом продаж;
- по look-a-like аудитории — показываем объявления тем, кто похож на пользователей, которые посещали чат-лендинг.

В качестве баннеров использовали креативы с фотографиями жилого комплекса, а сверху изображения добавили офферы проекта:



Трафик с рекламы вели на чат-лендинг, где в качестве конверсии настроили две цели: первая цель — промежуточная, когда пользователь прошел вопрос №4, в котором мы спрашиваем про удобный для него вариант покупки, вторая цель — пользователь отправил форму с контактными данными.
Промежуточная цель помогает алгоритмам обучаться быстрее, так как этой цели достигает большое количество людей. Рекламная система анализирует, какая аудитория чаще ее достигает, и корректирует ставки так, чтобы рекламные алгоритмы показывали объявление аудитории, похожей на ту, что ответила про удобный вариант покупки в вопросе №4.


Как столкнулись с проблемой фрода
На протяжении всего продвижения проект регулярно подвергался фродовым атакам. Последний значительный всплеск атак мы зафиксировали в марте этого года. Тогда мы обратили внимание на резкий рост трафика, который шел не только из России, но и из Молдовы, несмотря на то что реклама была настроена исключительно на пользователей из России.
Этот трафик сконвертировался в лиды: в марте мы получили около 6000 уникальных лидов, тогда как в обычные месяцы среднее количество лидов не превышает 250.
Анализ показал, что конверсия трафика из России составила 12%, а из Молдовы — 51%. Оба значения были аномально высокими: для холодной аудитории из РСЯ нормой является конверсия менее 1%.

Все эти признаки — резкий рост нерелевантного трафика, высокая конверсия и аномальное количество лидов — явно указывали на фрод. И эту проблему нужно было срочно решать.
Чтобы справиться с фродом, мы сосредоточились на доработке чат-лендинга.
Какие изменения внедрили в чат-лендинг
С чат-лендингами мы активно работаем с прошлого года. Изначально мы начали их использовать, когда заметили, что квизы стали терять эффективность при работе с холодной аудиторией в РСЯ. Чат-лендинги показали лучшие результаты, и с тех пор мы начали масштабировать их использование.
Функционал чат-лендингов ReQuest постоянно развивается, и мы стараемся активно участвовать в этом процессе, регулярно предлагая разработчику полезные нововведения. Особенно актуальными стали доработки, которые направлены на борьбу со спамом и ботами.
«Внедрять антифрод-инструменты я стал в июле прошлого года, когда ко мне обратились несколько агентств, в том числе и Artsofte Digital, с просьбой помочь с этой бедой. Вообще антифрод-механиками я давно занимался по другому своему направлению — разработке сайтов, так что некоторая база у меня уже была, я ее доработал и усилил в рамках проекта чат-лендингов. Совместно с Artsofte Digital мы реализовали в системе несколько ключевых защитных механизмов:
- блокировку по входящим UTM-меткам;
- геолокационную фильтрацию;
- механизм сравнения сетевых адресов при входе и отправке заявки (это решение было разработано под конкретный кейс)».
Андрей Завьялов, основатель и разработчик сервиса Request
Так в чат-лендинге появился встроенный инструмент борьбы с ботным трафиком, который позволяет отсекать подозрительный трафик до того, как он повлияет на статистику и на рекламный бюджет. Сейчас он выглядит так:

Инструменты чат-лендинга, которые мы использовали, чтобы снизить фрод
На этом проекте мы использовали следующие возможности чат-лендинга: ограничение количества заявок с одного устройства, фильтрацию трафика по IP-адресу и геолокации, блокировку трафика по UTM-меткам.
Рассмотрим их подробнее.
1. Ограничение количества заявок с одного устройства
Механизм эффективно проявил себя в борьбе с накруткой заявок и повторными обращениями от одних и тех же пользователей. Этот инструмент позволил нам установить лимит — не более 3 заявок с одного устройства в течение 3 часов.

2. Фильтрация трафика по IP-адресу и геолокации
Изначально инструмент блокировал доступ к чат-лендингу, если IP-адрес пользователя не соответствовал целевой стране. Благодаря этому информация о конверсии не поступала в метрику и соответственно, алгоритмы не обучались на таком трафике. Таким образом можно было спасать рекламные кампании от фродовых атак.

Но сложные боты научились имитировать нужный IP-адрес при входе, обходя защиту. Тогда по просьбе нашей команды этот инструмент модернизировали. Теперь он осуществляет двойную проверку IP — при входе и в момент отправки заявки. Если IP не совпадают, то чат-лендинг блокирует пользователя.

3. Блокировка трафика по UTM-меткам
Анализ заявок показал, что большое количество разных заявок (около 6000) пришло с одними и теми же UTM-метками — как будто кто-то скопировал ссылки из объявления.
Мы обновили рекламные кампании — пересоздали все объявления с новыми UTM-метками и запустили их. Это помогло отфильтровать большую часть новых фродовых заявок, но не решило проблему полностью. Боты продолжали атаковать, используя сохраненные ссылки.

Тогда мы попросили основателя и разработчика сервиса внедрить возможность блокировать трафик по входящим меткам. После внедрения этого функционала на чат-лендинг мы прописали переменные, которые были характерны для фродового трафика.
Переменные — это текст, который содержится в UTM-метках каждого клика по рекламе. Он включает название площадки, название рекламной кампании и ID рекламного объявления.
Теперь для трафика, который шел по этим ссылкам, чат-лендинг стал блокироваться — он выглядел таким же пустым, как на примере выше для трафика не из России.

«На этом проекте мы регулярно сталкиваемся с фродовыми атаками, поэтому наша ключевая задача — оперативно отслеживать угрозы и своевременно на них реагировать.
Хорошо, что современные инструменты защиты постоянно совершенствуются и развиваются в этом направлении. Это позволяет нам комплексно бороться с мошенническим трафиком».
Лев Корнильцев, Team Lead проектных менеджеров Artsofte Digital
После внедрения защитных механизмов нам удалось очистить трафик. Благодаря доработке чат-лендинга новых спамных лидов стало значительно меньше, а конверсия вернулась к реальным значениям — 0,35%.


Источники изображений:
Личный архив компании Artsofte Digital
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети